Раздел III. Зарубежныйкинематограф после Второй мировой войны
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
для студентов 2-го курса ФЭИ
Специальности: 55.05.01«Режиссура кино и телевидения»,
специализация: режиссер игрового кино- и телефильма, педагог; режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог; режиссер анимации и компьютерной графики, педагог; режиссер телевизионных программ, педагог; режиссер мультимедиа, педагог;
55.05.02 - «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»,
55.05.03 – «Кинооператорство», специализация: кинооператор, педагог; телеоператор, педагог;
52.03.06 «Драматургия», профиль: кинодраматург
55.05.04 –«Продюсерство», специализация: продюсер кино и телевидения
очная, очно-заочная формы обучения
Санкт-Петербург
2015
УДК 778.5
ББК 85.373(3)
Авторы-составители:доцент, кандидат искусствоведения В.А. Гусак,
доцент, кандидат искусствоведения М.Б. Капрелова.
Рецензент:
доцент, кандидат искусствоведения С.В. Хлыстунова
Рекомендовано методическим советом СПбГИКиТ в качестве учебно-методических рекомендаций.
История зарубежного кино :методические рекомендации / [сост. В.А. Гусак, М.Б. Капрелова]. – СПб.: СПбГИКиТ, 2015. - 39 с.
«Методические рекомендации по проведению практических занятий по
дисциплине "История зарубежного кино"» предлагает студентам систематическое изложение основных направлений и этапов развития зарубежного кинематографа, призвана ознакомить с творчеством ведущих мастеров экрана и крупнейшими произведениями кинематографа.«Методические рекомендации» предлагают базовый список фильмов по темам программы дисциплины, персоналий, а также основные вопросы, которые затрагиваются при рассмотрении этих тем, и обширный список литературы. Данные материалы могут быть использованы студентами при составлении докладов на практических занятиях, призваны помочь лучше подготовиться к тестированию и сдаче зачетов и экзаменов по дисциплине.
УДК 778.5
ББК 85.373(3)
Рассмотрено на заседании кафедры искусствознания 31 августа 2015 г., протокол № 1.
Одобрено методической комиссией факультета экранных искусств 31 августа 2015г., протокол № 1.
© СПбГИКиТ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………..….….……… 4
РАЗДЕЛ I. Немое кино (1895-1929) …..……………………………………... 6
РАЗДЕЛ II. Кино Европы и США в 1929-1945 годах…………………….... 15
РАЗДЕЛ III. Зарубежный кинематограф после Второй мировой войны.…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 32
СПИСОК АКТЁРОВ……………..…………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 39
ВСТУПЛЕНИЕ
«Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "История зарубежного кино"» предназначены для студентов 2-го курса творческих профессий факультета экранных искусств, у которых данная дисциплина преподаётся 1 год. В процессе обучения студентам творческих профессий читается материал дисциплины «История зарубежного кино», проводятся практические занятия. Будущие режиссеры, операторы, звукорежиссеры, режиссеры-аниматоры должны знать основные этапы развития зарубежного кино, особенности стилей и направлений различных кинематографических школ, разные жанры, виды киноискусства, иметь представление об историческом контексте создания фильмов, творчестве знаменитых мастеров экрана. Основную информацию преподаватель доносит до студентов на лекциях. Но самые важные и ценные знания те, которые студент добыл сам. Направить интерес студента в нужное русло, закрепить пройденный материал, ответить на вопросы при самопроверке и призваны помочь данные «Методические рекомендации».
Составители постарались вместить в первые три раздела читаемого курса наиболее значимый материал по темам, а также самые важные фильмы.
В процессе освоениядисциплины«Историязарубежного кино» студентам рекомендованыосновной и дополнительныйсписки фильмов. Данное условие предполагает, прежде всего, знание содержания и художественных особенностей этих фильмов, дальнейшее умение использовать эти знания. К каждой теме предлагаются вопросы. Вопросы акцентируют материал темы,позволяют лучше усвоить его, а также сориентировать тех студентов, которыепо каким-то причинам не могли присутствовать на занятии, и должны самостоятельно проработать пропущенную тему.Кроме того, вопросы помогут проверить степень освоенности темы при подготовке к тестированию.
Во время практических занятий студенты могут сделать сообщение (доклад) о творчестве актера, дать развернутый анализ фильма, ориентируясь на списки фильмов и рекомендованную литературу (основную и дополнительную), данную в конце.
На практических занятияхстудентыдолжны ответить на вопросы после просмотра документального или художественного фильма.Либостудентам предлагается выступить с докладом о творчестве актера (актрисы), тогда как творчество режиссеров разбирается в контекстном изложении лекционного курса. После каждой пройденной темы возможно выступление с докладом о творчестве актера (актрисы), сыгравших заметную роль в знаковых картинах; либо студент самостоятельно представляет расширенный анализ фильма.Список актёров по историческим разделам приведён в конце методических рекомендаций.
Для раскрытия темы доклада отбираются не менее 3-х известных фильмов с участием актера. Сообщение (доклад) студента может занять от 15 до 30 минут. Студент должен не просто рассказать биографию актера, а проследить его творческий путь, ответить на вопросы: роли, амплуа (типажи) актера? Кто из режиссеров способствовал раскрытию его творческой индивидуальности? Какие фильмы принесли ему «звездный» статус? В чем феномен популярности актера?
Под расширенным анализом фильма понимается не подробный пересказ сюжета (можно ограничиться завязкой фильма), в нем должны содержаться:
- краткая справка о фильме (год создания, режиссер, исполнители главных ролей);
- обозначены темы и проблематика фильма;
- обозначенызавязка, конфликты, кульминация фильма;
- акценты на главных содержательных элементах фильма, подтвердить их примерами из фильма;
- выводы.
Во время проведения одного практического занятия могут выступить 3-6 студентов.
Сообщение (доклад) может сопровождаться презентацией, отрывками или скриншотами из фильмов.В процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов по дисциплине «История зарубежного кино» студент должен научиться:
- самостоятельно анализировать художественное произведение, выделяя его центральную идею, режиссерский замысел;
- находить общие смыслообразующие, стилистические черты, присущие тому или иному автору;
- определять режиссерскую задачу в конкретном историческом, временном аспекте;
- анализироватьуровни фильма с учетом своей творческой специализации (будущий звукорежиссер должен обращать внимание на звуковое решение фильма, оператор – на изобразительное и т.д.)
- контекстному специализированному поиску информации в сети Интернет;
- умению ставить перед собой конкретные задачи и решать их.
В настоящих методическихрекомендацияхвнимание студентов акцентируется на рассмотрении конкретного произведения в историческом и культурном контексте.