Анализ производственной деятельности предприятия

Все производственные процессы на предприятии ООО «АльфаМит» осуществляются в соответствии с утвержденными проектами, технологическими регламентами, правилами производства работ, операционными технологиями, инструкциями.

ООО «АльфаМит» является мясоперерабатывающим предприятием, выпускающим весь ассортимент колбасных изделий, сыро - и варено-копченые изделий в натуральной и искусственной оболочке, копченое мясо различных видов, вареные колбасы и сосиски.

Помимо производства мясоколбасных изделий ООО «АльфаМит» занимается коммерческой деятельностью, связанной с проведением оптовых закупок товаров у различных поставщиков, оптовой и розничной продажей товаров, формированием торгового ассортимента, управлением товарными запасами и рекламно-информационной деятельностью по сбыту товаров.

Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и розничной торговли, школы, больницы, санатории, а также собственная сбытовая сеть. К собственной торговой сети относятся 4 оптово-розничных магазина-склада. В розницу товар продается сети магазинов «Семья», «SPAR» и огромному количеству индивидуальных предпринимателей.

На настоящий момент основные группы клиентов можно разделить на следующие крупные группы:

1. Розница – высокая рентабельность, ежедневный приток наличных денег. Емкость определяется потребностями населения в потреблении мяса. Однако на рынке присутствуют сильные конкуренты, специализирующиеся на рознице. Степень привлекательности – высокая.

2. Санатории, больницы, рестораны. Осуществляют покупок на 100 тыс. руб. еженедельно. Частота покупок – 1 раз в неделю. На 2 месяца отсрочка платежа. Объемы незначительны, накладные расходы большие. Часты задержки с оплатой. Емкость около 8 тонн в неделю. Охвачено около 40% данного сегмента. Степень привлекательности – средняя.

На предприятии ООО «АльфаМит» ведется контроль закупок. Целью учета и контроля закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставок осуществляется в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.

Сырье перевозится в ящиках, паллетах, коробках либо навалом. При транспортировке морем используются контейнеры. Также груз перевозится по области на микроавтобусах, из другой страны на фурах. Основной проблемой при перевозке груза является прохождение таможни. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, обязаны предоставлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. В обычный комплект товаросопроводительных документов входит счет или счет-фактура (если перечень отгруженных товаров велик), отгрузочная с указанием распределения товаров по грузовым местам, комплект упаковочных листов на все грузовые места, сертификат качества или сертификат соответствия, транспортная накладная (при доставке автомобильным транспортом), страховой полис.

Ассортимент продукции также имеет большое значение при определении приоритетных программ развития предприятия. Мясная продукция ООО «АльфаМит» производится в большом ассортименте, вырабатывается из свинины и говядины с добавлением соли, специй и пряностей. Ассортимент продукции ООО «АльфаМит» представлен ниже в таблице 2.1.

Из таблицы 2.1 видно, что в ассортименте продукции имеются 22 наименования. Каждый вид готовой продукции вырабатывается строго в соответствии со своей описательной характеристикой.

Таблица 2.1 - Ассортимент продукции ООО «АльфаМит»

Наименование продукции Вид упаковки Срок годности
Браунгшвейская колбаса п/к в/с Краковская колбаса п/к в/с Озерская колбаса п/к в/с Полтавская колбаса п/к в/с Таллинская колбаса п/к в/с Полимерная Вакуумная (нарезка, куском) 15 -30 суток
Одесская колбаса п/к 1 сорт Свиная колбаса п/к 1 сорт Полимерная Вакуумная (нарезка, куском) 15 - 30 суток
Пикантная колбаса п/к 2 сорт Подмосковная п/к 2 сорт Южная п/к 2 сорт Полимерная Вакуумная (нарезка, куском) 15 - 30 суток
Деликатесная колбаса в/с Московская колбаса в/с Зернистая колбаса копченая в/с Сервелат в/с Русская в/с Полимерная Вакуумная (нарезка, куском) 15 - 30 суток
Охотничьи колбаски п/к в/с Полимерная Вакуумная (нарезка, куском) 15 - 30 суток
Сосиски Сливочные в/с Сосиски Детские в/с Полимерная Вакуумная 10 - 15 суток
Сосиски Молочные 1 сорт Полимерная Вакуумная 10 - 15 суток
Сосиски Нежные 2 сорт Сосиски Славянские 2 сорт Полимерная Вакуумная 10 - 15 суток
Полуфабрикаты купаты колбаски вакуумная 15-30 суток


Улучшение ассортимента -одно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый ООО «АльфаМит», в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль производителя состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия.

Особое внимание уделяется изучению состояния, динамики и структуры основных средств предприятия ООО «АльфаМит».

Данные для анализа использования основных средств ООО «АльфаМит» приведены в таблице 2.2, наглядно представлены на рисунках 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2 - Показатели использования основных средств ООО «АльфаМит»

Наименование показателей Годы Изменение Среднегодо-вой темп прироста (снижения) 2016г.-2014г.,%
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015г-2014г. 2016г. -2015г. 2016г. – 2014г.
1.Стоимость основных фондов, тыс. руб. -255 +1924 +1669 1,03
2.Выручка от продажи продукции, тыс. руб. +78829 +24097 +102926 1,17
3.Среднесписочная численность работников, чел. -5 +3 -2 0,96
4.Фондоотдача основных фондов, тыс.руб./ тыс.руб. 12,71 14,44 14,37 +1,73 -0,07 +1,66 1,13

Продолжение таблицы 2.2

5.Фондоёмкость, тыс.руб./ тыс.руб. 0,08 0,07 0,07 -0,01 - -0,01 0,88
6.Фондовооруженность труда одного работника, тыс.руб./чел. 953,98 1054,31 1028,50 +100,33 -25,81 +74,52 1,08

По данным таблицы 2.2 видно, что за исследуемый период с 2014 по 2016гг. среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 1699 тыс. руб. или на 3%.

Анализ производственной деятельности предприятия - student2.ru

Рисунок 2.2 – Динамика фондоотдачи основных фондов ООО «АльфаМит»

За счет более высокого темпа роста выручки (17%), чем стоимости основных фондов (3%), произошло увеличение фондоотдачи основных фондов на 1,66 тыс. руб./тыс. руб.

Фондоёмкость, соответственно, снизилась за рассматриваемый период на 0,01 тыс. руб./тыс. руб.

тыс.руб./ тыс.руб.
Анализ производственной деятельности предприятия - student2.ru

Рисунок 2.3 – Динамика фондоемкости ООО «АльфаМит»

Фондовооружённость труда одного работника снизилась с 1054,31 тыс. руб. в 2015 г. до 1028,5 тыс. руб. в 2016 г. В целом за период произошло увеличение данного показателя на 74,52 тыс.руб./чел.

Среднегодовой темп прироста фондовооружённости за рассматриваемый период составил 8%.

Показатели эффективности использования трудового потенциала предприятия представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Показатели использования трудового потенциала ООО «АльфаМит»

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение
2015г-2014г. 2016г. -2015г. 2016г.–2014г.
Абс., +/- Отн., в % Абс., +/- Отн., в % Абс., +/- Отн., в %
1. Объем продаж, тыс. руб. +78829 +13 +24097 +3,5 +102926 +14,5
2. ФОТ с отчислениями, тыс. руб. 959,8 997,4 1204,5 +37,6 +3,9 +207,1 +20,8 +244,7 +20,3
3.Среднесписочная численность работников, чел. -5 -10 +3 +6,7 -2 -4,2
4.Зарплатоотдача, руб./руб. (п.1/п.2) 631,77 686,99 588,88 +55,22 +8,7 -98,11 -14,3 -42,90 -7,3

Продолжение таблицы 2.3

5.Среднемесячная з/плата, тыс. руб. (п.2/п.3) 19,20 22,16 25,09 +2,97 +15,5 +2,93 +13,2 +5,90 +23,5
6.Доля фонда оплаты труда в объеме продаж, % (п.2/п.1*100) 0,16 0,15 0,17 -0,01 -8,0 +0,02 +16,7 +0,01 +6,8

На основании данных таблицы 2.3 можно сделать следующие выводы:

- фонд оплаты труда с отчислениями увеличился на 37,6 тыс. руб. с 2014 года по 2015 год и на 207,1 тыс. руб. с 2016 года по 2015 год, общее увеличение составило 244,7 тыс. руб. Увеличение ФОТ связано с ростом заработной платы основным работникам предприятия на 4% в 2015 г. и на 25% в целом за период;

- среднесписочная численность работников предприятия снизилась за анализируемый период с 50 до 48 человек, т.е. общее изменение составило 2 человека, это связано со снижением объемов производства;

- зарплатоотдача, или производство продукции на 1 руб. ФОТ, сократилась с 2016 года по 2015 год на 98,11 руб./руб., общая динамика показателя за период отрицательная и составляет 42,9 руб./руб.;

- среднемесячная заработная плата за анализируемый период увеличилась на 5,9 тыс. руб. или на 25% и составила 25 тыс. руб. в месяц, что является средним значением данной величины по отрасли мясопереработки;

- доля фонда оплаты труда в объеме продаж увеличилась с 2016 года по 2015 год на 0,02%, общее увеличение составило 0,01%.

На основе анализа основных экономических показателей ООО «АльфаМит» за 2014-2016 гг. можно сделать вывод, что предприятие в 2016 гг. находилось в устойчивом финансовом состоянии.

За счет увеличения производственного потенциала увеличились основные производственные фонды, это подтверждается их ростом и ростом показателей фондоотдачи и фондоворуженности. Оборотные средства предприятия, наоборот, за анализируемые периоды сократили свою эффективность.

Наши рекомендации