Стационарные системы пожаротушения

5.3.1 Противопожарные системы являются основными средствами борьбы с огнем на судне, поэтому жесткие требования должны предъяв­ляться к знанию порядка пуска систем в действие. Например, если пуск системы автоматизирован и пулы управления выведен на мостик, порядок приведения системы в действие обязан знать не заглядывая в инструкцию, каждый помощник капитана. Каждый механик обязан уметь привести в действие системы CO2, СЖБ и другие со станции в полной темноте "на ощупь".

5.3.2 Система водотушения

Практика показывает, что первые литры воды, поданные в очаг пожара в начале его возникновения (после обнаружения), приносит часто пользы больше, чем десятки тонн ее, подаваемые при запущенном пожаре. Поэто­му четкость и быстрота действий аварийных партий по подаче первого ствола с обязательным фактическим пуском воды должны доводиться до автоматизма. Время появления воды в первом стволе фиксируется прове­ряющими, отражается и считается началом локализации пожара.

Количество прокладываемых рукавных линий и подача стволов в очаг пожара зависят от конкретной обстановки и определяются вводны­ми или расчётом. Разница во времени между подачей первого и последнего стволов не должна быть значительной, однако подавать воду во все стволы нет необходимости, более того следует вообще ограничиться подачей воды фактически одним-двумя стволами. Подача воды в несколько стволов до­пустима лишь в тех случаях, когда преследуется цель полной загрузки на­сосов, проверка рукавов, отработка приемов работы ствольщиков. В ос­тальных случаях все рукавные линии лишь прокладываются и ствольщик занимает позицию соответственно замыслу учения. Фактически работаю­щий ствол должен быть подан от того рожка, который в действительной обстановке был бы задействован первым. Прокладка рукавной линии должна быть произведена на палубу, либо к открытому иллюминатору с тем, чтобы избежать пролива воды в помещениях. В МКО может быть до­пущена подача воды под пайол, причем, при стоянке судна в порту вода подается туда кратковременно.

5.3.3 Система паротушения

Отработка приемов приведения в действие системы паротушения, производится в общем плане подготовки экипажа к борьбе за живучесть. Допускается, по усмотрению капитана или по требованию проверяющих, фактический пуск пара в пустые грузовые помещения и кратковременный пуск под плиты в машинном или котельном помещениях.

При отработке задач с системой паротушения следует напоминать экипажу, что при пуске в аварийное помещение будет наблюдаться нагрев палубы и переборок этого помещения, однако охлаждать их водой извне не следует, так как это будет приводить к конденсации пара в охраняемом по­мещении и снижать его эффективность.

Члены аварийных партий должны знать расположение распредели­тельных коробок системы паротушения на судне и уметь подать пар в ох­раняемое помещение.

5.3.4 Пенотушение

Системы воздушно-механического пенотушения средней кратности (1:100) являются надежным, высокоэффективным средством ликвидации судовых пожаров. Почти во всех случаях пена способна заменить воду, а иногда она может быть применена там, где вода не дает эффекта: при ту­шении горючих жидкостей, волокнистых и сыпучих веществ. Развёртыва­ние системы (прокладка рукавных линий, присоединение генераторов) про­изводится, как правило, при всех учениях, кроме случаев когда использует­ся судовая система объемного пожаротушения;

Практический показ пены следует производить по выходу судна в рейс с грузом, после хотя бы частичной смены экипажа, при инспекторских проверках и технических осмотрах. Учитывая дефицитность пенообразова­теля, расход его следует ограничивать. Капитан может в любых обстоя­тельствах организовать практический показ пенотушения путем кратко­временного пуска пены через 1-2 генератора на палубу, в судовой бассейн и просто на пайол.

При организации учений примерное определение потребного количе­ства генераторов ГПС-600 можно произвести, исходя из того, что один ге­нератор способен тушить пожар на площади 90м2, а его расход по раствору (вода плюс пенообразователь) можно принять равным 21,5-22,0м3. Для про­стоты расчетов в судовых условиях расходом пенообразователя можно пренебречь, приняв эти показатели только по воде.

5.3.5 Углекислотная система

Система используется для тушения пожаров в закрытых судовых по­мещениях, где сделана ее разводка (МП, трюмы, судовые кладовые). При отработке задач по тушению пожара следует учитывать, что углекислота подается тогда, когда ликвидировать горение другим способом нет воз­можности. Например, горение жидкостей, вытекающих из расположенной на высоте цистерны в машинном отделении, пожар в трюме, если очаг его находится в нижних слоях груза.

При любых видах учений фактический пуск углекислоты не допуска­ется. Исключение могут составлять случаи, когда судно готовится к демон­тажу углекислотных баллонов на испытание и перезарядку. Однако и здесь работа системы экипажу видна почти не будет. При проведении учений с условным пуском углекислотной системы производится полная ее подго­товка, как предусмотрено инструкциями до момента подрыва пусковых клапанов, после чего докладывается на мостик или проверяющему:

«Углекислота в... (такое-то помещение) в количестве... (столько-то) балло­нов подана». При этом в машинное или другое помещение с постоянным пребыванием людей сигнал «Уходи, газ!» должен быть подан фактически и люди оттуда должны уйти, кроме лиц, необходимых для обслуживания ме­ханизмов, что оговаривается предварительно и они предупреждаются о бу­дущем сигнале.

5.3.6 Система тушения хладонами

Всё сказанное об углекислотной системе в полной мере распространя­ется и на хладоновые системы. «Пуск» их заканчивается готовностью об­служивающего персонала к открытию соответствующих клапанов на стан­ции или на пульте управления. Проверяющему достаточно убедиться в зна­нии расположения клапанов и последовательности их открытия при факти­ческом пуске системы. Проверяется, достаточно ли загерметизировано по­мещение, в котором условно возник пожар, какие меры безопасности сле­дует предусмотреть при действительной подаче компонентов хладонового состава в охраняемое помещение.

Наши рекомендации