Стационарные системы пожаротушения
5.3.1 Противопожарные системы являются основными средствами борьбы с огнем на судне, поэтому жесткие требования должны предъявляться к знанию порядка пуска систем в действие. Например, если пуск системы автоматизирован и пулы управления выведен на мостик, порядок приведения системы в действие обязан знать не заглядывая в инструкцию, каждый помощник капитана. Каждый механик обязан уметь привести в действие системы CO2, СЖБ и другие со станции в полной темноте "на ощупь".
5.3.2 Система водотушения
Практика показывает, что первые литры воды, поданные в очаг пожара в начале его возникновения (после обнаружения), приносит часто пользы больше, чем десятки тонн ее, подаваемые при запущенном пожаре. Поэтому четкость и быстрота действий аварийных партий по подаче первого ствола с обязательным фактическим пуском воды должны доводиться до автоматизма. Время появления воды в первом стволе фиксируется проверяющими, отражается и считается началом локализации пожара.
Количество прокладываемых рукавных линий и подача стволов в очаг пожара зависят от конкретной обстановки и определяются вводными или расчётом. Разница во времени между подачей первого и последнего стволов не должна быть значительной, однако подавать воду во все стволы нет необходимости, более того следует вообще ограничиться подачей воды фактически одним-двумя стволами. Подача воды в несколько стволов допустима лишь в тех случаях, когда преследуется цель полной загрузки насосов, проверка рукавов, отработка приемов работы ствольщиков. В остальных случаях все рукавные линии лишь прокладываются и ствольщик занимает позицию соответственно замыслу учения. Фактически работающий ствол должен быть подан от того рожка, который в действительной обстановке был бы задействован первым. Прокладка рукавной линии должна быть произведена на палубу, либо к открытому иллюминатору с тем, чтобы избежать пролива воды в помещениях. В МКО может быть допущена подача воды под пайол, причем, при стоянке судна в порту вода подается туда кратковременно.
5.3.3 Система паротушения
Отработка приемов приведения в действие системы паротушения, производится в общем плане подготовки экипажа к борьбе за живучесть. Допускается, по усмотрению капитана или по требованию проверяющих, фактический пуск пара в пустые грузовые помещения и кратковременный пуск под плиты в машинном или котельном помещениях.
При отработке задач с системой паротушения следует напоминать экипажу, что при пуске в аварийное помещение будет наблюдаться нагрев палубы и переборок этого помещения, однако охлаждать их водой извне не следует, так как это будет приводить к конденсации пара в охраняемом помещении и снижать его эффективность.
Члены аварийных партий должны знать расположение распределительных коробок системы паротушения на судне и уметь подать пар в охраняемое помещение.
5.3.4 Пенотушение
Системы воздушно-механического пенотушения средней кратности (1:100) являются надежным, высокоэффективным средством ликвидации судовых пожаров. Почти во всех случаях пена способна заменить воду, а иногда она может быть применена там, где вода не дает эффекта: при тушении горючих жидкостей, волокнистых и сыпучих веществ. Развёртывание системы (прокладка рукавных линий, присоединение генераторов) производится, как правило, при всех учениях, кроме случаев когда используется судовая система объемного пожаротушения;
Практический показ пены следует производить по выходу судна в рейс с грузом, после хотя бы частичной смены экипажа, при инспекторских проверках и технических осмотрах. Учитывая дефицитность пенообразователя, расход его следует ограничивать. Капитан может в любых обстоятельствах организовать практический показ пенотушения путем кратковременного пуска пены через 1-2 генератора на палубу, в судовой бассейн и просто на пайол.
При организации учений примерное определение потребного количества генераторов ГПС-600 можно произвести, исходя из того, что один генератор способен тушить пожар на площади 90м2, а его расход по раствору (вода плюс пенообразователь) можно принять равным 21,5-22,0м3. Для простоты расчетов в судовых условиях расходом пенообразователя можно пренебречь, приняв эти показатели только по воде.
5.3.5 Углекислотная система
Система используется для тушения пожаров в закрытых судовых помещениях, где сделана ее разводка (МП, трюмы, судовые кладовые). При отработке задач по тушению пожара следует учитывать, что углекислота подается тогда, когда ликвидировать горение другим способом нет возможности. Например, горение жидкостей, вытекающих из расположенной на высоте цистерны в машинном отделении, пожар в трюме, если очаг его находится в нижних слоях груза.
При любых видах учений фактический пуск углекислоты не допускается. Исключение могут составлять случаи, когда судно готовится к демонтажу углекислотных баллонов на испытание и перезарядку. Однако и здесь работа системы экипажу видна почти не будет. При проведении учений с условным пуском углекислотной системы производится полная ее подготовка, как предусмотрено инструкциями до момента подрыва пусковых клапанов, после чего докладывается на мостик или проверяющему:
«Углекислота в... (такое-то помещение) в количестве... (столько-то) баллонов подана». При этом в машинное или другое помещение с постоянным пребыванием людей сигнал «Уходи, газ!» должен быть подан фактически и люди оттуда должны уйти, кроме лиц, необходимых для обслуживания механизмов, что оговаривается предварительно и они предупреждаются о будущем сигнале.
5.3.6 Система тушения хладонами
Всё сказанное об углекислотной системе в полной мере распространяется и на хладоновые системы. «Пуск» их заканчивается готовностью обслуживающего персонала к открытию соответствующих клапанов на станции или на пульте управления. Проверяющему достаточно убедиться в знании расположения клапанов и последовательности их открытия при фактическом пуске системы. Проверяется, достаточно ли загерметизировано помещение, в котором условно возник пожар, какие меры безопасности следует предусмотреть при действительной подаче компонентов хладонового состава в охраняемое помещение.