Переводы важнейших произведений древнегреческих и латинских авторов, содержащие изложение греческих мифов
А. Древнегреческие авторы
Гомер, Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М.–Л., 1935, ХХХVII, 603 стр.
Гомер, Илиада, пер Н. М. Минского, М., 1935, 352 стр.
Гомер, Одиссея, пер. В. А. Жуковского, М.–Л., 1935, 535 стр.
Гомер, Гомеровы гимны, пер. В. Вересаева, М., 1926.
Гесиод, «Работы и дни» и «Теогония» (Происхождение богов). Подстрочный перевод поэм Георгия Властова, СПБ, 1885 IХ, 280 стр.
Гесиод, Работы и дни (Земледельческая поэма), пер. В. Вересаева, М., 1927, 87 стр.
Эсхил, Драмы, т. I, пер. с греч., СПБ, 1864, 326 стр.
Эсхил, Прометей прикованный, пер. с греч. С. Соловьева и В. Нилендера, вступ. ст. А. В. Луначарского и С. Соловьева: «Прометей освобожденный», по отрывкам Эсхила восстановленный С. Соловьевым», М.–Л., 1927, стр. 146.
Эсхил, Трагедии: «Молящие», «Семь против Фив», «Прикованный Прометей», «Орестея», «Освобожденный Прометей», (фрагменты), пер. А. И. Пиотровского, М.–Л., 1937, 411 стр.
Софокл, Трагедии: т. I: «Эдип‑царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», пер. В. О. Нилендера и С. В. Шервинского, М.–Л., 1936, 231 стр.
Софокл, Драмы, М., 1914‑1915 («Памятники мировой литературы. Античные писатели»):
т. I: «Аякс‑биченосец, „Филоктет“, „Электра“, 1914, 422 стр.;
т. II: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», 1915, 438 стр.
Еврипид, Театр Еврипида СПБ, 1906, стр. 628 («Алкеста», «Медея», «Ипполит», «Геракл», «Ион», «Киклоп»).
Еврипид, т. I: «Алкеста», «Андромаха», «Вакханки», «Гекуба», М., 1916;
т. II: «Гераклиды», «Геракл», «Елена», «Ипполит», М., 1916, 516 стр.;
т. III «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Ион», «Киклоп», М., 1921, 548 стр.
Павсаний. Описание Эллады, т. I‑II, пер. С.П.Кондратьева, М., 1938, 1940, 362, 590 стр.
Павсаний, Описание Эллады, пер. Г. Я. Янчевецкого, СПБ, 1887‑1889, 839 стр.
Пиндар, пер. А. В. Майкова, журн. министерства народного просвещения, 1892, №№8‑10; 1893, №№1, 4, 12; 1896, №6; 1898, №5.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания, пер. с греч. В. Алексеева. СПБ, 1891, т. 1, «Тесей».
Б. Латинские авторы
Вергилий, Энеида, пер. В. Брюсова и С. Соловьева, М.–Л., 1933, 379 стр.
Овидий, Баллады‑послания, пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1918 ХIII, 344 стр.
Овидий, ХV книг превращений, пер. А. Фета, М., 1887, ХХIV, 793 стр.
Овидий, Метаморфозы, пер. С. В. Шервинского, М.–Л. 1937, ХIV, 359 стр.
Овидий, Героини, пер. Ф. Ф. Зелинского, СПБ, 1913, 222 стр.
Книги, содержащие подробный разбор греческой мифологии, эпоса и драматургии
«История греческой литературы», т. I. Эпос, лирика, драма классического периода, изд. Ан СССР, Институт мировой литературы имени А. М. Горького, М.–Л., 1947, 487 стр.
С.И. Радциг, История древнегреческой литературы, М.–Л., 1940, 403 стр.
И.М. Тронский, История античной литературы, Л., 1946, 496 стр.
[1]Крон – всепоглощающее время (хронос – время).
[2]Зевс – римский Юпитер.
[3]Богиня жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительница городов и государства. В Риме впоследствии с Гестией была отождествлена Веста, богиня домашнего очага.
[4]Великая богиня плодородия земли, дающая рост всему, что произрастает на земле, дающая плодородие нивам, благословляющая труд земледельца. Римляне назвали богиню Деметру именем своей древней богини плодородной нивы – Церерой. Мифы о Деметре см. ниже.
[5]У римлян им соответствовали Юнона, Плутон и Нептун.
[6]Полубоги, охранители и защитники Зевса. Позднее куретами называли на Крите жрецов Зевса и Реи.
[7]У римлян греческим богиням Гере, Артемиде, Афродите и Афине соответствовали: Юнона, Диана, Венера и Минерва.
[8]У римлян – Вулкан.
[9]У римлян – грации.
[10]У римлян – парки.
[11]У римлян – Фортуна.
[12]Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте.
[13]Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» – несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.
[14]Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда.
[15]Асфодел – дикий тюльпан.
[16]Иначе – Цербер.
[17]Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.
[18]Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов‑олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.
[19]Гера (у римлян Юнона) – богиня неба, покровительница брака, охранительница матери во время родов; особо почиталась в Спарте, Коринфе, в Олимпии и в Аргосе, где находился знаменитый храм. В мифах о Гере отразилось и положение женщины в Греции. Как греческая женщина не пользовалась равноправием с мужчиной и в значительной мере находилась в подчинении у мужа, так и Гера находится в подчинении у своего мужа Зевса. В культе Геры сохранились следы тотемизма; мы имеем сведения, что ее иногда изображали, например, с головой лошади. Уже это указывает на то, что Гера – одна из древнейших богинь Греции.
[20]Стоокий Аргус – олицетворение звездного неба.
[21]Аполлон – один из древнейших богов Греции. В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а затем покровителем искусства, поэзии и музыки. Поэтому и в Москве на здании Большого академического театра стоит статуя Аполлона с лирой в руках, едущего на колеснице, запряженной четверкой коней. Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее. Во всем древнем мире славилось его святилище в Дельфах, где жрица‑пифия давала предсказания. Предсказания эти, конечно, составляли жрецы, хорошо знавшие все, что делалось в Греции, и составляли так, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Известно было в древности предсказание, данное в Дельфах царю Лидии Крезу во время его войны с Персией. Ему сказали: «Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство», но какое царство, свое или персидское, этого не было сказано.
[22]Древнегреческий струнный музыкальный инструмент, подобный лире.
[23]Город на берегу Коринфского залива, служивший гаванью для Дельф.
[24]Богиня памяти.
[25]Величайшие горы в Греции на побережье Эгейского моря, в Фессалии.
[26]То есть играющий на кифаре.
[27]Артемида (у римлян Диана) – одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида – богиня‑охотница – первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды – один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).
[28]Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.
[29]Афина (у римлян Минерва) – одна из наиболее почитаемых богинь Греции: играла большую роль в греческом народном эпосе. Афина – хранительница городов. В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый палладиум: считалось, что она охраняет Трою. С ростом греческой культуры Афина стала также и покровительницей науки.
[30]Государство в Малой Азии, разгромленное персами в VI в. до н. э.
[31]Сцена спора Афины с Посейдоном была изображена на фронтоне храма Парфенона в Афинах знаменитым греческим скульптором Фидием (V в до н. э.); в сильно поврежденном виде фронтон сохранился до нашего времени.
[32]Гермес (у римлян Меркурий) – один из древнейших богов Греции; был первоначально богом – покровителем стад, его изображали иногда с бараном на руках. В гомеровском эпосе Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес – покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом – покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес – покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях – учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д. После завоевания Александром Македонским всей персидской державы (конец IV в. до н. э.), когда в Азии и Египте возникают греческие государства, Гермес отождествляется с египетским богом науки и магии Татом и становится также богом магии и астрологии (т. е. гадания по звездам); его начинают называть богом Гермесом трижды величайшим.
[33]Каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса.
[34]Музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом.
[35]В античной Греции существовали, главным образом при школах, особые площадки, окруженные часто колоннами, на которых обучали физическим упражнениям, борьбе, кулачному бою и т. п. Такие площадки называли палестрами.
[36]Арес (у римлян Марс) – бог войны, несущий гибель и разрушение, древнегреческий идеал храброго воина. Он сравнительно с другими богами Греции пользовался меньшим почетом. Это сказывается и в том, что сам бог Зевс, по словам греков, недолюбливает своего сына Ареса, постоянно затевающего раздоры, губящего людей и радующегося, когда во время битвы рекой льется людская кровь.
[37]У римлян Афродита – Венера; Эрот – Амур или Купидон; Гименей – бог брака.
[38]Афродита – первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по‑видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) – ее сын.
[39]По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.
[40]Гимерот – бог страстной любви.
[41]Гефест (у римлян Вулкан) – первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом‑покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.
[42]Менады – спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады – то же, что и вакханки.
[43]Тирс – палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.
[44]Тимпан – ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.
[45]Деметра (у римлян Церера) – одна из наиболее почитаемых богинь Греции. Это богиня плодородия и земледелия, которую особенно чтили земледельцы. В честь ее повсеместно в Греции справлялись многочисленные празднества. Характерно, что в поэмах Гомера богиня Деметра как бы отодвинута на второй план. Это доказывает, что чтить ее как величайшую богиню греки стали тогда, когда земледелие стало их главным занятием, а скотоводство потеряло былое значение.
[46]Долина в области Могары, на берегу Саронического залива.
[47]Амврозия – пища богов, дающая бессмертие.
[48]Считался иногда сыном царя Карии, Эфлия, иногда сыном Зевса. Возможно, что Эндимион – древний карийский бог сна. Кария – страна в Малой Азии, на побережье Средиземного моря.
[49]Созвездия Тельца, Кентавра, Скорпиона и Рака.
[50]Два созвездия, называвшиеся у греков Змея и Жертвенник.
[51]Киферон – между Аттикой и Бестией;
Геликон – на юго‑западе Беотии;
Тмол – в Лидии;
Ида – во Фригии, в Малой Азии;
Пелион и Осса – в Фессалии, на побережье Эгейского моря.
[52]Оронт – в Сирии, Алфей – на западе Пелопоннеса, Эврот – в Лаконии; на берегу Эврота находилась Спарта.
[53]У греков эти названия имели:
) река в Аттике;
) река на севере, возможно Зап. Двина;
) река По.
[54]Дионис (у римлян Вакх) – бог виноделия, бог вина, в Греции «пришлый» бог, принесенный из Фракии. Празднества в честь Диониса важны были тем, что они послужили началом театральных представлений в Афинах. Во время празднеств в Афинах (великие Дионисии) выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов и исполняли особые гимны – дифирамбы; их начинал запевала, а хор ему отвечал; пение сопровождалось пляской. Из этих дифирамбов создалась трагедия (само слово можно объяснить как «песня козлов»). На сельских же празднествах в честь Диониса (сельские Дионисии) исполнялись шуточные песни, которые тоже начинал запевала; они тоже сопровождались плясками; из них произошла комедия.
[55]Город в Беотии, на берегу Капаидского озера.
[56]Гиадами называется скопление звезд (звездная куча) в созвездии Ориона, одном из наиболее ярких созвездий на небе.
[57]Фракийское племя, жившее по берегам реки Стримона (современная Струма, или Карасу).
[58]Тирренские, или тирсенские, то есть этрусские морские разбойники; этруски – народ, живший в древнейшее время на западе Италии, в современной Тоскане.
[59]Страна на северо‑западе Малой Азии.
[60]Река в Лидии, впадающая в реку Герм (современная Гедис).
[61][Бог] Пан , хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек – полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан – бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов‑олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом‑покровителем всей природы.
[62]Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода. Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не стала, по‑прежнему эксплуатировали их богатые.
[63]В этом мифе дается рассказ о всемирном потопе и о том, как Девкалион и Пирра спасаются в огромном ящике. Миф о потопе существовал и в древнем Вавилоне: это миф о Пирнапиштиме, или Утнапиштиме, который заимствовали и древние евреи. У них – это библейский миф о всемирном потопе и Ное.
[64]Область в центре Пелопоннеса.
[65]Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников – олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: «По правде всех богов я ненавижу», – и за его ответ Гермесу: «Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса», – говорит о нем так: «Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре» (К. Маркс и Ф. Знгельс, Соч., том. I, стр: 26).
[66]Грифы – чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи; аримаспы – мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу.
[67]Этим кончается трагедия Эсхила «Прикованный Прометей».
[68]Пандора – значит наделенная всеми дарами.
[69]Миф об Эаке особенно интересен тем, что в нем ясно выражен пережиток тотемизма. В мифе рассказывается о том, как из муравьев произошло племя мирмидонян. Вера в то, что люди могут произойти от животных, свойственна первобытной религии.
[70]От слова мирмекс – муравей.
[71]Область на северо‑западе Пелопоннеса.
[72]Персей – один из наиболее популярных героев Греции. О нем сохранилось много мифов, которые рассказывали не всюду одинаково. Интересно, что ряд действующих в этих мифах лиц, древние греки перенесли на небо. И теперь мы знаем такие созвездия как Персей, Андромеда, Кассиопея (мать Андромеды) и Кефей (отец ее).
[73]Один из Кикладских островов в Эгейском море.
[74]Эфиопия – страна, лежавшая, по представлениям греков, на крайнем юге земли. Эфиопией греки, а затем римляне называли всю страну, лежащую Африке на юге от Египта.
[75]Находился в оазисе Ливийской пустыни, на запад от Египта.
[76]Один из древнейших городов Греции, находился в Арголиде.
[77]Многое в этом мифе указывает на то, что Беллерофонт был местным солнечным богом: он несется по небу на крылатом коне, он поражает своими стрелами чудовищную Химеру, олицетворяющую бурю, землетрясения и вулканические силы Земли. Мифы о героях, подобных Беллерофонту, встречаются у многих народов земного шара.
[78]Страна на юго‑западе Малой Азии.
[79]Именем Пегаса названо созвездие. Позднее Пегас стал и конем поэтов; на нем поэты возносятся на Парнас, к богу Аполлону и музам.
[80]Гора, на которой находилась крепость (акрополь) Коринфа.
[81]Племя, жившее на северной границе Ликии.
[82]В этом мифе поражает нас дикая жестокость Тантала. Он убивает своего сына лишь для того, чтобы испытать, всеведущи ли олимпийские боги. В этом поступке Тантала ясно сказывается пережиток того времени, когда у греков существовали еще человеческие жертвоприношения.
[83]В мифах о Пелопсе много черт глубочайшей древности. В них мы встречаемся с пережитком – похищением невесты, так называемым «умыканием». Состязание Пелопса с Эномаем – не что иное, как похищение невесты. На греческих вазах Пелопс изображался часто едущим на колеснице с Гипподамией, дочерью Эномая, как бы увозящим ее. Рассказывается, что Эномай вешал головы убитых им женихов на двери своего дворца.
[84]Писа – город на западе Пелопоннеса в долине реки Алфея.
[85]Истм – Истмийский перешеек, соединяющий Пелопоннес со средней Грецией.
[86]Миф о похищении Европы Зевсом говорит нам о браке путем похищения невесты. Превращение же Зевса в быка – пережиток тотемизма.
[87]В мифе о Кадме мы опять встречаемся с пережитками тотемизма – это войны, происшедшие от дракона, точнее – выросшие из его зубов. Да и сам Кадм с женой превращаются в змей.
[88]Финикия – на восточном побережье Средиземного моря. Крупнейшие его города Тир и Сидон.
[89]Киликия – на юге Малой Азии.
[90]Река в Беотии, впадает в Копаидское озеро.
[91]Страна, расположенная на восточном побережье Адриатического моря.
[92]Название реки в Беотии.
[93]Гора на острове Делосе.
[94]Геракл (у римлян Геркулес) – величайший герой Греции. Первоначально он считался солнечным богом, разящим своими не знающими промаха стрелами все темное и злое, богом, исцеляющим и посылающим болезни. Он имел много общего с богом Аполлоном. Но Геракл – бог и герой, встречающийся не только у греков; подобных героев‑богов мы знаем много. Из них особенно интересен вавилонский Гильгамеш и финикийский Мелькарт, мифы о которых оказали влияние на мифы о Геракле; и эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали, подобно Гераклу. Поэты всех времен постоянно пользовались мифами о Геракле; их внимание привлекали подвиги, и страдания, которые выпали на долю Геракла. В звездную ночь мы можем видеть Геракла (под его римским названием Геркулеса) на небе, так как его именем называется одно из созвездий, а рядом с созвездием Геркулеса мы видим созвездие Гидры, той чудовищной многоголовой гидры, которую убил Геракл.
[95]Одни из древнейших городов Греции, находился в Арголиде на Пелопоннесе.
[96]Племя, жившее на западе средней Греции, в Акарнании.
[97]Область на северо‑западе Пелопоннеса.
[98]Город в Арголиде, на северо‑востоке Пелопоннеса.
[99]Немейские игры – общегреческое празднество, происходившее каждые два года в Немейской долине в Арголиде; справлялись они в честь Зевса в середине лета. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, состязались в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья; а также в беге колесниц. Во время игр объявлялся всеобщий мир во всей Греции.
[100]Город на берегу Арголидского залива в Арголиде.
[101]Так называли греки Черное море.
[102]Современный Дунай; греки, плохо зная географию, думали, что Дунай берет свое начало на крайнем севере земли.
[103]Гора и одноименный с ней город в Аркадии на Пелопоннесе, там же и город Псофис.
[104]Область на северо‑западе Пелопоннеса.
[105]Олимпийские игры – важнейшее из общегреческих празднеств, во время которого объявлялся во всей Греции всеобщий мир. За несколько месяцев до игр по всей Греции и греческим колониям рассылались послы, приглашавшие на игры в Олимпию. Игры справлялись раз в четыре года. На них происходили состязания в беге, борьбе, кулачном бою, бросании диска и копья, а также в беге колесниц. Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом. Греки вели летоисчисление по олимпийским играм, считая первыми происходившие в 776 г. до н. э. Существовали олимпийские игры до 393 г. н. э., когда они были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством. Через 30 лет император Феодосий II сжег храм Зевса в Олимпии и все роскошные здания, украшавшие то место, где происходили олимпийские игры. Они обратились в развалины и постепенно были занесены песком реки Алфея. Только раскопки, производившиеся на месте Олимпии в XIX в. н. э., главным образом с 1875 и по 1881 г., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и об олимпийских играх.
[106]Бистоны – мифический народ, живший, по мнению греков, во Фракии.
[107]Горы на Пелопоннесе.
[108]Древнейший город в Фессалии.
[109]Один из Кикладских островов в Эгейском море, славившийся в древности своим мрамором.
[110]Страна на западном берегу Малой Азии с главным городом Пергамом.
[111]Столпы Геракла, или Геркулесовы столпы. Греки считали, что скалы по берегам Гибралтарского пролива поставил Геракл.
[112]Иначе – Цербер.
[113]Мыс, южная оконечность Пелопоннеса.
[114]Мифическая река.
[115]Река в Этолии, области на западе Средней Греции.
[116]Город на западном берегу Малой Азии.
[117]Город в Беотии.
[118]Один из Спорадских островов у берегов Малой Азии.
[119]Город в Эпире, на западе северной Греции, с знаменитым в древности оракулом Зевса.
[120]Богиня справедливости.
[121]Гора в Фессалии около города Трахины.
[122]По некоторым вариантам мифа, на колеснице была не Афина, а богиня победы – Никэ.
[123]Кекроп , основатель Акрополя, – получеловек‑полузмея.
Эрихтоний , рожденный землей, тоже имеет вид змеи. Афиняне же называли себя кекропидами, т. е. потомками Кекропа. Отсюда ясно, что было время, когда афиняне верили в свое происхождение от змеи или от предка змеи. Это указывает на древность мифа.
Эрехтей – первоначально синоним Эрихтония. Лишь с конца V в. до н. э. в произведениях Еврипида Эрехтей упоминается как самостоятельный мифический герой.
[124]Панафинеи – главный праздник Афин; справлялся в продолжении нескольких дней в месяце Гекатомбайоне, первом месяце года, по нашему счету, – в конце июля и начале августа. Раз в четыре года справлялись великие Панафинеи, отличавшиеся особой торжественностью. Начинались празднества ночью торжественным бегом с факелами. Утром устраивалось пышное шествие на Акрополь, шествующие несли богато затканный новый пеплос (верхняя одежда) богини. Его надевали во время Панафиней, кроме того, состязание в беге, борьбе, бросании диска и т. д., состязания в беге колесниц, а также состязания поэтов, певцов и музыкантов. В гимнастических состязаниях и в особом торжественном танце в полном вооружении участвовали мальчики, юноши и взрослые граждане. Конечно, ближайшее участие в празднестве могли принимать только зажиточные граждане, так как это требовало значительных расходов.
[125]Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им здания, а именно сделанные им крылья. Миф о Дедале создался в Афинах – важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции.
[126]Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.
[127]Тесей – величайший герой Афин, имеющий много общего с Гераклом. Тесей – герой военно‑родовой аристократии, а затем герой правящей афинской рабовладельческой аристократии землевладельцев, которая приписывала создание всего древнего государственного строя Афин Тесею. Ему приписывалось прежде всего разделение населения на три класса: «звпатридов», или благородных, «геоморов», или земледельцев, и «демиургов», или ремесленников, и предоставление исключительного права на замещение должностей одним благородным. Характерен и следующий факт: рассказывали, что во время Марафонской битвы (490 г. до н. э.), в которой греки одержали победу над персами, многие афиняне якобы видели Тесея в шлеме с копьем и щитом, идущего впереди боевого строя афинян. Этими баснословными рассказами воспользовались аристократы. Их представитель Кимон перевез в Афины с острова Скироса останки Тесея, в действительности, конечно, не существовавшие, так как и Тесей‑то никогда не существовал.
[128]Город в Арголиде на Пелопоннесе.
[129]Город на восточном побережье Арголиды.
[130]Истмийские игры – общегреческое празднество, справлявшееся каждые два года на Коринфском перешейке – Истме. Во время игр, продолжавшихся несколько дней, происходили состязания в борьбе, беге, кулачном бою, бросании диска и копья, а также состязания в беге колесниц.
[131]Город на Истме, недалеко от Коринфа.
[132]Область на севере Истма, граничащая на востоке с Аттикой.
[133]Греки считали, что пролитая кровь оскверняет человека. Поэтому всякий убивший человека должен совершить особые очистительные обряды у алтаря какого‑либо бога.
[134]Потомки героя Фитала, основавшего в Элевсине мистерии – особый религиозный культ в честь богини Деметры.
[135]Лапифы – мифический народ.
[136]В мифе о Мелеагре интересна следующая черта: мать Мелеагра, Алфея, узнав о том, что он в бою убил ее брата, молит богов покарать ее сына, и Аполлон убивает Мелеагра. Почему преступление Мелеагра так велико, что родная мать проклинает и осуждает на смерть своего единственного сына? Это можно объяснить лишь тем, что миф этот – пережиток времени материнского права, когда брат матери был ее ближайшим родственником, а за убийство ближайшего родственника нужно было мстить. Мифом о Мелеагре, как доказательством того, что у греков существовало в древнейшие времена материнское право, воспользовался Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
[137]Город на берегу реки Эвена в области Этолии (на западе средней Греции).
[138]См. часть II: «Аргонавты».
[139]См. часть II (Троянский цикл). «Пелей и Фетида».
[140]Остров у берегов Аттики в Сарочинском заливе; знаменит по морской битве греков с персами в 480 г. до н. э.
[141]Были также следующие мифы о смерти Мелеагра. Когда родился Мелеагр, то к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала ей: «Твой сын умрет тогда, когда сгорит вот эта головня на очаге». Услыхав это, Алфея тотчас погасила головню, спрятала в ларец и бережно хранила. И вот, когда Мелеагр убил в битве брата своей матери, вспомнила она о предсказании мойр. Гневаясь на сына, вынула она головню из ларца и сожгла ее. Лишь только сгорела головня и превратилась в пепел, как умер герой Мелеагр.
[142]Один из Кикладских островов в Эгейском море.
[143]Тэнар (теперь мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса.
[144]Река во Фракии (современная Марица).
[145]Остров на Эгейском море у берегов Малой Азии (современная Митилена). Родом с Лесбоса был знаменитый впоследствии поэт древней Греции Алкей и поэтесса Сапфо.
[146]Созвездие Лиры, со звездой первой величины Вегой.
[147]Греки считали, что на лепестках дикого гиацинта можно прочесть слово «ай‑ай», что значит «горе, горе!». Празднества в честь Гиацинта, бывшего раньше божеством пастухов, так называемые гиацинтии, справлялись в июле, главным образом дворянами, на Пелопоннесе, в Малой Азии, на юге Италии, в Сицилии, в Сиракузах.
[148]Идас похитил Марпессу на крылатой колеснице, данной ему Посейдоном. Аполлон хотел отнять Марпессу у Идаса и вступил с ним в бой. Зевс прекратил этот бой и повелел Марпесса самой выбрать себе мужа, Марпесса выбрала Идаса: она знала, что бог Аполлон не будет любить ее до самой ее смерти, что забудет ее бессмертный бог, когда она состарится.
[149]См. миф о Пелопсе.
[150]Овен – баран.
[151]Область в средней Греции с главным городом Фивы.
[152]Река Фасис – современный Рион на Кавказе. Колхидой называли греки Черноморское побережье Закавказья.
[153]Руно – шерсть.
[154]Область на востоке северной Греции.
[155]Почему у Ясона была обута только правая нога см. ниже.
[156]Современное Мраморное море.
[157]Поминальное пиршество и военные состязания в честь умершего.
[158]Область на западе Малой Азии с главным городом Пергамом.
[159]Область на северо‑западе Малой Азии.
[160]Во время кулачного боя греки обматывали руки до локтя ремнями, на которых часто прикреплялись медные выпуклые бляхи. Удар вследствие этого мог быть смертельным.
[161]Миф о Финее в той версии, в которой его приводит историк Диодор, использован как пример пережитка матриархата Ф. Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс пишет: «…аргонавты под предводительством Геракла высаживаются во Фракии и находят там, что Финей, подстрекаемый своей новой женой, истязает своих двух сыновей, рожденных от отвергнутой жены его, бореады Клеопатры. Но среди аргонавтов оказываются также бореады, братья Клеопатры, т.е. братья матери истязуемых. Они тотчас вступаются за своих племянников, освобождают их и убивают стражу» (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 141).
[162]Страна в северо‑восточной части Балканского полуострова.
[163]Греки обыкновенно за столом не сидели, а полулежали, опираясь одной рукой на подушку.
[164]Строфады – три небольших острова, лежащие на юге Греции, против западного побережья Мессении.
[165]Симплегады , или Симплегадские скалы (в переводе на русский язык значит «сталкивающиеся скалы»), находились, по представлению греков, при входе в Черное море.
[166]Эвксинский Понт – т. е. гостеприимное море; так стали греки называть Черное море, познакомившись с его плодородными, гостеприимными берегами. Раньше же они называли Черное море Авксинским, т. е. негостеприимным, так как их пугали бури этого моря.
[167]Греки, плохо знакомые с географией Европы, думали, что Истр (современный Дунай) сообщается особым рукавом с Адриатическим морем.
[168]Ливией греки называли берег Африки на запад от Египта.
[169]Современный остров Санторин.
[170]Современный остров Анафи.
[171]Город в Арголиде на Пелопоннесе.
[172]Область на западе средней Греции.
[173]Главный город в области Лакония на Пелопоннесе.
[174]Город в Фессалии, на берегу Пегасейского залива Эгейского моря.
[175]Область в средней Греции между Бестией и Этолией.
[176]Остров в Эгейском море на северо‑восток от острова Эвбеи.
[177]Плеяды – богини, именем их названо созвездие Плеяд.
[178]Конечно, здесь сообщается о таком большом войске, какое не могло быть собрано в те времена, когда создана была легенда о троянской войне. Это обычное эпическое украшение, придающее характер грандиозности войне греков с троянцами.
[179]Авлида – город на берегу пролива, отделяющего остров Эвбею от Средней Греции.
[180]Современный Крым.
[181]На севере Эгейского моря.
[182]Мифический город, одноименный с Фивами, главным городом Беотии в Греции.
[183]По верованиям греков, души умерших, лишенных погребения, были осуждены на вечные скитания и нигде не находили себе покоя. Поэтому лишение погребения считалось величайшим поруганием умершего.
[184]Мифический народ, живший, по представлению греков, на самом южном крае земли.
[185]Нот – южный ветер, Эвр – восточный ветер.
[186]Весь эпизод с Терситом изложен в «Илиаде» в угоду аристократии, взгляды которой выражал поэт. В действительности же Терсит высказывает взгляды рядовых воинов, которые мало были заинтересованы в войне с Троей. Все они только о том и думали, как бы вернуться на родину. Война велась исключительно в интересах вождей‑аристократов.
[187]Конечно, громко смеялись и хвалили Одиссея не все греки: смеялись вожди‑аристократы. Рядовые же воины, мнение которых выразил Терсит, вполне ему сочувствовали и знали, что они сами попали бы в такое же положение, как Терсит, если бы осмелились высказать свои мысли.
[188]Река, протекавшая у самой Трои.
[189]Гора в Малой Азии, на восток от Трои, в юго‑западной Фригии.