Операционализация понятий. Театральная студия «Вариант» создавалась девять лет назад
Введение.
Театральная студия «Вариант» создавалась девять лет назад, но в сентябре 2012 года сменила своё руководство, что вызвало значительные перемены в методике работы. Уже за первый год работы в новом составе и с новым руководителем сложились свои правила и традиции, однако в новом учебном году состав коллектива существенном обновился, прежде всего, за счёт первокурсников. В связи с чем, необходимо выяснить, положительные и отрицательные стороны работы, учесть ошибки и достижения при построении плана работы в будущем учебном году.
В основе работ любого любительского коллектива лежит принцип добровольности – никто не вправе заставлять студента посещать занятия той или иной студии, но при этом важно учесть желания всего коллектива и каждого его члена в частности – только такой подход обеспечивает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Без понимания друг друга и задач, поставленных перед коллективом руководителем, невозможно достичь результата. Это необходимо для любого творческого коллектива, и самодеятельного в особенности.
Методологическая часть.
Актуальность.
Каковы причины непосещения или посещения театральной студии молодежью?
Каковы потребности молодежи в посещении занятий, в участии в постановках и концертных номерах, в чтении специальной литературы?
Неизвестно, существуют ли вообще эти потребности и насколько они сильны. Неизвестно существуют ли формы удовлетворения этих потребностей, каковы эти формы и достаточно ли они эффективны в удовлетворении потребностей молодежи.
Низок уровень знаний молодежи о театре. Обычно это обывательские представления «вышли - сказали текст – поклонились - ушли». Кажущаяся простота работы при таком подходе, зачастую приводит к самообману. Ложные представления о любительском театре могут быть развеяны лишь при непосредственном включении в работу, что называется «испытав на себе». Довольны ли такими испытаниями студенты, входящие в коллектив театральной студии «Вариант»? Чего не хватает им в занятиях и чему хотели бы научиться? Чему научились за год и удовлетворены ли они своими достижениями? Какова их оценка работы руководителя?
Объект.
Студенты, входящие в состав театральной студии «Вариант».
Предмет.
Оценка работы, проведённой руководством студии в течение года.
Цель.
Исследование духовных потребностей студентов и степени их удовлетворения в процессе работы театральной студии.
Задачи.
1. Изучить предпочтения студентов в работе театральной студии.
2. Проанализировать сферу духовных потребностей молодёжи, связанных с вопросами работы студии.
3. Определить творческое поведение молодёжи (частота участия в мероприятиях, достижения и т.д.)
4. Выявить взаимосвязь пола, возраста, образования и других социально-демографических характеристик с одной стороны и предпочтения в творчестве с другой.
5. Разработать практические рекомендации по повышения уровня развития молодёжи и информированности в вопросах театрального искусства.
Гипотеза.
Состоит в предположении о том, что студенты, посещающие театральную студию, удовлетворены методикой её работы.
Операционализация понятий.
Театр (от греч. théatron — место для зрелищ; зрелище), род искусства. Как и др. искусства, Т. — форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие в нём тех или иных форм, тенденций, идей, само место Т. в жизни общества и характер его связей с современностью обусловлены особенностями социальной структуры общества, его духовными запросами. Художественного подъёма Т. достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его общественные устремления.
Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).
Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Трагедия (греч. tragōdía, буквально — козлиная песнь, от trаgos — козёл и ödе — песнь), драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство Т. написано стихами.
Драма— литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).
Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Мелодрама (от др.-греч. μέλος — песня и δρᾶμα — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
Частотное распределение ответов на вопросы анкеты.
1. Как давно Вы посещаете занятия театральной студии «Вариант»?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Более 1 года | 69,23% | |
1 год | 23,08% | |
1 семестр | 0,00% | |
несколько месяцев | 7,69% | |
недавно записался | 0,00% |
2. В каких мероприятиях Вы принимали участие?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Театрализованное представление, посвящённое Дню Знаний (1 сентября 2014г.) | 61,54% | |
Театрализованное представление "Мой гений пролетит века…", посвящённое 200-летию М.Ю .Лермонтова (16 октября 2014г.) | 15,38% | |
XV Областной фестиваль студенческого творчества "Золотая осень-2014" (21 октября 2014г.) | 53,85% | |
"Посвящение в студенты Орел ГАУ" (26 ноября 2014 г.) | 76,92% | |
Новогодний утренник "Всему своё время" (27 декабря 2014г.) | 69,23% | |
Театрализованное представление "Несравненны художник жизни", посвящённое 155-летию А.П. Чехова (16 января 2015г.) | 15,38% | |
Бал в честь Дн российского студенчества "Я помню чудное мгновенье…." (27 января 2015г.) | 76,92% | |
Патриотический концерт "Я служу России" (25 февраля 2015г.) | 69,23% | |
Праздничный концерт, посвящённый Международном женскому Дню, "Я знаю, что все женщины прекрасны!" (5 марта 2015г.) | 46,15% | |
Конкурс "Мистер Орел ГАУ-2015" (19 марта 2015г.) | 46,15% | |
Театрализованное представление "Я помню! Я горжусь!" (26 марта 2015г.) | 92,31% | |
ХVI областной фестиваль "Студенческая весна-2015" (30 марта 2015г.) | 100% | |
Открытый городской конкурс чтецов "Дарите любимым стихи" (3 апреля 2015г.) | 61,54% | |
II Открытый городской фестиваль патриотической песни "Моя Россия-2015" (8 апреля 2015г.) | 69,23% | |
Студенческий танцевальный марафон "Огонь Победы" (23 апреля 2015г.) | 61,54% | |
Литературно-музыкальная композиция "С памятью в сердце" (24 апреля 2015г.) | 76,92% | |
Акция "Вальс Победы" , посвящённая 70-летию Победы в ВОВ (29 апреля 2015г.) | 46,15% | |
Юбилейный концерт клуба любителей творчества В.С. Высоцкого "Вертикаль", посвящённый 70-летию Победы (2 мая 2015г.) | 46,15% | |
Театрализованное представление "Мы помним!" (7 мая 2015г.) | 76,92% | |
Акция "Народная Победа" (9 мая 2015г.) | 69,23% | |
Театрализованное представление "В ритме Памяти" (9 мая 2015г.) | 53,85% | |
Театрально-хореографическая композиция "Часы Памяти" (9 мая 2015г.) | 69,23% |
3. Нравится ли Вам, как проходят занятия в студии?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Да | 77% | |
Нет | ||
Не всегда | 23% |
4. Оцените по 10-балльной системе работу руководителя студии (где 1 – очень плохо, 10- отлично).
варианты ответа | относит. | абсолют. |
средний балл | 8,7 |
5. Устраивают ли Вас методы работы руководителя студии?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
да | 63,64% | |
нет | 9,09% | |
мне всё равно | ||
не думала об этом | 27,3% |
6. Какие группы упражнений вызывают у Вас наибольший интерес?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Сценическая речь | 17,39% | |
Сценическое движение и ритмопластика | 13,04% | |
Актёрское мастерство | 34,78% | |
Работа с лит. материалом | 17,39% | |
Хореография | 17,39% |
7. Чему Вы научились на занятиях студии?
- «Рио-рита»;
- правильно говорить, работать в коллективе;
- успевать всё и везде, усовершенствовала способности театрального мастерства;
- я научился более выразительно читать различные тексты, научился танцевать, развил своё актёрское мастерство;
- читать стихи, работать в коллективе;
- медленнее говорить, самовыражаться, работать в коллективе;
- ничему;
- успевать всё и везде, потому что не было выбора;
- улыбаться;
- работать и думать над материалом;
- работать с литературным материалом;
-обманывать других людей;
- танцам, игре на сцене, художественной речи.
8. Какое мероприятие (творческий номер) понравилось Вам более всего?
- концерт, посвящённый 8 марта – 3 чел-ка;
- «Часы Памяти» - 3 чел-ка;
- Новогодний утренник «Всему своё время!» - 2 чел-ка;
- Посвящение в студенты – 2 чел-ка;
- «Довоенный вальс»;
- Бал в честь Дня российского студенчества;
- никакое.
9. Какое мероприятие (творческий номер) понравилось Вам менее всего?
- понравились все – 3 чел-ка;
- «Библионочь» - 3 чел-ка;
- театрализованное представление 7 мая – 2 чел-ка;
- юбилейный концерт клуба «Вертикаль»;
- «Реквием» (пора менять!);
- городской фестиваль «Моя Россия»;
- 1 сентября.
10. Чего, по Вашему мнению, не хватает театральной студии?
- больше спектаклей, постановок и рекламы;
- людей;
- всё устраивает;
- дисциплины/дисциплинированности/дисциплины участников;
- обеденных перерывов;
- вполне достаточно таких прекрасных, весёлых и познавательных занятий;
- времени (нерациональное использование), сапог для военной формы;
- размеренности, разнообразия;
- театра;
- времени (2 чел-ка).
11. Планируете ли Вы продолжать обучение в театральной студии в следующем учебном году?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Да | 61,5% | |
Не знаю | 23,1% | |
Нет, не хочу | 7,7% | |
Нет, выпускаюсь в этом году | 7,7% |
12. В спектакле какого жанра Вы хотели бы принять участие?
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Трагедия | ||
Драма | ||
Комедия | ||
Мелодрама | ||
Литературно-музыкальная композиция | ||
Другое |
В варианте ответа «Другое» было отмечено «студенческое реалити».
13. Ваши пожелания и предложения:
- меньше «ругаться» (иногда бывает на репетициях);
-дисциплину наладить;
- не проводить репетиции в дни экзаменов или перед ними;
- развивать театральное мастерство;
- процветать и занимать высочайшие места;
- 1) выслушивать наше мнение и считаться с ним,
2) не репетировать одно и то же по тысяче раз, это нерациональное использование времени,
3) где не хочет участвовать, не брать его;
- меньше стихов, больше спектаклей;
- не растягивать репетиции на 3-4 часа, что подразумевает исключение хаотичной ненужной деятельности;
- расти и развиваться;
- продолжать в том же духе;
- увеличить количество часов по занятию сценической речью и актёрским мастерством;
- побольше людей (новых) и литературных композиций, поменьше левых номеров типа дельфов и студвесны;
- удачи всем!
14. Ваш возраст:
|
15. Ваш пол:
варианты ответа | относит. | абсолют. |
Мужской | 28,57% | |
Женский | 33,33% |
16. Укажите факультет, на котором Вы обучаетесь:
варианты ответа | относит. | абсолют. |
АиЭ | 4,8% | |
АТиЭО | 14,3% | |
БиВМ | 9,5% | |
Экономический | 28,6% | |
ИСИ | 4,8% |