Золотое правило - чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше делаются их уровни

Механика сведения

Предслышание конечного результата

Эд Сиэй: "думаю, что у всех классных звукооператоров есть нечто общее . Я это называю "видение". Я всегда стараюсь получить представление о будущей записи еще до начала работы. Вместо того, чтобы как попало двигать ручки и говорить, " Если чуть-чуть подровнять/добавить эффект, то, может быть, выйдет неплохо," я должен иметь представление, куда двигаюсь, и что же именно мне нужно делать."

Звукооператор Бенни Фэкконн: "Все почти так же, как в случае с музыкантом. Он берет гитару и пытается играть. Ноты могут быть перед ним, но чтобы творить, ему все равно придется от них оторваться. Со сведением так же. Нужно не просто расставлять уровни, а стремиться передать энергию песни. Выровнять бас или барабаны сможет любой."

Большинство классных звукооператоров мыслят трехмерно. Они думают "ввысь, вглубь и вширь". Это значит - проверить, все ли частоты в микce на месте, есть ли у него глубина, а затем придать ему сколько-то стерео "мерности".

Глава I

Шесть элементов микса

Баланс- соотношение громкостей музыкальных элементов.

Частотный диапазон- все частоты представлены должным образом.

Панорама- правильное размещение элементов на звуковом поле.

Пространство- добавление "пространства" к музыкальным элементам.

Динамика- управление звуковым окружением канала/дорожки или инструмента.

Уникальность- найти изюминку и сделать микс особенным.

Элемент I : баланс - микшерская часть сведения

Хороший баланс начинается с хорошей аранжировки. Если инструменты сочетаются хорошо и не конфликтуют друг с другом, жизнь звукооператора потрясающе облегчается. Но что значит "конфликтуют друг с другом" ? Когда два инструмента одновременно и с равной громкостью звучат примерно в одном частотном диапазоне, получается драка за внимание слушателя.

Правила аранжировки

Ограничь количество элементов

Одновременно должно звучать не больше четырех фактурных элементов. (Три элемента часто звучат очень хорошо, а вот пять - крайне редко.)

Запись сводится почти сама по себе, если вещь хорошо исполнена и достаточно качественно записана.

Каждому - свой частотный диапазон

Аранжировка (и, следовательно, запись) будет звучать значительно лучше, если каждый инструмент "сидит" в своем частотном диапазоне, либо надо дать конфликтным инструментам играть по очереди.

Способы предотвращения инструментальных конфликтов

1)Смени аранжировку и перепиши дорожку

2)Пропиши мьюты(отключение канала), чтобы конфликтующие инструменты никогда не играли вместе

3)Убавь уровень оскорбляющего слух инструмента

4)Настрой эквалайзер так, чтобы конфликтующие инструменты занимали разные частотные полосы

5)Панорамируй неудобный инструмент в другое место

С чего начинать выстраивать микс

С чего обычно начинают сведение: При сведении струнных - от верхних голосов (скрипок) к нижним (контрабасам).

Когда сводим что-либо оркестровое - там все иначе. Как говорит Дон Хан: "Подход совершенно другой, там ведь нет ритм-секции. Так что стремишься получить хороший просторный оркестровый звук и стараешься его записать, и чем громче, тем лучше - насколько хватит возможностей у музыкантов. Начинаешь со скрипок, затем идут альты, если они есть, потом виолончели, потом контрабасы. Выстроив все это, добавляешь деревянные духовые, валторны, тромбоны, трубы. Потом, если нужно, ударные и синтезаторы. (Начинаем с ближнего ряда инструментов, заканчиваем теми что дальше - для более лучшего сведения)

Методика расстановки уровней

Бенни Фэкконн: Я начинаю: бас - приблизительно - 5, бочка - примерно столько же. Если все хорошо, вместе они должны дать около - 3. Если я использовал компьютер для расстановки уровней, к моменту готовности песни я все чуть-чуть убавляю. Когда все готово, если я вывожу бас соло, он может достигать - 7.

Элемент II: Панорама - размещение звука в звуковом поле.

Панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.

Советы и секреты.

Панорамирование в моно (Да-да!)

Дон Смит: Хочешь верь, хочешь - нет, но я проверяю качество выстраивания панорамы в моно - через один динамик. Когда строишь общую панораму в моно, вдруг слышишь то, что раньше пряталась и всем можно найти место. Если мне нужно, к примеру, найти положение хэта, я переключаюсь в моно, гоняю его вокруг - и вдруг он проявляется. Место найдено! Когда в моно начинаешь передвигать все барабаны, то выявляются все гашения фаз. По возвращении в стерео все начинает звучать гораздо лучше.

Если несколько изменить положение инструмента, он может выйти из конфликтной зоны, и даже может спаять весь микс воедино.

Элемент III: частотный диапазон - эквализация

В погоне за большим, жирным, ярким звуком эквалайзер - главный инструмент большинства звукооператоров. Но именно эквалайзер требует навыка, отличающего мастера от новичка.

Аллен Сайдс: Я бы сказал, мне нравится, когда звучит естественно, но мне совершенно все равно, какими средствами это достигнуто. У некоторых людей куча предрассудков - "так не делают", "так нельзя", и т.д. Брюс Сведиен как-то мне сказал: "Да хоть все ручки выверни в обратную сторону! Если это звучит, значит, так и надо." При условии, что у тебя есть внутренний эталон качества.

Что пытаемся делать с помощью эквализации?

Стараемся решить три задачи:

1. Сделать звучание инструмента более чистым и определенным.

2. Сделать, чтобы инструмент или микс звучал "больше" и объемнее, чем в реальности.

3. Жонглируем частотами, чтобы все инструменты лучше сочетались друг с другом, и чтобы у каждого из них была своя частотная полоса.

Магические частоты

31Гц Низкий гул

63 Гц Низы, фундамент

125 Гц Гул, глухие удары, "теплота" звучания

250 Гц Полнота или грязь

500 Гц Клаксон

1 кГц Шлепок

2 кГц Хруст, треск

4 кГц Острота

8 кГц Шипящие, определенность

16 кГц "Воздух" ,пространство

СЛУШАЙТЕ! Навострите уши и внимательно выслушивайте все оттенки звука. Это - самое важное. Убедитесь, что слушаете с оптимальным уровнем громкости. Уровень не должен быть ни слишком большим, ни слишком малым.Если вы слушаете слишком тихо, то услышите и скомпенсируете не звучание, а нелинейность мониторов. Если слушаете слишком громко, то некоторые частоты могут быть замаскированы или преувеличены внутренней нелинейностью нашего уха (кривые Флетчера-Мунсона) и вы опять скомпенсируете не настоящее звучание, а иллюзию.

Пожалуйста, обратите внимание!

Всегда начинайте со среза частот. Так предпочтительнее, потому что все эквалайзеры при подъеме частоты смешают фазу. Это может испортить звук. Обычно, чем сильнее эквализация, тем больше фазовый сдвиг, и тем труднее потом будет подогнать инструмент в микс. Многие звукооператоры пользуются эквалайзером очень осмотрительно.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Обычно лучше понемногу поднять две частоты, чем одну сильно.

Золотое правило - чем меньше инструментов в миксе, тем громче каждый из них должен звучать. Чем больше инструментов, тем меньше делаются их уровни.

ПОМНИТЕ:

1. Нужно ясно слышать каждый инструмент. Лучший способ этого добиться - сделать, чтобы каждый инструмент находился в своей частотной полосе.

2. После подстройки частот инструмент вне микса может звучать ужасно. Не обращайте внимания. Главное, чтобы все вместе звучало хорошо.

Если инструменты слышны нечетко, то:

1. Проверьте, может быть, одна и та же частота поднята разными эквалайзерами. Если так, то на одном из них перейдите чуть выше или ниже.

2. Если у одного из инструментов какая-то частота была урезана, отдайте ее другому инструменту. Пример: если у бочки прибрано 500 Гц, поднимите эти 500 Гц у баса.

Джон Гэсс: Если конфликт есть, то я пользуюсь эквалайзером более агрессивно. Я не боюсь интенсивной эквализации.

Общие советы: Если урезаешь, урезай узкой полосой Если поднимаешь - поднимай широкой

Элемент IV - пространство. добавляем эффекты.

Добавляют пространства по четырем причинам:

Наши рекомендации