Использование материалов информации об остойчивости и прочности грузового судна, находившегося под надзором российского морского регистра судоходства

Для использования материалов, включенных в информацию об остойчивости, составленную по требованиям Российского морского Регистра судоходства (РС), прежде всего, составляют таблицу нагрузки судна по форме табл. 1.

Массу и координаты центра тяжести судна порожнем записывают в табл. 1 по данным судовой документации, на основе результатов опыта кренования судна (Протокола опыта кренования).

Прочие статьи нагрузки, составляющие дедвейт судна, приведены в табл. 1 в укрупненном виде. В действительности при заполнении таблицы эти статьи на­грузки детализируют: судовые запасы и водяной балласт — по отдельным цистернам, перевозимый груз — по всем грузовым по­мещениям.

Для определения координат центра тяжести каждой статьи нагрузки используют специальные схемы размещения грузов, находящиеся в судовой документации.

Для входа в схему размещения грузов используют величину объема груза в данном грузовом помещении. Чтобы перейти от массы груза к его объему используют величину удельного погрузочного объема груза (stowage factor), который берется из погрузочных документов или из Правил перевозки грузов.

V1=m1*m ,

V1=m1*SF

m1 – масса груза в конкретном судовом помещении, т

V1 – объем груза в этом помещении, м3

m (SF)- удельный погрузочный объем (stowage factor), м3

Таблица 1. Таблица нагрузок судна.

пп Статьи нагрузки Масса М,т Координата Z.м (VCG) Момент MZ,тм (VMG) Координата Х,м (LCG) Момент MХ,тм (LMG)  
 
    Судно порожнем   Мп     Zп     Мп*Zп     Хп     Мп*Хп
              Команда, провизия и снабжение Топливо, вода, масло   Груз в трюме 1 ………….     Мк     Мт   М1   Zк     Zт   Z1   Мк*Zк     Мт*Zт Mж (FSM) (см. п. 3)   М1*Z1   Хк     Хт   Х1   Мк*Хк     Мт*Хт   М1*Х1
  Сумма Dw=SМ   Mzw=SМZ     Mxw=SМX
  Сумма D=SМ+Mп   SМiZi= Mzw+ Мп*Zп   SМiХi= Mxw+ Мп*Xп
использование материалов информации об остойчивости и прочности грузового судна, находившегося под надзором российского морского регистра судоходства - student2.ru использование материалов информации об остойчивости и прочности грузового судна, находившегося под надзором российского морского регистра судоходства - student2.ru использование материалов информации об остойчивости и прочности грузового судна, находившегося под надзором российского морского регистра судоходства - student2.ru


Координаты центра масс судна определяются на основании теоремы статических моментов масс по формулам указанным в нижней строке таблицы.

Постоянные грузы - все конструкции корпуса, надстроек и рубок, установленные механизмы, устройства и приспособления, трубопроводы с арматурой, кабельные сети с распределительными устройствами, т.е. все то, что остается на судне весь период его жизни и эксплуатации.

Эти грузы составляют водоизмещение судна порожнем.= ∆ 0

Переменные грузы - все грузы, принимаемые на борт судна или снимаемые с него в процессе эксплуатации: перевозимые грузы (чистая грузоподъемность судна), запасы топлива, воды и смазочного масла, экипаж и пассажиры с их багажом и провизией, забортная вода, принимаемая в качестве балласта.

Сумма этих грузов составляет дедвейт судна Dw.

Dw= Рг + Рт +Рв +Рм +Рэ +Рб.

Таким образом масса судна, называемая полным водоизмещением ∆ при максимально допустимой осадке, равна

D=D0+ Dw

С целью определения и контроля начальной метацентрической высоты судна может быть использовано три ниже перечисленных метода.

Первый метод заключается в проведении расчета начальной метацентрической высоты путем составления таблицы нагрузок, определении координат центра тяжести судна (Zg), водоизмещения судна с использованием диаграммы контроля остойчивости, входящей в судовую документацию. В этом случае в Таблице нагрузок судна (см. Таблицу 1) подсчитывается водоизмещение (D) и суммарный момент (SМiZi) всех статей нагрузок судна. Далее с использованием диаграммы контроля остойчивости определяется начальная метацентрическая высота судна. В том случае, если диаграмма контроля остойчивости определена для дедвейта судна и момента дедвейта то в расчет нагрузок и моментов не входит водоизмещение (Мп) и координаты центра тяжести порожнего судна (Zп). Определение начальной метацентрической высоты судна происходит по схеме, представленной в таблице.1. с учетом выражений

Dw=D - Мп

SМiZi=SМiZi - Мп*Zп

где

D - водоизмещение судна, т

Мп - масса порожнего судна, т

Zп - координаты ЦТ порожнего судна, м

В случае отсутствия специальной диаграммы контроля остойчивости в составе судовой документации расчет начальной метацентрической высоты судна момент погрузки может быть произведен с использованием гидростатических кривых (гидростатических таблиц) или кривых элементов теоретического чертежа по следующим зависимостям

h= Zm-Zg ,

где

h – начальная поперечная метацентрическая высота судна;

Zm – аппликата метацентра при данном водоизмещении (данной осадке);

Zg – аппликата центра тяжести судна, полученная расчетным путем из таблицы нагрузок судна.

Координата Zg определяется по результатам расчетов в таблице нагрузок судна

Zg= (SМiZi)/D

Аппликата метацентра (Zm) определяется по гидростатическим кривыми или гидростатическим таблицам, которые входят в состав судовой документации.

Основным параметром для входа в гидростатические кривые (гидростатические таблицы) является водоизмещение судна (D), полученное в Таблице нагрузок судна.

Если перед началом грузовых операций судно уже ошвартовано у причала, контроль правильности расчетов в таблице нагрузок может быть произведен по средней осадке (dср), полученной расчетным путем с использованием.

Таблица 2. Гидростатические кривые.

использование материалов информации об остойчивости и прочности грузового судна, находившегося под надзором российского морского регистра судоходства - student2.ru

гидростатических кривых (см. Табл.2) и замерам осадок носом, кормой и на миделе судна. После замеров средняя осадка судна может быть вычислена по формуле:

dср=(3*(dн+dк)+7*(dмпб+dмлб))/20,

где

dн – замеренная осадка судна носом, м

dк – замеренная осадка судна кормой, м

dмпб - замеренная осадка судна на миделе с правого борта, м

dмлб - замеренная осадка судна на миделе с левого борта, м

Для того, чтобы определить необходимые значения элементов теоретического чертежа по кривым плавучести и начальной остойчивости , на оси осадок нужно наметить точку, соответствующую заданной осадки, и провести прямую параллельную оси абсцисс. Отстояние точки пересечения прямой с соответствующей кривой от линии отсчета в выбранном масштабе определяет искомые элементы теоретического чертежа.

Если осадка, полученная по формуле совпадет с осадкой полученной по гидростатическим кривым (см. Табл.2), то расчет в таблице нагрузок произведен правильно и определенная по формуле начальная метацентрическая высота (h) может использоваться в дальнейших расчетах.

Наши рекомендации