Соотнесите имена авторов с названиями произведений

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2014 г.

Муниципальный этап

Класс

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Вторичные потребности включают в себя потребности в безопасности и стабильности существования

2) аффективное действие совершается по привычке

3) мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями

4) познание является одним из важнейших видов деятельности человека.

5) Индивидом может быть только особь с сильным характером.

2. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение:

Чувственное познание, восприятие, суждение, ощущение, представление, рациональное познание, понятие, умозаключение, представление

3. Кто или что является лишним в следующих рядах? Выпишите это слово и

Обоснуйте свой выбор.

3.1. рационализм, эмпиризм, либерализм, сенсуализм,

3.2. Анаксимен, Аквинский, Аристотель, Анаксимандр

3.3. мифология, цивилизация, религия, философия

4. Какие из перечисленных ниже признаков можно считать обязательными для любого социального института?

1. Наличие исполняемых социальных функций;

2. Наличие правил, записанных в документе, учреждающем институт;

3. Наличие социальных статусов и ролей;

4. Деперсонализированные (обезличенные) отношения;

5. Обязательная иерархия социальных статусов внутри института;

6. Внешние отличительные признаки участников института (например, в одежде, внешнем виде, манере поведения).

Перед Вами две схемы, отображающие классификацию форм семейной жизни. Следуя логике схемы, подумайте, какими терминами надо заменить цифры на схеме. Запишите ответы в таблице.

Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru

Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru

               
  Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru   Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru
      Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru   Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru
 
 
 

Полигиния

З.Фрейд и Г. Маркузе.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, так объяснял процесс усвоения индивидом культуры:

1. В воспитании человека важнейшую роль играет семья, в первую очередь - родители.

2. Родители через личный пример и разного рода наставления воспитывают в ребенке стремление стать "хорошим" человеком (воспитанным, культурным, правильным) в соответствии со своими представлениями.

3. При воспитании у человека формируется "Супер-Эго" - особая психическая инстанция, включающая в себя нормы поведения и культурные запреты, Вести себя "культурно" (то есть так, как принято в данном обществе) становится внутренней потребностью.

4. Супер-Эго является защитным средством от проявлений инстинктов, не принятых в обществе.

5. Супер-Эго проявляется в чувстве стыда и желании быть признанным другими людьми.

6. Если человек сам не способен подчиниться внутреннему регулятору, про него говорят, что он "бесстыден". Общество его подвергает репрессиям, либо прямым (уголовное или административное наказание), либо символическим (осмеяние, бойкот, понижение статуса).

Одним из последователей Фрейда стал Г. Маркузе, западный философ, социолог, политический писатель, автор книги "Одномерный человек", бичующей пороки общества потребления. Г. Маркузе применяет логику психоанализа, чтобы показать, как господствующий класс навязывает нужные ему ценности остальным членам общества.

Задание: Ниже приводятся 6 пунктов рассуждений Г. Маркузе. Расставьте их в логической последовательности, следуя логике приведенного выше рассуждения Фрейда. Ответ запишите как последовательность номеров фрагментов.

Фрагменты рассуждений Г. Маркузе:

1. Те потребности индивида, которые не устраивают элиту, вытесняются или объявляются "неправильными".

2. Если человек отказывается от потребления, он подвергается репрессии со стороны общества в символической форме.

3. Индивид стремиться удовлетворить свои потребности, становясь одним из многих потребителей благ общества.

4. Реклама, СМИ и институт образования формирует у индивида "ложные" потребности (расслабляться, развлекаться, потреблять, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие).

5. Роль Родителей в большом современном обществе выполняет элита.

6. Элита транслирует через рекламу, СМИ, институт образования те образцы поведения, которые ей угодны.

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Все авторитарные государства трансформируются в тоталитарные.

2) К формам правления можно отнести президентскую республику и дуалистическую монархию.

3) Главной ценностью коммунистической идеологии является стабильность.

4) Абсентеизм является формой политического участия.

5) Одним из принципов правового государства является взаимная ответственность государства и личности.

6) Признание обществом или его большей частью законности существующей власти называется легитимностью власти.

Соотнесите имена авторов с названиями произведений

Авторы Произведения
А)Аристотель 1.«Капитал»
Б) Никколо Макиавелли 2. «Афинская полития»
В) Томас Гоббс 3. «О свободе»
Г) Джон Стюарт Милль 4. «Государь»
Д) Карл Маркс 5. «Левиафан»

9. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

9.1 губернатор, президент, правительство, прокуратура, глава города

9.2.Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, независимые СМИ, независимость судебной системы.

9.3.либерализм, консерватизм, марксизм, плюрализм, анархизм, фашизм, либертарианство

10. Права человека и гражданина могут быть ограничены:

А) Общественными отношениями. Б) Федеральным законом. В) Полицией. Г) Судом. Д) Подходит все вышеперечисленное.

11. Омбудсмен (омбудсман) - это:

А) Чиновник, рассматривающий жалобы на государство.

Б) Адвокат.

В) Помощник Президента или Губернатора по правам человека.

12. Задача:

Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез видеокамеру. Когда Петя был на очередной тренировке, соседи по комнате, Андрей и Сергей, взяли видеокамеру, и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали. Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?

13. К структурной форме безработицы можно отнести:

А) увольнение рабочих в связи с закрытием крупного цеха градообразующего предприятия во время кризиса;

Б) переезд большого количества работников в другой город в связи с открытием там филиала фирмы;

В) увольнение работников предприятия в связи с назначением нового, более жёсткого начальника;

Г) сокращение рабочей недели с 5 до 4 рабочих дней;

Д) увольнение работников в связи с ликвидацией производства товаров по устаревшей технологии.

14. К функциям государства в рыночной экономике относится:

А) регулирование цен на все виды товаров;

Б) распределение выпускников вузов на работу;

В) определение минимальной заработной платы;

Г) определение процента за кредит в коммерческом банке;

Д) ликвидация естественных монополий.

15. Главной формой проявления скрытой инфляции является:

А) увеличение цен по указанию правительства;

Б) отсутствие спроса на товар;

В) увеличение производства товаров;

Г) дефицит товаров;

Д) рост цен на продукцию естественных монополий.

16. Прочитайте текст к изображению, представленному ниже, и выполните задания:

Данный культурный феномен является неотъемлемой частью Испанской культуры. В нынешнем виде он сложился лишь в XVIII веке. Именно тогда это зрелище смогли посещать простолюдины. Раньше она была развлечением знати и таких специальностей как «матадор», «пикадор» и «бандильеро» не существовало. С противником сражались рыцари кабальеро на коне.

Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru

  1. О каком развлечении идет речь?
  2. Кто этот предполагаемый противник?
  3. Для этого художника это развлечение было произведением искусства. Она полностью соответствовала его темпераменту. Кто автор картины представленной в тексте?

4. Как называется картина? Укажите дату ее создания.

17. Прочитайте текст и выполните задания:

Одной из традиций этого праздника считается посыпание друг друга разноцветными порошками и обливание подкрашенной водой. Она восходит к древней легенде, рассказывающей о том, как Бог Шива наказал Бога любви Каму, пытавшегося вывести того из медитации. Рассерженный Шива своим третьим глазом испепелил навязчивого Бога любви, отчего тот стал бестелесным, но согласившись на уговоры божественных жен Парвати и Раты, разрешил Каме пользоваться телом 3 месяца ежегодно. По возвращении Камы в собственное тело природа вокруг расцветает, а счастливые люди начинают праздновать веселый праздник любви. Расцвет природы символизируется обливанием подкрашенной водой и цветными порошками, и чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий.

Соотнесите имена авторов с названиями произведений - student2.ru

1. Как называется праздник, о котором идет речь?

2. В какой стране получил свое распространение данный праздник? (1 балл)

3. С какой религией связывают его проведение сегодня? Дайте ей краткую характеристику в 3-4 предложениях.

18. Прочтите текст и выполните задания:

На сегодняшний день огромный интерес публики сосредоточился вокруг сериалов. Сериальная культура, которая начиналась мыльными операми на телеэкранах, постепенно эволюционировала в целый культурный пласт, одинаково привечаемый и интеллектуальной элитой, и обывателями, и отдельно является темой обсуждения у молодёжи. Одним из культурных продуктов сериальной волны стал телевизионный проект «Шерлок», созданный каналом BBC и заслуживший восторженные отзывы критиков.

Наши рекомендации