Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия

Наметившаяся в последние годы тенденция увеличения числа показателей для оценки эффективности деятельности предприятий, зачастую бесполезных, создающих только «информационный шум», не облегчает, а затрудняет принятие правильных управленческих решений.

Рассчитать большой перечень показателей не сложно, но сами по себе они имеют мало смысла и могут ввести в заблуждение, если анализировать их изолированно. Кроме того, проведение анализа по подобным методикам перегружает практических работников.

Цель данного материала - убедить в необходимости оптимизации числа показателей для оценки эффективности функционирования предприятия и показать, что многие из показателей, применяемых в настоящее время на практике, являются лишними в общей структурированной цепи.

В условиях рынка, конкуренции, усиления предпринимательских рисков вопросы повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов выдвигаются на первый план. В таких условиях выживают и успешно функционируют только те предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на «вал», на выполнение намеченных программ любой ценой - это путь к банкротству. В условиях рыночной экономики эффективно функционирует только то предприятие, которое производит конкурентоспособную продукцию с наименьшими затратами и не производит больше, чем может продать, обеспечивая при этом такое превышение доходов над расходами, при котором достигается стабильная его платежеспособность и инвестиционная привлекательность.

Эффективность - сложная экономическая категория и для измерения ее уровня, как правило, используют обширный перечень разнообразных индикаторов.

По своему экономическому содержанию все показатели эффективности представляют собой отношение результата к затратам или к ресурсам:

Результат (эффект) / Затраты или Результат (эффект) / Ресурсы.

В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия - объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности. В условиях плановой системы экономики приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, фондоотдаче основных средств, материалоотдаче и др.). Однако данные показатели характеризуют не эффективность, а интенсивность использования ресурсов. Если производится неконкурентоспособная, убыточная продукция и предприятие «работает на склад», то повышение интенсивности использования основных средств, трудовых, материальных и финансовых ресурсов способствует быстрейшему разорению предприятия.

Вот почему в качестве результата для оценки функционирования предприятия лучше всего подходит прибыль, получение которой является главной целью любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики. Для этой цели могут быть использованы различные показатели прибыли:

- маржинальная прибыль;

- прибыль от реализации продукции;

- общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль);

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль;

- капитализированная прибыль и т.д.

Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль; для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции - прибыль от реализации продукции; для оценки доходности совокупного капитала, вложенного в активы предприятия, - общая сумма прибыли до выплаты процентов и налогов; для оценки доходности собственного капитала - чистая прибыль и т.д. Желательно, чтобы финансовая отчетность Республики Беларусь давала сведения о финансовых результатах в таком разрезе.

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат - чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.

При этом следует иметь в виду, что прибыль - это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.

Оценить эффективность функционирования и деловую активность предприятия можно только по относительным показателям доходности бизнеса или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Такт), объема продаж (ТVпр) и прибыли (Тп) (см. формулу (1)):

100 % < Такт < ТVпр < Тп. (1)

Первое неравенство (100 % < Такт) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.

Второе неравенство (Такт < ТVпр) свидетельствует о том, что объем продаж растет быстрее экономического потенциала. Из этого можно сделать вывод о повышении интенсивности использования ресурсов на предприятии, об ускорении оборачиваемости капитала.

Третье неравенство (ТVпр < Тп) означает, что прибыль предприятия растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, что свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж.

Данные соотношения принято называть «золотым правилом экономики предприятия». Соблюдение данных пропорций свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового благополучия.

Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют показатели рентабельности.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, базирующиеся на затратном подходе (отношение прибыли к затратам);

- показатели, характеризующие прибыльность продаж (отношение прибыли к выручке);

- показатели, в основе которых лежит ресурсной подход (отношение прибыли к сумме вложенного капитала).

Рентабельность (окупаемость) затрат (Rз) по каждому виду продукции и в целом по предприятию правильнее определять отношением брутто-прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов (Прп) к затратам по реализованной продукции (Зрп) (см. формулу (2)):

Rз = Прп / Зрп. (2)

Данный показатель определяет, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Чистая рентабельность продукции (отношение чистой прибыли к затратам по реализованной продукции) может использоваться только для внутрихозяйственного анализа при условии стабильной финансовой структуры капитала.

В отличие от показателей рентабельности как окупаемости затрат, концепция рентабельности оборота (нормы прибыльности) (Rоб) состоит в сравнении прибыли с объемом реализованной продукции, которая выражается следующим отношением (см. формулу (3)):

Rоб = Прп / Врп, (3)

где Прп - прибыль от реализации продукции;

Врп - выручка от реализации продукции.

Указанный показатель характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. По уровню агрегирования факторов является более комплексным и полнее, чем рентабельность затрат, характеризует результаты деятельности предприятия.

Обзор литературы по методике исчисления данного коэффициента показал, что все авторы единодушны в отношении выбора базы сравнения, в качестве которой выступает выручка от реализации продукции. Однако мнения их расходятся по вопросу, какую прибыль принимать в расчет:

- прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов;

- прибыль от реализации продукции после выплаты процентов до налогообложения;

- чистую прибыль от операционной деятельности;

- чистую прибыль от всех видов деятельности;

- общую сумму прибыли отчетного периода после выплаты процентов до налогообложения.

Общую норму прибыльности (НПобщ) можно разложить на составные части в соответствии с концепцией распределения общей суммы брутто-прибыли между владельцами, кредиторами и государством (см. формулы (4), (5), (6) и (7)):

Норма прибыльности владельцев (НПвл) = Чистая прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции, (4)
Норма прибыльности кредиторов (НПкр) = Проценты полученные / Выручка от реализации продукции, (5)
Норма прибыльности государства (НПгос) = Налоги из прибыли / Выручка от реализации, (6)
НПобщ = НПвл + НПкр + НПгос. (7)

Таким образом, подводя итог по рассматриваемой проблеме, следует отметить, что на первое место необходимо ставить показатель общей рентабельности оборота, поскольку чистая рентабельность оборота не представляет интереса ни для собственника, ни для внешних пользователей.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Целесообразно оценивать рентабельность деятельности предприятия следующей сводной системой показателей:

Такие показатели называются показателями рентабельности и могут быть определены в виде коэффициентов или процентов, для чего используются формулы (1) и (2):

  Ра = П / Аi, (1)
  Ро = П / Аi х 100, (2)

где Ра - рентабельность, выраженная в абсолютных значениях, руб.;

Ро - рентабельность, выраженная в относительных значениях, %;

П - прибыль организации, руб.;

Аi - количество средств (i-го вида);

i - вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, а также доходность различных направлений ее деятельности (производственной или инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. В отличие от прибыли показатели рентабельности более емко отражают окончательные результаты хозяйствования, поскольку величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все вышеназванные показатели рентабельности рассчитываются на основе общей прибыли, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли.

В процессе исследования показателей рентабельности решаются следующие задачи:

оценка динамики показателей рентабельности, определение и анализ факторов, влияющих на изменение этих показателей;

выявление причин потерь и убытков, вызванных ошибками в работе (особенно в финансовой и бухгалтерской службах).

Наши рекомендации