Нормы Российского морского регистра судоходства по прочности корпусов морских судов
Метод расчётного проектирования, позволяющий создавать оптимальные конструкции судовых корпусов, был внедрён в российском судостроении после 1958 г., когда Регистром СССР впервые были выпущены «Нормы прочности морских стальных судов».
Впервые расчётный метод и формулу определения допускаемых напряжений в корпусных конструкциях линейных кораблей предложил в 1908 г. русский инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов (1872‒1919), при участии которого в 1909 г было выпущено 5-томное издание расчётов прочности военных кораблей:
(23)
где σmin и σmax — наименьшее и наибольшее по модулю напряжения;
n — коэффициент, учитывающий наличие местных напряжений в различных связях судового корпуса; для общих напряжений значение коэффициента n = 1.
Своей формулой И.Г. Бубнов заложил принципиальные основы нормирования прочности, которые были затем перенесены в транспортное судостроение и до настоящего времени широко применяются с незначительными поправками.
При использовании этой формулы предполагалось, что при общем изгибе нарушение прочности связей корпуса, испытывающих статически переменные (циклические) напряжения, связано с усталостным разрушением. Поэтому в качестве опасного напряжения (критерия прочности) принимался предел выносливости. Допускаемые напряжения, естественно, дифференцировались в зависимости от характера действия и изменения по времени нагрузок. При этом различались:
‒ по времени — переменная ударная нагрузка (статическая и динамическая);
‒ по характеру действия — постоянно действующая и случайная.
Со временем взгляды на природу разрушения конструкций корпуса изменялись, и в действующие нормы прочности корпусов судов были внесены изменения. Так, в изданных в 1958 г. Регистром СССР Нормах прочности в качестве опасного напряжения принят вместо предела выносливости предел текучести, т. е. считается, что переход общих (и суммарных) напряжений за предел текучести приводит к разрушению корпуса. Такой современный взгляд опирается на результаты опыта. Специальные эксперименты это подтвердили. Поэтому в Нормах прочности допускаемые напряжения нормируются в долях от предела текучести.
Допускаемые напряжения установлены дифференцированно для сухогрузных и наливных судов, общей и местной прочности, а также в зависимости от характера действия и изменения нагрузок. Нормирование допускаемых напряжений тесно увязано с величиной внешней нагрузки, расчётные значения которой также регламентируются Нормами, и выполняется в соответствии со специальной «Методикой расчёта прочности морских транспортных судов», в которой рекомендованы расчётные схемы.
При расчёте прочности проектируемого судна ставится главная задача — определение напряжений в заданных элементах судового корпуса под действием заданных внешних нагрузок. Но при этом решается и обратная задача — создание такой конструкции корпуса, которая обеспечивала бы ему заданную прочность, а также необходимые экономические показатели при эксплуатации судна.
Цель проектирования корпусных конструкций — выбор их элементов таким образом, чтобы напряжения и (или) деформации не превосходили некоторые допустимые величины, установленные на основе опыта проектирования, постройки и эксплуатации судов.
При этом используется основной нормативно-технический документ — «Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства», в котором изложены требования к качеству материала, размерам элементов конструкций, указания по конструктивному оформлению основных узлов и их изготовлению, техническому надзору в процессе постройки и эксплуатации судов. Считается, что надёжность конструкций обеспечена, если они спроектированы в соответствии с требованиями этих Правил.
Поверочные расчёты прочности проводят с использованием норм прочности, разработанных на основе Правил Регистра.
В отечественной практике широко применяется следующая схема проектирования корпусных конструкций.
В соответствии с рекомендациями Правил разрабатывают конструктивные схемы отдельных перекрытий и определяют расчётные нагрузки, действующие на них. Из условия обеспечения местной прочности определяют толщины листовых элементов и размеры балок набора перекрытий. При этом проверяют устойчивость балок и пластин, выполнение требований к усилению конструкций в отдельных районах (МО, ледового пояса и др.). Полученные размеры сопоставляют с минимально допустимыми. Находят, исходя из условий обеспечения прочности и жёсткости при общем изгибе корпуса, требуемые значения момента сопротивления, площади стенки и момента инерции поперечного сечения эквивалентного бруса.
Если это необходимо по соображениям общей прочности, корректируют элементы продольных связей корпуса, выбранных из условия обеспечения местной прочности.
Требования к размерам элементов корпусных конструкций устанавливаются Правилами на основе нормирования их прочности к середине срока службы, т. е. учитывается неизбежный коррозионный износ. Так, например, толщину пластин находят в виде
δ = (24)
где δ — расчётная толщина из условия местной прочности или устойчивости;
Δδ — добавка на износ.
Аналогичные зависимости используют и для определения площадей поперечного сечения, моментов сопротивления и инерции балок набора. Добавки на коррозионное изнашивание назначаются в соответствии с рекомендациями Правил.
Величины допускаемых напряжений, входящие в условия прочности, в соответствии с Правилами назначают в долях от нормативных пределов текучести материала:
(25)
где [σ], [τ], [σ]пр — допускаемые нормальные, касательные и приведенные напряжения;
Кσ, Кτ, Кпр — соответствующие коэффициенты допускаемых напряжений;
σн и τн = 0,57 σн — нормативные пределы текучести по нормальным и касательным напряжениям соответственно, кПа;
σ и τ — расчётные напряжения в рассматриваемых связях.
Условие прочности по приведенным напряжениям должно выполняться для связей, в которых одновременно действуют высокие нормальные и касательные напряжения.
Коэффициент η зависит от предела текучести стали:
кПа 2,35 2,95 315 355 390
η 1,0 0,83 0,79 0,72 0,66.
Для элементов конструкций, которые подвержены действию больших сжимающих напряжений или испытывают значительные сдвиговые деформации, Правила устанавливают критические напряжения, зависящие как от эйлеровых напряжений, так и от предела текучести материала.
Необходимая величина момента сопротивления эквивалентного бруса в средней части судна устанавливается из условия обеспечения общей продольной прочности:
(26)
где Мт.в, — расчётные изгибающие моменты на тихой воде и волновой на нерегулярном волнении;
[σ] — допускаемые нормальные напряжения от общего изгиба для состояния корпуса к середине срока службы;
ΔW — запас на износ.
Изгибающие моменты определяют в районе миделя независимо от состояния нагрузки по известным рекомендациям. Подсчитанный по ним момент Мт.в сравнивается с Мт.в0, который устанавливается Правилами в зависимости от формы и размеров судна, условий его эксплуатации. Для нахождения требуемого момента сопротивления в вышеприведённую формулу для W подставляется большая из двух величин Мт.в или Мт.в0.
Правилами устанавливается также и минимальная величина момента сопротивления поперечного сечения эквивалентного бруса в миделевом сечении корпуса
(27)
где В, L, δ — ширина, длина и коэффициент общей полноты судна;
hв.р — расчётная высота волны.
Нормирование Правилами минимальной величины момента сопротивления проводится из условия обеспечения достаточной жёсткости корпуса при общем изгибе. При этом фактически нормируется максимально допустимый прогиб, поскольку, зная W0 и положение нейтральной оси, легко найти и момент инерции I0 поперечного сечения эквивалентного бруса.
Для оценки отстояния е нейтральной оси от основной плоскости можно использовать зависимости
е = (0,34 + 0,06 L 10-2) H — для сухогрузных судов длиной 100 <L< 200 м;
е = (0,44 + 0,03 L 10- 2) H — для танкеров той же длины без двойного дна.
Для танкеров большей длины (L > 200 м) рекомендуется принимать е = 0,5 H, где H — высота борта судна.
Проверка прочности судовых конструкций осуществляется путём сравнения действующих в них напряжений с допускаемыми. Коэффициенты допускаемых напряжений ki назначаются в зависимости от характера воспринимаемой нагрузки рассматриваемым элементом конструкции (общий изгиб, местный изгиб, их сумма), от места расположения сечения (пролёт или опора), от вида учтённой внешней нагрузки. Так, например, коэффициент нормальных допускаемых напряжений изменяется для основных элементов судового корпуса в пределах kσ = 0,35‒0,70.
Второй метод проверки прочности по предельным нагрузкам заключается в сопоставлении действующих напряжений с разрушающими, в качестве которых принимается предел текучести σт. Так, условие обеспечения предельной прочности при общем изгибе записывается в виде
где М = σТWТ;
WТ — минимальный момент сопротивления эквивалентного бруса, вычисленный в предположении, что в верхней палубе действуют напряжения, равные пределу текучести (включаются только связи, не теряющие устойчивости вплоть до напряжений, равных σТ;
М — расчётный момент в рассматриваемом сечении;
п — коэффициент запаса по предельным нагрузкам.
В зависимости от типа и размеров судна, характера расчётной нагрузки коэффициент запаса изменяется в пределах п = 1,35‒1,50.
Контрольные вопросы
1. Какая задача ставится при расчёте прочности проектируемого судна.
2. Какой способ расчёта напряжений в элементах корпуса используется на стадии проектирования судна и какова последовательность самого расчёта.
3. Какие внешние нагрузки действуют на корпус судна в море и какие они вызывают деформации и напряжения.
4. Как изображаются эпюры весовой нагрузки и сил поддержания на диаграммах сил, действующих на корпус, и с какой целью они строятся.
5. Как строится диаграмма перерезывающих сил и изгибающих моментов и какими точками она характеризуется.
6. В каких положениях при плавании судна возникают опасные изгибающие моменты и скручивающие усилия, какие меры должен предпринять штурман в штормовых условиях для снижения уровня нагрузок на корпус судна.
7. Что такое "слеминг", от чего, в каком месте судна и когда он возникает, к каким последствиям приводит, как уменьшить его негативное действие на судно.
8. На каком этапе создания судна и для каких целей строятся "строевая по шпангоутам" и "строевая по ватерлиниям", какие задачи могут быть решены с их помощью.