Декорирование берестяных изделий

Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или че­канов, При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая свое­образную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры -круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно располо­женные на украшаемой поверхности. Инструменты для тис­нения — набор штампиков — чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.

В зависимости от размера и вида изделия бересту наре­зают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший на­ружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кла­дут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.

Мастера чусовских городков, что в Прикамье, слави­лись тиснением бураков. Их изделия отличались чистотой работы и красивыми узорами. Чусовские бураки имеют ха­рактерный рисунок тиснения, который наносился костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские бураки похожи на чусовские, только от­дельные элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка (ряды бусинок, звездочки в розет­ках, ромбах). Иногда вместо розетки в центр квадрата ставит­ся цветок или куст с птицами. Известен другой рисунок тис­нения, построенный на ином композиционном принципе, когда по всему полю в определенном ритме разбросаны звез­дочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки.

Резьбу по бересте русские мастера применяли доволь­но широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорез­ная или просечная береста на русском Севере. По праву пер­вое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй по­ловине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХУ111-Х1Х вв. на го­родской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портси­гары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Посте­пенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются ос­новные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.

В качестве инструментов используется нож-резак, хо­рошо заточенный на одну сторону, шильце, притупленное и отшлифованное. Подготовленную бересту разрезают на заго­товки по шаблонам и наносят шильцем рисунок. Сначала ре­жут орнамент каймы, затем центральное поле. Закончив ра­боту, берестяные детали приклеивают на деревянную основу шкатулки, поставца, чайницы и т.д.

Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выде­ляются туеса, расписанные пермогорской росписью, полу­чившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным соче­танием белого, золотисто-кремового фона с мелким расти­тельным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди ко­торых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.

Материалы для подготовки поверхности к росписи: для грунтовки - очищенный мел, столярный клей и белила; для росписи - темперные краски из сухих порошков — пигмен­тов (красный, зеленый, желтый, черный), разводимых на яй­це. Поверхность туеска расчерчивается на ярусы: верхний и нижний - узкие обрамления, каймы, в которых черной крас­кой тонкой кистью рисуют треугольники или полукруглые фестоны. В центральном поле рисуют сцены, а свободное пространство заполняют кружками, мелкими листочками. После нанесения рисунка красной краской окрашивают поя­ски, ручку,каемки.

Роспись уфтюжского туеска

Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются легкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной ок­раской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туе­ска. Уфтюжские мастера любили изображать птиц с распу­шенным веером хвостом. Эти мотивы известны во множестве вариаций цветового и композиционного решения. Большую роль в уфтюжской росписи играют виртуозные каллиграфи­ческие приемы первоначальной прокладки цвета, последую­щей «разделки». Основные цвета росписи - от белого и вы­светленных - розового, лилового, голубого, зеленого, корич­невого - до густо-желтых, синих, темно-красных. На перед­ней стороне туеска намечают основной стебель ветки, затем наносят крупные цветовые пятна. Далее у основания цветов и листьев приписывают парные каплевидные листики белым или зеленым цветом. Затем некоторые мотивы очерчивают белой линией, проведенной одним сильным мазком, получа­ется единая живая и пластичная форма листа. Круглой заго­товке цветка можно придать форму розетки, проводя волни­стую белую линию, очерчивающую лепестки, а внутрь ста­вится пятно-сердцевинка.



Наши рекомендации