Занятие 17. ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ПОСТУПКИ
Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему
помочь разобраться в том, за что он был наказан.
Чтение стихотворения:
ДОБРОТА
Вчера решил я Подарил я
Добрым быть, Свете мячик,
Всех уважать Подарил я
И всех любить. Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку,
Зайца
И собачек.
Шапку,
Варежки
И шкаф
Подарил
Я Гале...
И вот за доброту мою
Меня же наказали!
(Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
— За что был наказан Антоша?
— Правильно ли поступили взрослые?
— Что значит — быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятия «доброта»:
— Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
2. Рассматривание иллюстрации.
Детям предлагается подумать, что произошло:
— Кто обидел маленького мальчика?
— Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
— Какие слова и как мог произнести обидчик?
— Кто защитил маленького мальчика?
— Как можно назвать его поступок?
В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:
— Слабого всегда выручай.
— Стыдно обижать маленьких и слабых.
3. Тренинг эмоций.
Детям предлагаются фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т.п. произнести:
— грубо, со злостью, громко;
— вежливо, спокойно.
Вопросы:
— Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?
— Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?
— Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем-нибудь грубо, со злостью? Почему?
— Что вы чувствовали при этом?
— К чему может привести грубость?
4. Упражнение: «Добрый—злой».
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:
— Кто из них — добрый, а кто — злой?
— Как вы об этом догадались?
— Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
5. Игра «По кочкам».
Антошка предлагает поиграть в капризных лягушек.
Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие — лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
Взрослый тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.
Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы «Ква-ква, подвинься!»
6. Рисование. «Дорисуй картинку»
Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.
Задача детей — увидеть в штрихах образ и дорисовать его.
Упражнение «Танец»
По окончании рисования взрослый предлагает Антошке рассказать о своей картинке с помощью танца. Задача ребенка — выразить в танце созданный в рисунке образ.
(Для фона рекомендуется использовать любую подвижную музыку в быстром темпе, но без текста.)
Занятие 18.
Цель: учить детей анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия; развивать воображение и снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.
В гостях у детей — мальчик Антошка. Взрослый сообщает о том, что Антошка очень любит смотреть мультфильм «Ну, погоди!» (А вы?) Взрослый предлагает посмотреть фрагмент.
Волк приходит на стройку. Увидев Зайца, он решил его поймать. В это время Бегемот дает Волку батарею, чтобы тот отнес ее в здание. Волк относит батарею и снова встречает Зайца. Погоня за Зайцем. Заяц оказывается в тупике. И здесь Волк решил, что он его поймал. Бегемот дает волку задание заложить стену. Волк быстро выполняет
задание, думая, что теперь-то он уж точно сможет поймать зайца, но случилось неожиданное: волк сам себя замуровал в стене. Ему ничего не остается, как пробить стену. В итоге волк оказывается в больнице.
Беседа по содержанию мультфильма
— Антошке в мультфильме нравится то, как Волк постоянно ссорится с Зайцем. А вам что нравится в мультфильме? Почему?
2. Тренинг эмоций.
Покажите, как:
— сердится Волк;
— Заяц боится Волка.
Что вы чувствовали, когда изображали Волка, Зайца?
3. Сочинение новой версии очередной серии мультфильма «Ну, погоди!»
— Представьте себе, что в вашей новой серии мультфильма «Ну, погоди!» Волк должен подружиться с Зайцем. Волк долго думает, но не знает, с чего начать.
А как вы думаете, с чего должен начать примирение Волк? Взрослый выслушивает ответы детей, выбирает оптимальный вариант и предлагает провести «репетицию съемки» новой серии мультфильма.
4. Поведенческий тренинг.
Распределяются роли, и дети демонстрируют сцену примирения Волка и Зайца с помощью диалога, мимики, жестов.
— Какой Волк вам больше нравится: злой, сердитый или
внимательный, добрый? Почему?
— Какие вы знаете мультфильмы, где Волк совершает добрые поступки? («Осенние корабли», «Волк и лиса», «Самый маленький гном».)
— В каких мультфильмах Волк причиняет вред, боль другим? («Три поросенка», «Красная шапочка», «Семеро козлят».)
— Какие поступки Волка вам больше нравятся? Почему?
Взрослый, обращаясь к Антошке:
— Тебе понравилась новая серия мультфильма «Ну, погоди! » (Да!)
С помощью сказочного персонажа взрослый делает вывод:
— Добрый волк очень симпатичный, потому что он умеет
дружить, никого не обижает, с ним весело.
Взрослый обращает внимание детей на то, что сегодня они сделали все вместе одно доброе дело: подружили Волка с Зайцем, и этот поступок они могут записать в Волшебную книгу.
(Берет ручку и на одной из страниц делает очередную запись.)
5. Анализ собственных поступков.
Вопросы к детям
— А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?
— Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?
— Что вы чувствовали, когда поступали плохо?
— Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?
— Что чувствовали те, кому вы помогали?
6. Игра «Хорошо-плохо».
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие Хорошие
1) порвал блузку; 1) защитил слабого;
2) обидел друга; 2) проведал больного друга;
3) поссорился с мамой; 3) обогрел и накормил
4) толкнул ногой щенка; 4) помог младшей сестре
5) ударил котенка; одеться и др.
6) разрушил птичье гнездо.
7. Рисование «Графическая музыка».
Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки.
По окончании рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.д.
Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом дру-гого цвета.