Сопоставление боевых возможностей сторон.

Исход сражения, в основном, был решён в ходе артиллерийского боя 14 (27) мая между эскадренными броненосцами. После этого боя в составе русской эскадры оставались только слабые или устаревшие броненосцы (новый эскадренный броненосец «Орёл» к этому времени исчерпал свои боевые возможности). Лёгкие крейсерские силы обеими сторонами по ряду причин использовались неэффективно. Таким образом, в первую очередь имеет смысл сравнивать вышеназванные корабли, и это сравнение, в целом, оказывается несколько в пользу России.

В русской эскадре для линейного эскадренного боя имелось 12 броненосных кораблей (разделённых на 3 броненосных отряда по 4 корабля): 8 эскадренных броненосцев, из которых 7 вооружены 12" артиллерией ГК (из них 4 новейших) и 1 с 10" орудиями (последний иногда относят к классу броненосец-крейсер «Ослябя»), 3 броненосца береговой обороны с 10" орудиями ГК и 1 старый броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» с 8" орудиями. Броненосные крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» (1882—1883 постройки), несмотря на достаточно радикальную модернизацию (вся устаревшая артиллерия была заменена на современную, снято парусное вооружение, приведены в порядок машины), были всё-таки морально устаревшими (принципиально по скорости и бронированию); главное, не несли орудий свыше 6" и поэтому в расчёт приниматься не могут. Японский флот мог выставить также 12 кораблей (разделённых на 2 боевых отряда по 6 кораблей): 4 эскадренных броненосца 1 класса с 12" орудиями и 8 броненосных крейсеров с 8" орудиями. 2 броненосца 2 класса и броненосный крейсер «Чиода» тоже были крайне устаревшими и в строй основных боевых отрядов не ставились. Все названные 12 японских кораблей были относительно новыми (1898—1903 постройки) и вооружены современной, хотя и не совсем однотипной (что несколько осложняло пристреливание) 12", 8" и 6" артиллерией (кроме «Касуги» с 1 башенным 10" орудием). Из названных русских кораблей 3 — «Наварин», «Император Николай I» и «Адмирал Нахимов» — были старыми кораблями (1885—1891 постройки), вооружёнными устаревшими (малой дальнобойностью и катастрофически низкой скорострельностью) 12", 9" и 8" орудиями.

Броненосцы береговой обороны были вооружены 10" орудиями (по 4 на «Адмирале Ушакове» и «Адмирале Сенявине» и 3 — на «Генерале-адмирале Апраксине») и 120-мм артиллерией среднего калибра в противоположность скорострельным 6" пушкам остальных кораблей, «Ослябя» был кораблём промежуточного типа, и только «Сисой Великий» по составу артиллерии мог быть поставлен в ряд с 4 броненосцами типа «Бородино», да и то с оговорками. В целом, 2-я Тихоокеанская эскадра превосходила Соединённый флот в количестве орудий крупного калибра (254—305 мм) более чем вдвое (17:41), уступая 30:12 в промежуточном (203—229 мм) и это при том, что в отношении бортового залпа русской эскадры в этой категории дело обстояло ещё хуже против бортового залпа 8" японцев (6х8" «Нахимова» и 2Х9" «Николая I», сильно уступали японским 8" орудиям по скорострельности, а также более чем существенно по дальнобойности и массе снарядов), 162:92 в среднем (120—152 мм) калибрах. При этом русские заметно проигрывали японцам в качестве снарядов: японские снаряды больше весили, обладали намного большим фугасным эффектом. Зато, несмотря на некоторые мифы, связанные с шимозой, использование этого взрывчатого вещества принесло японцам больше неприятностей, чем русским — использование пироксилина.

Бронёй японцы были защищены несколько лучше. Решающим фактором в пользу русских были 4 новых броненосца типа «Бородино» с 17-18-узловой скоростью и башенным расположением артиллерии среднего калибра, строившиеся в 1901—1904 как раз в расчёте на предполагаемых противников — японских броненосцев типа «Фудзи» и «Сикисима». И в этом смысле все японские корабли, кроме «Микасы», считались русскими их «законными жертвами». Правильное использование в бою этих кораблей являлось решающим моментом для возможности успеха. Будь 1-й броненосный отряд вполне сплававшимся соединением с хорошо натренированными для эскадренной стрельбы комендорами и действуй он на поле боя относительно самостоятельно, маневрируя на полной скорости, он мог и должен (по расчётам) был переломить ход сражения в пользу русской эскадры. Однако на деле эти корабли были поставлены в совершенно ненормальные условия, которые парализовали их основные боевые качества.

В лёгких крейсерских силах японский флот имел заметное превосходство. Днём 14 мая в крейсерском бою с русской стороны участвовали крейсерский и разведывательный отряды, состоящие из 3 новых бронепалубных крейсеров, 2 устаревших броненосных (но с новыми скорострельными орудиями Канэ) и 2 безбронных крейсеров. Им противостояли 3-й, 4-й, 5-й и 6-й японские боевые отряды, насчитывающие 14 бронепалубных крейсеров (из них 7 относительно новых, построенных после японо-китайской войны 1894—1895), 1 устаревший броненосный крейсер — «Чиода», 1 старый броненосец — «Чин-Иен» и 1 безбронное авизо — «Яэяма» со 120-мм пушками. По артиллерии это получается 4 — 8", 44 — 6", 103 — 120-мм с японской стороны (не считая старых 4 — 12" и 3 — 320-мм у 5-го боевого отряда, из которых можно было попасть только при большом везении или при стрельбе в упор) и 37 — 6", 12 — 120-мм — с русской стороны. На «Алмазе» стояли только 4 — 75-мм орудия. В этот счёт не входят «Жемчуг» и «Изумруд», которые были приписаны к броненосным отрядам в качестве посыльных судов, 7-й японский боевой отряд, который в сражении не участвовал, и японские вспомогательные крейсера, которые 14 мая использовались для вспомогательных же целей. Таким образом, по 6" имеется почти паритет, но по 8" орудиям перевес и по 120-мм огромный — в пользу японцев. 6 новых японских крейсеров находились среди 8 крейсеров 3-го и 4-го отрядов (кроме «Нанивы» и «Ниитака»), которые, таким образом, представляли серьёзную боевую силу. 6-й отряд старых крейсеров мог с успехом действовать только против русского разведочного отряда, а 5-й отряд, включавший старые тихоходные корабли с крупнокалиберными пушками, годился, в основном, для придания боевой устойчивости 3 остальным. С русской стороны имелся «Олег», который в бою «один-на-один» был сильнее любого из японских бронепалубных крейсеров и благодаря хорошей защите мог не без шанса на успех сразиться даже со старым броненосным крейсером. Кроме того, оба старых русских крейсера благодаря броневому поясу обладали известной боевой устойчивостью, но были очень тихоходны (15,5 узлов). Упрощённо говоря, у японцев против «Олега» и «Авроры» были 3-й и 4-й отряды, против «Мономаха» и «Донского» — 5-й отряд и против крейсеров Шеина — 6-й отряд. Во всех случаях — с явным превосходством. Реализации боевых возможностей русских крейсеров мешало их маневрирование вокруг охраняемых транспортов — именно такой приказ они получили непосредственно перед боем. При таком соотношении сил русским крейсерам грозила участь полного истребления. Спасла их, во-первых, тактическая ошибка японских лёгких крейсеров, увлёкшихся расстрелом транспортов, а во-вторых, случайное появление на месте боя крейсеров колонны русских броненосцев в самый критический момент.

Миноносные силы сторон несопоставимы — 9 русских 350-тонных миноносцев против 21 эсминца и 44 миноносцев. Тем не менее, соединения миноносцев в бои между собой не вступали, что объяснялось распространённым в то время представлением о назначении миноносцев — ночные торпедные атаки на крупные корабли. Ни по своим тактико-техническим элементам, ни по характеристикам своего главного оружия — торпед, миноносцы того времени не могли считаться кораблями для эскадренного боя.

Русские миноносцы вообще не использовались по прямому назначению — их определили состоять при броненосных кораблях в качестве посыльных судов и на них, в основном, принимали экипажи с тонущих кораблей. Японцы использовали 17 эсминцев и 24 миноносца для ночных торпедных атак на остатки русской эскадры и добились определённого успеха: 1 корабль был потоплен («Наварин»), а 3 — сильно повреждены. В бою «один-на-один» японский эсминец мог противопоставить два 76-мм орудия одному 75-мм орудию русского миноносца и более мощные торпеды — 457-мм против 381-мм. Скорость хода у японцев также была на 2-3 узла выше — 27-29 против 24-26.

Наши рекомендации