Подробный просмотр сценария

"Обратный отсчёт". Возьмите сценарий, ручку и лист бумаги. Начните читать сценарий с финальной сцены и до начала, проверяя последовательность сцен и логику в действиях персонажей. Этот процесс аналогичен предыдущему, но уже не мысленно, а непосредственно со сценарием перед глазами. Почему Золушка и Принц выходят под руку из церкви? Потому, что в предыдущей сцене священник обвенчал молодых в этой церкви. Почему состоялась свадьба наших героев? Потому, что чуть раньше Принц предложил Золушке выйти за него замуж...

Не знаю, сможете ли вы исправить все сюжетные дыры в своём произведении. Многое зависит от профессионального опыта и отстранённости. Однако полагаю, что "Обратный отсчёт" пойдёт любому сценарию только на пользу.

Кстати, эта техника может помочь и при написании сценария. Бывает, автор, закончив Первый Акт рукописи, вдруг впадает в ступор, поскольку не может решить, как должен развиваться сюжет.

Что можно сделать? Запишите логическую последовательность сцен или сюжетных точек вашего сценария. Затем пройдите их, но не сначала и до конца, а наоборот. Начните с финальной сцены или сюжетной точки и двигайтесь к началу. Проверяйте, как одно событие следует из другого. Определите пробел в сюжете - (X), установите предыдущее (1) и последующее (3) события. Что может связать известные элементы (1) и (3)? Какая сцена (X) должна логически предшествовать событию (3)? Почему происходит (3)? Что его вызывает?

Допустим, у нас есть начало и конец сказки "Золушка", но мы не знаем, что должно быть центральным моментом (Х). То есть, нам известно предыдущее событие (1): Золушка впервые приезжает на бал, встречается с Принцем. Затем - пробел (X)... Далее мы знаем событие (3): в конце Второго Акта Золушка теряет туфельку. Третий Акт начинается с того, что влюблённый в девушку Принц решает найти хозяйку хрустального башмачка. Как думаете, что должно быть между известными нам событиями?.. Вспоминайте сказку или придумайте сами. Я подскажу.

Смотрите, у нас есть влюблённый Принц, но нет влюблённой Золушки. Мы забыли показать, как развиваются отношения между молодыми людьми. Так? Для проверки зададим вопросы к известным нам событиям: Золушка жалеет, что потеряла туфельку и не может приехать на бал. Почему жалеет? Потому, что влюблена в Принца. Почему влюблена?.. Неясно. Принц хочет найти Золушку. Почему он влюблён в неё?.. Тоже непонятно. Это и является пробелом в нашей истории.

Пользуясь логикой и воображением, достраиваем сюжет. Любовь с первого взгляда - хорошо, но не очень драматично. Почему бы не дать шанс нашим героям встретиться не один раз, а два? В первый раз Золушка приезжает на бал, общается, танцует с Принцем. Молодые люди нравятся друг другу, но ещё не влюблены. Далее, до полуночи, Золушка уезжает домой, не успев проститься с Принцем.

Если Золушка возвращается домой, то же самоё должны сделать её мачеха и сёстры. Логично?.. Утром сварливые женщины описывают Золушке бал, восхищаясь прекрасным Принцем и очаровательной незнакомкой в хрустальных туфельках. Заодно сообщают, что вечером снова поедут на бал, но, увы, опять без Золушки. И тут происходит Центральное Событие в нашей истории. (Карточка № 8, Средняя Точка). Как думаете, какое?..

Что вы сказали?.. Золушка решает во что бы то ни стало поехать на бал?.. Именно! Девушка хочет увидеть Принца ещё раз. Она уже влюблена, хотя, возможно, ещё этого не осознаёт. Дадим ей второй шанс. Кроме того, сделаем Золушку активным персонажем. Пусть она борется за своё счастье, а не ждёт подарков судьбы. Когда домочадцы вновь уезжают на бал, Золушка со всех ног бежит к своей крёстной. Фея вновь помогает девушке.

Итак, Золушка приезжает на бал во второй раз. Принц и Золушка очаровывают друг друга. Молодые люди понимают, что это Любовь... Далее мы знаем: часы бьют полночь. Золушка вынуждена бежать из дворца, теряя туфельку. Логично?

Таким образом с помощью "обратного отсчёта" мы смогли восстановить пробел, выстроив сюжет в его логической последовательности.

Если кто-то, интересующийся структурой сценария, спросит меня, как определить Точки Фокусировки в "Золушке", то нет ничего проще. Мы знаем, что Точки Фокусировки не только располагаются симметрично, но и взаимосвязаны. Первая точка тестирует главного героя, вторая - подтверждает или опровергает этот тест. Значит:

Карточка № 7: Точка фокусировки 1. Золушка уходит с бала вовремя.

Карточка № 9: Точка фокусировки 2. Золушка, забыв о наказе крёстной, вынуждена бежать с бала. Волшебство прекращает своё действие.

Для ясности запишем всё 12 карточек. (Друзья, я разбираю всем известную сказку так, как сам её представляю. Возможно, ваш подход будет отличаться от моего).

Карточка № 1:Первый Акт, завязка. Мачеха и её дочери третируют Золушку, издеваясь над ней и заставляя выполнять всю работу по дому.

Карточка № 2: Скрытый вопрос, отражающий тему. Тема: "Достойная девушка всегда найдёт своего принца" или "Доброта, скромность и прочие добродетели рано или поздно вознаграждаются".

Золушка моёт пол. Её сёстры прихорашиваются перед зеркалом, вслух обсуждая заветную мечту выйти замуж за Принца. Золушка робко замечает, что давно мечтает хоть одним глазком увидеть предмет их обожания. Сёстры смеются над девушкой: "Не тебе, замарашке, о Принце мечтать". Золушка, печально вздохнув, ещё усерднее трёт пол тряпкой. Скрытый вопрос: "Дождётся ли Золушка своего принца?"

КРЮЧОК: Отец Золушки получает приглашение на королевский бал. Возможность для Золушки и её сестёр познакомиться с Принцем.

Карточка № 3: Провоцирующее Событие. (Катализатор). Золушка собирается на бал. Однако мачеха и не думает брать с собой падчерицу. Девушка остаётся дома. Сюжет снова задаёт вопрос: "Дождётся ли Золушка своего принца?" Ответ: "Скорее всего, нет".

Карточка № 4: Ментор (наставник). Крёстная Золушки, добрая Фея, приезжает в гости к отцу девушки, но застаёт лишь любимую крестницу.

Карточка № 5: Дилемма, проблема выбора. Между чем и чем?.. Между первоначальной целью главного героя и новой целью, которая появляется благодаря Провоцирующему Событию. Перед Золушкой стоит выбор: оставаться дома или, бросив всё, уехать на бал? Девушка признаётся Фее, что мечтает увидеть Принца, но не может этого сделать. Фея помогает крестнице с помощью волшебства. Предупредив, что в полночь волшебные чары утратят свою силу. Вновь возникает вопрос: "Добьется ли Золушка своего принца?" Новый ответ: "Возможно".

Карточка № 6: Второй Акт. Первая поворотная точка. Золушка покидает дом и приезжает на бал.

Карточка № 7: Точка фокусировки 1. Познакомившись с Принцем, Золушка уезжает из дворца до полуночи.

Карточка № 8: Центральное событие, Средняя Точка. Золушка влюбляется в Принца. Девушка решает приехать на бал, чтобы увидеть своего возлюбленного ещё раз. Фея вновь помогает своей крёстнице.

Карточка № 9: Точка фокусировки 2. Общаясь с Принцем, Золушка забывает про наказ Феи. Волшебство прекращает действовать после полуночи. Золушка бежит с бала, теряя хрустальный башмачок. Принц подбирает туфельку.

Карточка № 10: Третий Акт. Вторая поворотная точка. Снова скрытый вопрос: "Найдёт ли Золушка своего принца?" Ответ: "Вряд ли". Золушке тяжело как никогда. Сёстры смеются над ней, туфелька потеряна, надежды ещё раз увидеть Принца - нет. Однако вскоре наступает переломный момент. Королевский сын объявляет, что женится на любой девушке, которой подойдёт хрустальный башмачок. Принц лично обходит дома своих подданных, надеясь отыскать возлюбленную.

Карточка № 11: Кульминация. Золушка надевает хрустальную туфельку. Принц предлагает девушке руку и сердце. Кульминация подтверждает тему и отвечает утвердительно на вопрос, поставленный в карточке №2: "Дождётся ли Золушка своего принца?"

Карточка № 12:Развязка. Свадьба Принца и Золушки.

Признаюсь, когда я разобрал "Золушку" по структурным точкам, то немного удивился тому, насколько идеально детская сказка вписалась в формат голливудского сценария. Сюжет "Золушки" известен со времён Древнего Египта. Вряд ли её автор был знаком с "Поэтикой" Аристотеля и уж тем более с современным подходом к написанию сценариев. Возможно, одним из секретов популярности сказки является то, что её сюжет (читай - структура) прост и понятен любому ребёнку. Не зря кинематографисты всего мира наиболее часто экранизируют именно "Золушку".

Не знаю, хватит ли у нас с вами таланта сочинить подобную историю, однако мы обладаем одним преимуществом: У нас есть то, чего не было у античных авторов – подробно разработанной теории. Конечно, теория - одно, практика - совсем иное. Однако если мы понимаем, как работает структура сценария, то с её помощью можем не только анализировать старые сказки, но и создавать новые.

Попробуйте разобрать по структурным точкам известные всем сюжеты и фильмы, а также ваши собственные произведения. Если получается, примите мои поздравления. Только помните: структура - основа, скелет сценария, но это ещё не всё. Кроме скелета, у сценария есть плоть, жилы, кровеносная система, нервная ткань и т.д. (Диалоги, герои, сцены и их построение, переход от одной сцены к другой, тема и её раскрытие, создание напряжения, "саспенса", эмоциональное вовлечение зрителя в сюжет и прочие составляющие хорошего сценария, включая формат и стилистику).

Придумывая сюжет, не забывайте о главном - то, ради чего вы пишите. Что вы хотите сказать своим произведением? Какую идею должна донести до зрителя ваша история? Какие мысли и эмоции вы вкладываете в свою работу?

Структурировать можно всё что угодно. Но ни какая структура не способна вдохнуть в произведение жизнь. Почему современный российский кинематограф заполнен бездушными сценариями, бездушными героями, бездушной игрой актёров и столь же бездушной режиссурой? Дело не только в низком уровне профессионализма. Нашему кинематографу не хватает что-то ещё, не менее важное... Поэтому, друзья, когда вы усердно и кропотливо создаёте скелет, плоть и кровь, пожалуйста, не забывайте о том, что бьётся в вашей груди. Без него любое творчество теряет свой смысл.

Наши рекомендации