Почему чинара не принимает листок в свой мир?
Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес», «На севере диком»?
а) гражданская тематика; б) вольнолюбие;
в) пейзаж; г) тема одиночества.
Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утёса, листка, сосны?
а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;
в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.
5. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками
небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
6. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а) ямб; б) хорей;
в) дактиль; г) амфибрахий.
Что общего и в чём различие в значениях слов: «странники» и «изгнанники»? Продолжите фразы.
Объединяющим началом является ____________________
__________________.
Отличие в том, что ________________________________
__________________.
Продолжите список слов, обозначающих мир «гонителей» в стихотворении.
Злоба, зависть _____
9. Какая тема отражена в стихотворении «Утёс»?
а) веселья и радости б) тоски и одиночества
в) любви к жизни г) поэта и поэзии
10. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом; б) неразделенностью любви;
в) непрочностью человеческих отношений; г) бунтарством, мятежным неприятием мира.
11. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе;
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;
в) роковой смысл ропота пальм на Бога.
12. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада; б) поэма;
в) сонет; г) элегия.
13. Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб; б) хорей;
г) амфибрахий; в) дактиль.
14. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью
М.Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита;
б) для сохранения ритма;
в) для соответствия размеру.
Гибель трёх пальм как гибель людей. Подчёркивая эту мысль, к какому художествен- ному приёму обращается автор?
а) метафора; б) олицетворение;
в) сравнение; г) антитеза.
Какой художественный приём использует поэт в строках?
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей?
а) сравнение б) олицетворение
в) антитезу г) литоту
17. Зачем люди сожгли пальмы? Ведали ли они, что творят?
____
18. Какова, по-вашему, причина случившегося?
а) виноваты сами пальмы с их нетерпением и роптанием на Бога;
б) виноваты неблагодарные и недальновидные люди.
19. Какие последствия имела гибель пальм?
______________________
20. Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:
а) заинтересоваться путешествиями б) задуматься о добре и зле
в) сожалеть о поступках людей г) любоваться природой
21. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
22. Какой художественный приём использует поэт в стихотворении?
а) антитезу б) гиперболу
в) олицетворениег) метафору
23. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение «На севере диком стоит одиноко...»?
а) анапест б) хорей
в) дактиль г) амфибрахий
24. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка;
б) антитезы двух миров;
в) стремления к единению.
25. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок; 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
неспособность к состраданию;
б) чинара; 2) одинокая, бесприютная, скитальческая жизнь,
неприкаянность;
в) море; 3) жизнь и смерть.
Почему листок оторвался от ветки? Выпишите из текста стихотворения строчки, позволяющие ответить на этот вопрос.
____
Почему чинара не принимает листок в свой мир?
____
28. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы туч, утеса, листка, сосны?
а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;
в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.
29. Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений
М. Ю. Лермонтова: «Листок», «Утес», «На севере диком...» - и определяет все его
творчество. _______
30. Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Русалка». Подчеркните буквы, которые передают повторяющиеся звуки. Как называется такой приём?
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. ________________________________
31.Что называется стопой в стихотворении?
а) ударный слог; б) безударный слог;
в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
32. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
а) дактиль; б) амфибрахий; в) анапест.
33. Определите размер, каким написано каждое поэтическое произведение М. Ю. Лермонтова, отрывки из которых приведены ниже:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
(«Осень») ____________
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя...
(«Утес») __________
Дробись, дробись, волна ночная,
И пеной орошай брега в туманной мгле.
Я здесь стою близ моря на скале,
(«Элегия») _________
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
(«Нищий») _________