Цель: Формирование фонематического анализа.
Приложение
Примерные игры по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
1. Цель: формирование фонематического восприятия.
Упражнение № 1
Логопед: Закрой фишкой картинку, если услышишь в слове звук /м/
Духи – мухи
Мочка – точка
Упражнение № 2
Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков.
Фломастер черного цвета.
Логопед: Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук /м/, повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м».
Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.
Итак с каждым словом.
- Слушай внимательно: «Ваня - Маня – Даня – Таня»
Ребенок: выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку:
________ | М | ________ | М | ________ |
Упражнение № 3
Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой из них цветная картинка.
Дочка | Дом |
Том | точка |
Фломастеры черного цвета.
- фишки
А) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки.
Если в названии картинки есть звук /д/, то ты закрываешь ее фишкой. Если же в слове нет звука /д/ - то картинка остается без фишки.
Задание выполняется молча.
Б) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /т/, то ты произносишь это слово в слух. Если же нет звука в названии картинки – то слово вслух не произносится.
В) Карточка в виде домика (аналогично выше сказанному, но окна пустые).
Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук /т/, ты произносишь это слово вслух. Затем в соседнем домике с пустыми окошечками записываешь букву «т» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука /т/, то название картинки вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.
_______ | _______ |
Т | Т |
Упражнение № 4
Дидактический материал:
Две карточки. На одной их них изображена буква «М». На другой ничего
нет. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.
Фломастеры черного цвета.
М |
Логопед: - Я раскладываю перед тобой пару картинок.
Если в названии картинки есть звук /м/, то ты кладешь ее на карточку с буквой «М» Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.
Упражнение № 5.
Помимо вышеизложенного в предыдущем упражнении, ребенок произносит вслух слова, содержащие звук /м/.
Упражнение № 6. .
Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.
Справа от изображения расположен небольшой квадратик (пустой).
Помимо вышеизложенного в упражнениях № 4, 5 ребенок записывает в пустом квадратике букву «м», если в слове присутствует звук /м/. Если же нет данного звука в названии картинки, то в квадратике ставиться прочерк.
Маска | М |
Каска | ___ |
2. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Упражнение № 2.
Помимо вышеизложенного в упражнении № 1дополнительно ребенок дает полный устный ответ: - «В слове «дом» звук /о/ находиться в середине слова»
Упражнение № 3.
Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок дает полный устный ответ, вписывает букву «о» в карточку, определив там место, соответствующего звука.
О |
Упражнение № 4.
Логопед: Слушай внимательно – дом. Теперь посмотри на карточку (карточка с условным обозначением звука /о/ буква «О»). Определи место данного звука в слове.
о |
Упражнение № 5.
Логопед – Слушай внимательно – /дом/. Определи место звука /о/ в этом слове. Из карточек выбери одну.
о |
о |
о |
Упражнение № 6.
Логопед: - Посмотри на картинку (дом) и на карточку буква «о»
Определи место данного звука в слове.
Логопед не называет вслух картинку и не выделяет нужный звук.
|
Упражнение № 7
Дидактический материал: Листочек с предметной картинкой.
Карточка с условным обозначением звука.
Логопед: Перед тобой листок. На нем предметная картинка и карточка с условным обозначение звука.
Надо определить место звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.
Упражнение № 8
Дидактический материал:
- карточка;
- карточки с условным обозначением звуков;
- фишки;
- пособие «Ромашка».
Логопед: - Перед тобой ромашка. На ней есть предметная картинка. Посмотри что там нарисовано (кот). Теперь переверни любой лепесток и с обратной стороны ты увидишь букву (например, /т/).
Надо определить место этого звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.
Упражнение № 1.
Инструкция. Логопед – Слушай внимательно –л-у-к- выложи схему данного слова.
Ребенок: последовательно выкладывает карточки с условным изображением звуков:
1. (Синий – красный – синий квадратики)
1. (Синий – буква у – синий)
У |
Ребенок выполняет задание молча.
Упражнение № 2.
С усложнением. Ребенок дает полный устный ответ.
Логопед: - Слушай внимательно: л – у – к. Назови звуки в порядке их следования в слове.
Ребенок: - л – у – к.
Упражнение № 3.
Заключительный этап. Ребенок дает полный устный ответ, составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.
Л | У | К |
Упражнение № 4.
Логопед: - Посмотри внимательно на предложенную тебе схему слова:
А)
И |
Б)
О |
- Из предложенных картинок выбери те, которые соответствуют предложенной схеме:
А) СУП Б) УХА
КОТ ДОМ
ИВА МАК
Ребенок: Ива. Ребенок: Дом
Упражнение № 1
Логопед: Послушай внимательно. Который по счету звук /т/ в слове /кот/?
Ребенок:
А) кладет фишку на ту часть птички, где находиться указанный звук.
Б) поднимает карточку с той цифрой, которая соответствует порядку следования указанного звука в слове
Ребенок выполняет задание молча.
Упражнение № 2
Логопед: Посмотри внимательно на картинку. Который по счету звук /т/?
Ребенок: выполняет задания из упражнения № 1 и дает полный устный ответ: «Звук /т/ в слове /кот/ третий по счету»
Упражнение № 3
Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок составляет слово из букв разрезной азбуки и вписывает его в карточку.
Упражнение № 1.
Логопед: - Послушай внимательно и определи, сколько звуков в слове
Д - о - м.
Ребенок: выкладывает три палочки, что соответствует количеству звуков.
Ребенок выполняет молча.
Упражнение № 2.
Логопед: - Посмотри внимательно на предметную картинку и определи, сколько звуков в данном слове.
Ребенок должен дать полный устный ответ: «В слове дом три звука»
Упражнение № 3.
Логопед: - Посмотри внимательно на предметные картинки и попробуй распределить их по группам. В коробочку с изображением домика с тремя окошечками положи картинки, названия которых состоят из трех звуков, а в коробочку с изображением домика с четырьмя окошечками – картинки, названия которых содержат четыре звука
СОК СОВА
ЛУК ЛУЖА
КОТ ЛИСА
6. Различение твердых и мягких согласных звуков.
Дидактический материал:
- коробки с символами твердого и мягкого звуков (синий и зеленый квадратики);
- предметные картинки
Логопед: посмотри и назови картинки. Какие из них начинаются с твердого звука их кладешь в коробку с синим квадратиком. Те которые начинаются с мягкого звука в коробку с зеленым квадратиком.
Литература:
1. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Теория учения: Хрестоматия/Под ред. Н.Ф. Тализиной, И.А. Володарской, М.: Российское психологическое общество, 1998.
2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
3. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. СПб.:1995.
4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтения у детей. М. 1983.
5. Леон Лоренсо С., Хализеева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М.,1979.
Приложение
Примерные игры по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
1. Цель: формирование фонематического восприятия.
Упражнение № 1
Логопед: Закрой фишкой картинку, если услышишь в слове звук /м/
Духи – мухи
Мочка – точка
Упражнение № 2
Карточка, состоящая из пяти квадратиков могут быть представлены в виде домиков.
Фломастер черного цвета.
Логопед: Посмотри внимательно на карточку, она состоит из пяти квадратиков. Слушай внимательно, я буду поочередно произносить слова. Если в слове имеется звук /м/, повтори это слово, а в первом квадратике напиши букву «м».
Если в слове нет данной буквы, то слово вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.
Итак с каждым словом.
- Слушай внимательно: «Ваня - Маня – Даня – Таня»
Ребенок: выполняет вышеуказанные операции и заполняет карточку:
________ | М | ________ | М | ________ |
Упражнение № 3
Карточка в виде домика. Окно разделено на 4 части. На каждой из них цветная картинка.
Дочка | Дом |
Том | точка |
Фломастеры черного цвета.
- фишки
А) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки.
Если в названии картинки есть звук /д/, то ты закрываешь ее фишкой. Если же в слове нет звука /д/ - то картинка остается без фишки.
Задание выполняется молча.
Б) Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии картинки есть звук /т/, то ты произносишь это слово в слух. Если же нет звука в названии картинки – то слово вслух не произносится.
В) Карточка в виде домика (аналогично выше сказанному, но окна пустые).
Логопед: - Перед тобой домик. Рассмотри картинки. Если в названии есть звук /т/, ты произносишь это слово вслух. Затем в соседнем домике с пустыми окошечками записываешь букву «т» в квадратик, расположенный в том же месте, где и рассматриваемая картинка. Если же в слове нет звука /т/, то название картинки вслух не произноситься, а в квадратике ставиться прочерк.
_______ | _______ |
Т | Т |
Упражнение № 4
Дидактический материал:
Две карточки. На одной их них изображена буква «М». На другой ничего
нет. Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.
Фломастеры черного цвета.
М |
Логопед: - Я раскладываю перед тобой пару картинок.
Если в названии картинки есть звук /м/, то ты кладешь ее на карточку с буквой «М» Если же в названии картинки нет этого звука – тогда на другую карточку.
Упражнение № 5.
Помимо вышеизложенного в предыдущем упражнении, ребенок произносит вслух слова, содержащие звук /м/.
Упражнение № 6. .
Карточки с предметными картинками (цветные): маска – каска, майка – гайка.
Справа от изображения расположен небольшой квадратик (пустой).
Помимо вышеизложенного в упражнениях № 4, 5 ребенок записывает в пустом квадратике букву «м», если в слове присутствует звук /м/. Если же нет данного звука в названии картинки, то в квадратике ставиться прочерк.
Маска | М |
Каска | ___ |
2. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Цель: Формирование фонематического анализа.
Лингвистический материал: односложные и двусложные слова, состоящие из трех звуков (кот, ухо, суп, осы, кит и т.д.).
Дидактический материал:
- условное обозначение:
квадратики разного цвета
- гласный звук;
- твердый согласный звук;
- мягкий согласный звук
- фишка;
- карточки (материал – белый картон; состоит из трех квадратиков).
-фломастер черного цвета.
Упражнение № 1.
Инструкция. Логопед: - перед тобой карточка и квадратик красного цвета которым обозначается гласный звук. С ними ты будешь работать. Я произношу слово «дом». Определи место звука /о/ в слове.
Ребенок: Кладет фишку на тот квадратик на карточке, где должен находиться заданный звук. Задание выполняет молча.
Упражнение № 2.
Помимо вышеизложенного в упражнении № 1дополнительно ребенок дает полный устный ответ: - «В слове «дом» звук /о/ находиться в середине слова»
Упражнение № 3.
Помимо вышеизложенного в упражнениях № 1, 2 ребенок дает полный устный ответ, вписывает букву «о» в карточку, определив там место, соответствующего звука.
О |
Упражнение № 4.
Логопед: Слушай внимательно – дом. Теперь посмотри на карточку (карточка с условным обозначением звука /о/ буква «О»). Определи место данного звука в слове.
о |
Упражнение № 5.
Логопед – Слушай внимательно – /дом/. Определи место звука /о/ в этом слове. Из карточек выбери одну.
о |
о |
о |
Упражнение № 6.
Логопед: - Посмотри на картинку (дом) и на карточку буква «о»
Определи место данного звука в слове.
Логопед не называет вслух картинку и не выделяет нужный звук.
|
Упражнение № 7
Дидактический материал: Листочек с предметной картинкой.
Карточка с условным обозначением звука.
Логопед: Перед тобой листок. На нем предметная картинка и карточка с условным обозначение звука.
Надо определить место звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.
Упражнение № 8
Дидактический материал:
- карточка;
- карточки с условным обозначением звуков;
- фишки;
- пособие «Ромашка».
Логопед: - Перед тобой ромашка. На ней есть предметная картинка. Посмотри что там нарисовано (кот). Теперь переверни любой лепесток и с обратной стороны ты увидишь букву (например, /т/).
Надо определить место этого звука в слове. А затем фишку положить на тот квадратик карточки, где должен находиться заданный звук.