Принцип рациональной загрузки
Дедвейт (DW) - груз и судовые запасы судна
Чистая грузоподъемность - чистый груз способный принять судно. Определяется по грузовую марку судна.
1 регистровая тонна = 2, 83 м3 = 100 футов кубических.
Рациональность загрузки оценивается по критерию вместимости:
Ки = УПО/W
УПО - удельный погрузочный объем, м3/т
W - вес груза в тоннах
Брутто тоннаж судна - полная или валовая вместимость
Нетто тоннаж судна - Чистая регистровая вместимость
Обязательные грузы - нефакультативные грузы
Необязательные грузы - факультативные грузы
Обеспечение сохранности грузов в рейсе.
Особенности микроклимата грузовых помещений.
При плавании в летнее время года температура воздуха выше температуры воды, что создает условия для конденсации влаги в трюме ниже ватерлинии, зимой ситуация обратная.
При плавании из холодной климатической зоны в теплую конденсирует груз, вентиляция не приемлема
Определение груза по осадке
При определении осадки необходимо снимать шесть значений по три с каждого борта, для того чтобы максимально точно оценить нагрузку судна.
Поправки осадки:
- Поправка на осадку форштевня и ахтерштевня(наклон) - данная поправка берется со своим знаком (кома - нос)
- Поправка за дифферент - отрезок смещения площади ватерлинии порожнего судна и после погрузки
- Прогиб и выгиб - берется из Информации об остойчивости
- Поправка за крен - ошибка в снятии осадки
- Поправка за плотность воды - берется из информационных источников по району плавания или измеряется ориометром
Контроль за прочностью судна
Прочность судна подразделяется на общую и местную
- Общая прочность судна - способность корпуса судна выдержать нагрузку внутренних и внешних изгибающих сил
Общая прочность (представлена в виде прогиба и выгиба, также имеется деформация кручения корпуса судна). Проверяется при помощи диаграммы контроля прочности. Проверка производится при основных отличных от типовых с случаев загрузки
- Местная прочность - способность выдержать нагрузку на единицу площади палубы
Рфак = Н/УПО - фактический вес груза на палубе
Рмах = Рдоп S - максимальная нагрузка на люк
Кмп = Рфак/ Рдоп £ 1 - Критерий оценки местной прочности
Наставление для крепления груза для каждого типа судна основной источник действий судового экипажа.
Крепление грузов
МСК - многооборотные средства крепления
Средства крепления на специализированных судах (лесовозы, контейнеровозы) должны быть одобренного типа.
Конструктивные элементы крепления должны быть с маркировкой SWL (предельно-допустимая нагрузка)
Основные руководящие документы по эксплуатации МСК:
РД 31.11.21.16 - 96 "Правила к перевозки генеральных грузов" - имеются данные на расходные материалы по креплению грузов.
Обозначения встречающиеся на МСК:
MSL - максимальная крепежная нагрузка - определяет допустимую нагрузку установленную для крепежного средства.
TL - нагрузка которую должно выдержать крепление без деформации при испытании
BL - предельная нагрузка вызывающая деформацию средства крепления при которой происходит выход из строя крепления.
РД 31.21.92 - 87 "Средства многооборотные для крепления груза на морских судах/Положения по технической эксплуатации"
РД 31.21.96 - 87 " Средства многооборотные для крепления груза на морских судах/Каталог"
РД 31.21.06 - 87 "Средства многооборотные для крепления груза на морских судах/Технические требования на ремонт"
Общие требования к МСК
Все МСК должны иметь: 1). Сертификат качества 2). Паспорт технический 3). Документ Регистра (РМСР)
Организации технической эксплуатации и контроль - общее руководство - капитан, непосредственная эксплуатация - старший помощник капитана, заведование - боцман
На судне в обязательном порядке должно иметься техническое описание и руководство по технической эксплуатации МСК.
Не допускается вновь использовать МСК до выявления причины вызвавшей их замену
Техническое состояние МСК фиксируется в "Журнале учета технического состояния"
Неиспользуемые МСК - такие МСК которые хранятся на судне более 1 месяца.
Оперативные - непосредственно используемые МСК
Технический надзор за МСК заключен в проведении ежегодных осмотров и очередных освидетельствований 1 раз в 5 лет.
Внеочередное освидетельствование МСК проводится при:
- Авариях
- Проведении технических экспертиз
- Прочих технических случаях
При передаче МСК на берег передаются также акты о прошлой проверки и инспекции
Все МСК должны иметь маркировку согласно требований
Документация по технической эксплуатации МСК:
- Акты проверки
- Для контейнеровоза требуются Сертификаты Регистра (РМРС)
Акты осмотра и проверки должны хранится на судах 5 лет
Генеральные грузы
Документы регулирующие перевозку:
- Кодекс РКГ - Кодекс безопасной практики размещения и крепления грузов
- Положения Конвенции СОЛАС - 74 с поправками
- РД 31.11.21.16 - 96 "Правила к перевозки генеральных грузов"
Генеральные грузы - штучные грузы широкой номенклатуры ( бестарные, тарно-упаковочные)
Классификация генеральных грузов:
- Металлопродукция
- Подвижная техника (колесная и гусеничная)
- Железобетонные изделия
- Контейнеры всех видов
- Пакетированные грузы
- Катно-бочковые грузы
- Штучные грузы в упаковке
- Тяжеловесные грузы
- Прочие грузы (break-balk)
Особенностью генеральных грузов является способность сохранять свои качества и структуру в процессе перевозки.
Документация необходимая для морской перевозки генеральных грузов:
- Информация о грузе (обеспечивается грузоотправителем, срок действия разрабатывается в зависимости от вида груза)
- Наставление по креплению груза для судов ММФ
- Дополнительная информация о грузе (в случае отсутствия информация перевозчик… теоретически!… вправе отказаться от груза)
Дополнительное крепление груза обеспечивается портом по требованию судна
Грузовое место - одна единица груза
Стандартный груз - такой груз для которого разрабатывался данный тип судна
Полустандартный груз - груз который судно может перевозить при достаточном креплении.
Нестандартный груз - груз, для которого требуется индивидуальный подход (разработка схем крепления и размещения)