Ознакомление с темой занятия
Рассматривание картинок с изображением петуха, курицы, гуся и утки. - Рядом с человеком кроме петушка и курицы живут и другие птицы - гусь и утка. Это домашние птицы, люди их кормят, а они дают людям яйца.
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Проводится с картинками по теме «Домашние птицы» аналогично игре «Что пропало?» (см. с. 17).
Подвижная игра «Наседка с цыплятами»
Логопед выбирает водящего - кошку. Дети и логопед встают на расстоянии от «спящей кошки» и производят действия в соответствии с текстом, который произносит логопед:
Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курочка: «Ко-ко. Не ходите дал еко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка». Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Складывание из трех частей разрезной картинки «Яйцо»
З а н я т и е 2
Задачи:упражнение в понимании категории числа существительных;
развитие умения различать водоплавающих и других домашних птиц;
активизация словаря;
развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.
Оборудование:картинки к игре «Один-много» (с изображением домашних птиц), мяч, игрушечные гусь и утка.
Ход занятия
Организационный момент
Дидактическая игра «Кто спрятался?» (см. с. 72).
Игра «Один — много»
На столе у логопеда картинки:
гусь, гуси; утка, утки; курица, куры; петух, петухи; цыпленок, цыплята.
Вызванный ребенок выбирает картинку, названную логопедом, показывает детям, повторяет название картинки в нужной форме.
Дидактическая игра «Плавает — не плавает» (с мячом).
Логопед показывает детям игрушки - утку и гуся. Обращает внимание на их лапки, которые помогают этим птицам плавать. Затем логопед, бросая мяч, называет изучаемых домашних птиц. Дети отвечают: «Плавает» или «Не плавает».
Подвижная игра «Гуси-гуси»
Логопед выбирает водящего - волка. Логопед и дети ведут диалог (воспитатель группы может помогать в проведении игры):
- Гуси-г уси !
- Га-га-га !
- Есть хотите?
- Да-да-да !
- Ну, летите!
- Нам нельзя. Серый волк под горой Не пускает нас домой.
- Н у , летите, как хотите. Только крылья берегите!
На последних словах дети («гуси») разбегаются, «волк» их ловит.
З а н я т и е 3
Задачи:активизация словаря;
обогащение словаря глагольной лексикой;
упражнение в выражении эмоций;
упражнение в образовании существительных множественного числа; упражнение в звукоподражании.
Оборудование:мяч, ширма, игрушки (курица, петух, утка, гусь, цыпленок), игра «Включи телевизор».
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Гуси»
Обе руки ставятся локтями на стол, пальцы каждой руки сжаты «щепотью».
2. Инсценировка песенки «Жили у бабуси два веселых гуся...»Дети показывают «гусей» руками, подражая движениям логопеда. Логопед поет:
Жили у бабуси Вдруг кричит бабуся: Два веселых гуся. «Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый, Один серый, другой белый, Два веселых гуся. Ой, пропали гуси!»
Психогимнастика
- Гуси были веселые. Изобразите веселых гусей.
- Бабуся была грустна я, когда гуси потерялись. Покажите грустную бабусю.
Дидактическая игра «Один—много» (с мячом)
Логопед бросает поочередно каждому ребенку мяч, произнося словосочетания. Дети образуют множественное число имен существительных, договаривая фразы: гуляет гусь - гуляют... (гуси); плавает утка - плавают... (утки); ходит курица - ходят... (куры); кричит петух - кричат... (петухи); бегает цыпленок - бегают... (цыплята).
Дидактическая игра «Кто спрятался за ширмой?»
За ширмой логопед прячет игрушки, изображающие домашних птиц. Дети угадывают по звукоподражаниям, кто от них спрятался. Логопед уточняет, что утки крякают, гуси гогочут, петух кукарекает, курица кудахчет, цыпленок пищит.
Дидактическая игра «Включи телевизор» (см. с. 70)
Занятие 4
Задачи:упражнение детей в классификации предметов; развитие фразовой речи; упражнение в звукоподражании; развитие внимания, памяти;
упражнение в составлении целой картинки из трех частей.
Оборудование:картинки по обобщающим понятиям (овощи, фрукты, посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, домашние птицы), картинка «Сельский двор», разрезные картинки из трех частей «Яйцо» (по количеству детей).
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение «Назови одним словом» (по изученным темам) (см. с. 47).