Анализ производственной деятельности.
Анализ операционных показателей. В отчетном периоде Аэрофлот усилил концентрацию на высокодоходном сегменте путем дальнейшего дифференцирования и улучшения продукта. В 2011–2012 годах в компании было открыто более 20 новых маршрутов в пункты с высоким спросом на премиальный уровень продукта, а также увеличена частотность по главным направлениям. Компания улучшила регулярность рейсов и стыкуемость сети в базовом аэропорту Шереметьево, повысила уровень коммерческой загрузки воздушных судов, оптимизировала комиссионные выплаты и успешно провела комплекс мероприятий по повышению рентабельности рейсов.
Аэрофлот ликвидировал дефицит по всем типам воздушных судов и продолжил программу расширения парка. Компания усовершенствовала программу лояльности «Аэрофлот Бонус» в интересах часто летающих пассажиров. Компании удалось обеспечить стабильный рост выручки, а также сохранить кредитный рейтинг на достаточно высоком уровне.
В 2012 году сеть маршрутов Аэрофлота включала 145 направлений в 55 стран мира. В отчетном периоде отмечалось динамичное развитие сети маршрутов, увеличение частоты выполнения рейсов и количества направлений при положительной динамике основных операционных показателей. Компании удалось добиться повышения эффективности сети маршрутов за счет концентрации ресурсов на направлениях, обеспечивающих максимальные доходы и прибыль.
Таблица 9 – Производственные показатели
Производственные показатели ОАО "Аэрофлот" за 2010-2012 годы | Изменение | ||||
Операции | 2011/2012 | 2010/2011 | |||
Международные перевозки | |||||
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 10 707,2 | 8 679,1 | 7 122,0 | 23,4% | 21,9% |
Выполненный пасажирооборот, млн пкм | 34 953,9 | 28 645,8 | 23 632,3 | 22,0% | 21,2% |
Предельный пасажирооборот, млн ккм | 45 585,5 | 37 510,1 | 31 060,8 | 21,5% | 20,8% |
Занятость пассажирских кресео, % | 76,7 | 76,4 | 76,1 | 0,3 | 0,3 |
Удельный вес регулярных перевозок, % | 96,4 | 98,5 | 99,6 | -2,1 | -1,1 |
Перевезено грузов и почты, тыс. тонн | 147,7 | 120,3 | 121,1 | 22,8% | -0,7% |
Выполненный грузооборот, млн ткм | 908,6 | 717,3 | 737,9 | 26,7% | -2,8% |
Выполненный тоннокилометраж, млн ткм | 4 054,4 | 3 295,4 | 2 864,8 | 23,0% | 15,0% |
Предельный тоннокилометраж, млн ткм | 6 455,5 | 5 408,2 | 4 622,8 | 19,4% | 17,0% |
Коммерческая загрузка,% | 62,8 | 60,9 | 62,0 | 1,9 | 1,1 |
Внутренние перевозки | |||||
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 6 948,9 | 5 494,7 | 4 163,8 | 26,5% | 32,0% |
Выполненный пассажирооборот, млн пкм | 15 578,6 | 13 375,0 | 11 144,8 | 16,5% | 20,0% |
Предельный пасажирооборот, млн ккм | 19 294,5 | 16 685,2 | 13 960,1 | 15,6% | 19,5% |
Занятость пассажирских кресео, % | 80,7 | 80,2 | 79,8 | 0,5 | 0,4 |
Удельный вес регулярных перевозок, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | -0,01 |
Перевезено грузов и почты, тыс. тонн | 46,2 | 40,3 | 42,3 | 14,6% | -4,7% |
Выполненный грузооборот, млн ткм | 212,7 | 191,4 | 214,3 | 11,1% | -10,7% |
Выполненный тоннокилометраж, млн ткм | 1 614,8 | 1 395,1 | 1 217,3 | 15,7% | 14,6% |
Предельный тоннокилометраж, млн ткм | 2 425,6 | 2 128,6 | 1 836,1 | 14,0% | 15,9% |
Коммерческая загрузка,% | 66,6 | 65,5 | 66,3 | 1,1 | -0,8 |
Всего | |||||
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 17 656,1 | 14 173,8 | 11 285,8 | 24,6% | 25,6% |
Выполненный пассажирооборот, млн пкм | 50 532,5 | 42 020,9 | 34 777,1 | 20,3% | 20,8% |
Предельный пасажирооборот, млн ккм | 64 880,0 | 54 195,3 | 45 020,9 | 19,7% | 20,4% |
Занятость пассажирских кресео, % | 77,9 | 77,5 | 77,2 | 0,4 | 0,3 |
Удельный вес регулярных перевозок, % | 97,8 | 99,1 | 99,7 | -1,3 | -0,7 |
Перевезено грузов и почты, тыс. тонн | 193,9 | 160,6 | 163,4 | 20,7% | -1,7% |
Выполненный грузооборот, млн ткм | 1 121,3 | 908,7 | 952,2 | 23,4% | -4,6% |
Выполненный тоннокилометраж, млн ткм | 5 669,2 | 4 690,5 | 4 082,1 | 20,9% | 14,9% |
Предельный тоннокилометраж, млн ткм | 8 881,1 | 7 536,8 | 6 458,9 | 17,8% | 16,7% |
Коммерческая загрузка,% | 63,8 | 62,2 | 63,2 | 2,6% | -0,1 |
Анализируя производственные показатели, важно отметить, что деятельность компании была эффективна как на международном, так и внутреннем рынке. Так в 2012 году пассажиропоток Аэрофлота на международных авиалиниях достиг 10,7 млн пассажиров, что составило 60,6 % от общего количества перевезенных авиакомпанией пассажиров и 69,2 % пассажирооборота. Основной объем перевозок (96,4 %) был выполнен на регулярных рейсах. При существенном увеличении предоставленных емкостей, на 21,5 % в сравнении с уровнем 2011 года, Компания обеспечила эффективность их использования, что подтверждается высоким уровнем занятости пассажирских кресел, который составил 76,7 %.
Темпы развития пассажирских перевозок на внутреннем рынке сохранились, их доля в общем объеме перевозок составила 39,4 %. Пассажирооборот увеличился на 16,5 %. За год Компания перевезла 6,9 млн пассажиров, что на 26,5 % выше уровня 2011 года. При росте провозных емкостей на 15,6 % процент занятости пассажирских кресел увеличился на 0,5 п. п. и составил 80,7 %.
Немаловажную роль играют грузоперевозки. В 2012 году Аэрофлот перевез 193,9 тыс. тонн грузов и почты, что выше уровня 2011 года на 20,8 %. Грузооборот за отчетный период увеличился на 23,4 % и составил 1,121 млрд ткм. Выполненный тоннокилометраж увеличился в 2012 году на 20,9 % и составил 5,7 млрд ткм. Коммерческая загрузка составила 63,8 %, увеличившись на 1,6 п. п. Компания продолжила эффективно использовать и развивать конкурентные преимущества грузового бизнеса, такие как уникальная сеть маршрутов, узнаваемость торговой марки, знание специфики российского рынка, экономия полетного времени благодаря возможности полета и технических посадок на территории России. В число преимуществ грузового бизнеса Аэрофлота входят также наличие коммерческих прав на грузовые маршруты на доходных направлениях, наиболее совершенная в регионе система бронирования и управления загрузкой, высокий уровень безопасности полетов и наличие системы управления качеством.
В области грузовых перевозок Аэрофлот стремится обеспечивать достижение положительных финансовых результатов, поддерживать долгосрочную конкурентоспособность грузового бизнеса и плодотворно использовать синергетический эффект от совмещения маршрутных сетей пассажирских и грузовых воздушных судов.
Персонал. Кадровая политика Аэрофлота направлена на достижение конкурентного преимущества на рынке авиаперевозок с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Таблица 10 – Динамика кадров
Работники по видам деятельности | |||
Командиры воздушных судов и вторые пилоты | |||
Другой летный состав | |||
Бортпроводники | |||
Персонал технического обслуживания | |||
Продажа билетов, услуг и реклама | |||
Аэропортовые службы | |||
Прочий персонал | |||
Итого |
Количество пилотов, бортпроводников, работников подразделений аэропортовых служб в 2012 году возросло в связи с расширением парка воздушных судов. В компании «Аэрофлот» трудятся 10 женщин пилотесс, что является рекордным показателем для Российской гражданской авиации. В то же время численность другого летного состава (бортинженеры, штурманы) сократилась из-за вывода из эксплуатации воздушных судов Ту–154. Изменения численности сотрудников других направлений были вызваны текущей реорганизацией в соответствующих подразделениях.
Средний возраст персонала авиакомпании в 2012 году составил 39,4 года (в 2011 году – 39,9 года), в компании наблюдается тенденция к омоложению персонала.
В 2011 году среднемесячная заработная плата в Аэрофлоте составила 84,3 тыс. рублей, что на 19,2% выше, чем в 2010 году. Рост средней заработной платы вызван:
· увеличением налета часов на 20,6%;
· введением нового Положения об оплате труда летного состава и бортпроводников;
· переводом специалистов административно–управленческих подразделений на новую систему оплаты труда на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ);
· повышением в IV квартале 2010 года заработной платы работникам, оплата труда которых производится по тарифной системе.
Анализ производственной деятельности. Используя результаты горизонтального и вертикального анализа, мы можем определить, насколько эффективно реализуется продукция предприятия (в нашем случае – оказываются услуги). В целом в деятельности предприятия наблюдаются положительные тенденции. Выручка в 2012 году выросла на 42 104 731 тыс.руб., что на 10% больше по сравнению с предыдущим годом. Себестоимость продаж постепенно растет, из года в год, но темпы ее роста равномерны и примерно равны уровню инфляции, поэтому это не является негативным фактором для организации. В свою очередь положительным стал факт сокращения прибыли до налогообложения, что важно для любого предприятия.
Таблица 11
Показатель | Абсолютное изменение | Относительное изменение | |||
наименование | Код | 2011/2012 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2010/2011 |
Выручка | 42 104 731 | 23 232 049 | 31% | 21% | |
Себестоимость продаж | (31 505 230) | (22 860 916) | 28% | 26% | |
Валовая прибыль(убыток) | 10 599 501 | 371 133 | 43% | 2% | |
Коммерческие расходы | (7 152 196) | (4 381 857) | 45% | 38% | |
Управленческие расходы | (144 119) | (1 491 341) | 2% | 32% | |
Прибыль (убыток) от продаж | 3 303 186 | (5 402 065) | 126% | -67% | |
Доходы от участия в других организациях | 73 993 | 46 837 | 64% | 67% | |
Проценты к получению | (653 794) | 2 060 | -59% | 0% | |
Проценты к уплате | (89 970) | 113 234 | 10% | -11% | |
Прочие доходы | (2 225 856) | 3 233 388 | -13% | 24% | |
Прочие расходы | (5 978 186) | 1 280 242 | 103% | -18% | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | (5 530 627) | (726 304) | -40% | -5% | |
Текущий налог на прибыль | (233 360) | 648 938 | 7% | -17% | |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства(активы) | (1 594 013) | 626 343 | 294% | -54% | |
Изменения отложенных налоговых обязательств | (319 082) | 112 312 | 348% | -55% | |
Изменения отложенных налоговых активов | 42 272 | 34 280 | 100% | 100% | |
Прочие | 490 422 | (1 273 456) | -377% | -111% | |
Чистая прибыль(убыток) | (5 544 375) | (1 210 230) | -53% | -10% |
Нематериальные активы, результаты исследований и разработок – 1 240 748 тыс. руб., представляют собой остаточную стоимость исключительных авторских прав на программы и базы данных, лицензий и исключительных прав владельца на товарные знаки и знаки обслуживания, а также вложения в их приобретение. Увеличение на 1 137 324 тыс. руб. произошло за счет приобретения товарных знаков по грузовым перевозкам от «Аэрофлот Карго» и начисления текущего износа на существующие НМА.
Наибольший удельный вес в структуре активов ОАО «Аэрофлот» на начало исследуемого периода приходится на дебиторскую задолженность, при этом к концу 2012 года показатель увеличился до 61 454 988 тыс.руб. Увеличение на 2 428 623 тыс. руб. связано с ростом:
· предпоставочных платежей за ВС по заключенным контрактам,
· расчетов с авиакомпаниями и агентами по продаже пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, что обусловлено увеличением объемов продаж,
· авансовых платежей по налогу на прибыль и НДС.
Задолженность по авансам выданным и прочим дебиторам уменьшилась на 2 180 318 тыс. руб. в связи со снижением авансов под поставку воздушных судов.
В 2012 году доходы авиакомпании от эксплуатационной деятельности составили в целом 177 906,21 млн руб., что выше результата 2011 года на 31,0 % (+42 104,73 млн руб.). Доходы были сформированы на 84 % от пассажирских авиаперевозок, на 6,0 % – от грузо-почтовых авиаперевозок, от прочей деятельности – на 10 %. Расходы авиакомпании от эксплуатационной деятельности за 2012 год составили 171 973,3 млн руб. и возросли к 2011 году на 38 801,5 млн руб. (+29,1 %).
Увеличение расходов в целом по авиакомпании обусловлено увеличением объема пассажирских авиаперевозок и налета часов на собственном парке воздушных судов, ростом среднегодовых цен на авиационное топливо, на аэропортовое обслуживание и услуги сторонних организаций, улучшением качества обслуживания пассажиров на борту ВС, ростом расходов на оплату труда.
В 2012 году капитальные вложения в основные фонды предприятия составили 2 563,3 млн руб. В общем объеме капитальных вложений наибольший удельный вес составили инвестиции в следующие направления:
· приобретение исключительных прав на товарные знаки – 51,3 %;
· обеспечение производственного процесса – 30,4 %;
· обеспечение сервиса обслуживания пассажиров – 5,0 %;
· развитие информационных технологий – 3,8 %;
· модернизацию ВС – 2,0 %;
· прочие – 7,5 %.
Вывод. Главной причиной замедления оборачиваемости капитала ОАО «Аэрофлот» стало отвлечение значительной части оборотных средств в дебиторскую задолженность. Такой показатель должен стремиться к нулю. Она отвлекает оборотные средства, снижает ликвидность компании, к тому же всегда есть риск невозврата долгов.
В результате сложившейся ситуации ОАО «Аэрофлот» не имеет возможности использовать в полном объеме собственные финансовые ресурсы для обновления и модернизации имеющегося парка авиационной техники. Привлечение банковских кредитов также затруднено, поскольку у компании имеется большой объем ранее взятых заемных. Таким образом, чтобы воспользоваться долгосрочными заемными средствами, ОАО «Аэрофлот» необходимо сначала погасить имеющуюся задолженность перед кредиторами.
Компании необходимо снижать уровень себестоимости услуг, а также принимать меры по взысканию дебиторской задолженности, поскольку одним из направлений повышения финансовой эффективности данного предприятия является ускорение оборачиваемости оборотных активов вследствие ускорения расчетов с покупателями. ОАО «Аэрофлот» можно использовать приемы, направленные на сокращение нахождения средств в дебиторской задолженности с целью укрепления финансового состояния и улучшения платежеспособности.