История развития актёрского искусства

Актёрское искусство непрерывно эволюционировало. До начала XX века в актёрской игре преобладали шаблонность характеров и типажей. Революцию в актёрском мастерстве совершил основатель МХАТа Константин Сергеевич Станиславский.

Помимо профессиональных актёров, имеющих профессиональное актёрское образование и/или избравших этот род занятий в качестве основного, существуют непрофессиональные актёры. Тем не менее, они иногда также могут стать известными. К непрофессиональным актёрам можно отнести актёров-детей.

Первым русским профессиональным актёром считается Фёдор Григорьевич Волков (1729—1763).

Актёрское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.

Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей

Принцип актёрского искусства.

Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы (например, Станиславского или Михаила Чехова), факторов внешнего вмешательства в построение роли (работы партнёров, режиссёра, гримёра и т. д.).

Рабочие инструменты актёра так же различаются как внешние и внутренние.

Внешние (технологические) — грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.

Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.

Съемочный период.

Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.

Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности.

После окончания подготовки к съёмке каждого кадра и по мере готовности всех участников, начинается процесс съёмки.

В процессе киносъёмки прикреплённый к съёмочной группе художник-фотограф из фотоцеха снимает кадры фоторекламы, причём съёмка ведётся им в условиях общего съёмочного освещения. Впоследствии из этих фотокадров создаётся комплект рекламных фотографий, передаваемый в прокатные организации и служащий для изготовления рекламы фильма.

Съёмочный период полнометражного фильма может длиться несколько месяцев, однако правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана во время подготовительного периода позволяют сократить съёмочный период до минимума, поскольку это наиболее дорогостоящий этап кинопроизводства. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Кино-традиция.

Разбитие тарелки это традиция кино и выглядит так: в первый день съемок разбивают тарелку (на ней обычно пишут имена участников съемок), каждый берет себе по осколку. В конце все собираются, и пытаются из осколков сложить целую тарелку.

Если это получается- значит, все, кто был на съемках в начале, дошли до финиша (а так бывает далеко не всегда), и фильм удался.

Фильм- это процесс, в котором изначальный замысел автора раскладывается на сотни кусков: свет, звук, костюмы, игра актеров и т.д. Если в конце все получится сложить в единое целое (в "тарелку")- фильм получился. Но это, повторюсь, мое личное понимание.

Операторская группа.

Кинооператор — профессия в кинематографе.

Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на кинопленку. Оператор несёт ответственность за изобразительное решение фильма и фотографическое качество изображения, а также непосредственно участвует в создании спецэффектов. Оператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, вспомогательной операторской техники: тележек, кранов, стэдикамов и т. д.

Коллектив специалистов, входящий во время производства кинофильма в состав съёмочной группы, и обеспечивающий бесперебойную и качественную съёмку изображения. В западной терминологии эквивалентом операторской группы можно считать Camera Crew. Кроме операторов в неё входят ассистенты оператора, отвечающие за фокусировку, экспозицию и ведущие учёт отснятых сцен и дублей. От постановочного цеха киностудии к операторской группе прикрепляются дольщик и кранмейстер, с командой помощников. От цеха съёмочной техники прикрепляется механик съёмочной техники.

В группу может входить более одного оператора для проведения многокамерных съёмок или работы в несколько смен. Современная технология производства предусматривает в составе группы отдельного оператора, работающего с системой стабилизации «Стэдикам». От цеха комбинированных съёмок прикрепляется отдельный оператор, осуществляющий комбинированные съемки. При плёночной технологии кинопроизводства в операторской группе обязательно присутствует специалист, обеспечивающий работу видеоконтрольных устройств. По окончании съёмочного периода операторская группа распускается и во время монтажно-тонировочного периода в производстве фильма участвует только оператор-постановщик.

Ассистент оператора

Специалист, осуществляющий технический контроль за отдельными параметрами съемки, заряжающий кинопленку в кассеты и отвечающий за их бесперебойную работу. У одного оператора может быть более одного ассистента. Но при любом их количестве обязательным является «ассистент на фокусе» или 1-й ассистент (англ. focus puller). Кроме других обязанностей, он осуществляет контроль за соблюдением точности фокусировки в сложных сценах. Перед съемкой дублей измеряет дистанции от камеры до объектов съемки и размечает кольцо наводки фоллоу-фокуса в соответствии со сценой. Во время съемки осуществляет перевод фокуса с объекта на объект и следит по видеоконтрольному устройству за точностью наводки.

Роль первого ассистента в кинопроизводстве очень велика, поскольку неточная фокусировка делает полученное изображение непригодным для использования в фильме.

Второй ассистент оператора, если он предусмотрен штатным расписанием, записывает номера кадров, дублей и прочую информацию на хлопушке-нумераторе и заряжает неэкспонированную киноплёнку в кассеты. Кроме того, он фиксирует в специальном журнале номера эмульсии, даты съёмки и даты отправки в проявку каждого отснятого рулона, а также следит за транспортировкой операторского оборудования и его доставкой к месту съёмки. Также на нём лежит обязанность измерения экспозиционных параметров и цветовой температуры освещения.

Свет в кино.

Освещение — неотъемлемая часть операторской работы и по совместительству одна из немногих сфер кинематографа, в которой есть бесчисленное количество схем.

Сцена может быть освещена несколькими способами разными операторами, и в каждом из вариантов настроение и воздействие изображения будет отличаться.

Рисующий свет

Рисующий свет — основной компонент освещения сцены. Он наиболее интенсивный и прямой во всей сцене. Его устанавливают в первую очередь, чтобы осветить форму актера или другого объекта съемки.

Что надо помнить:

— Не располагайте источник рисующего света рядом с камерой. Это сделает освещение плоским и неинтересным;

— Рисующий свет — основной свет в трехточечной системе освещения.

Заполняющий свет

Заполняющий свет освещает тени, созданные рисующим. Обычно расположен с противоположной стороны и не настолько сильный.

— Заполняющий свет измеряется пропорцией рисующий/заполняющий. Она описывает относительное количество света от источников этих двух освещений.

Контровой свет

Контровой свет освещает актера или объект сзади и обычно расположен выше них. Часто используется для того, чтобы отделить объект или актера от темного заднего плана и придать им более отчетливые формы и глубину. Это поможет ему выглядеть объемно.

Боковой свет

история развития актёрского искусства - student2.ru

Как вы, наверное, уже догадались, боковой свет исходит из плоскости, параллельной актеру. Он прекрасно подходит для драматического напряжения и работы со светотенью. Это традиционная техника, которую применяли в фильмах-нуар.

Что надо помнить:

— Для драматического освещения боковым светом лучше использовать его без заполняющего или же оставив его отношение к рисующему очень низким, например — 1:8;

Практический свет

история развития актёрского искусства - student2.ru

Практическое освещение — это реальное освещение непосредственно в рамках самой сцены. Это может быть домашняя лампа, телевизор, свечи, полицейские огни и так далее.

Что надо помнить:

— Лампы часто использовались в классических голливудских картинах. Взять, к примеру, кадр из «Славных парней», представленный выше. Там лампы — главный источник освещения, который также увеличивает глубину сцены.

Отраженный свет

история развития актёрского искусства - student2.ru

Существуют несколько приспособлений, например тканевых или на основе поролона, призванных отражать свет, но эту роль могут также выполнять стены, или потолок: возможности безграничны.

Мягкий свет

история развития актёрского искусства - student2.ru

Термин, который описывает скорее размер осветителя, нежели его положение. Мягкий свет исходит от крупного источника: либо самого осветителя, либо рассеивателя. У такого света мягкие тени — или их нет совсем.

Жесткий свет

У жесткого света четкие и резкие тени. Жесткое освещение дает полуденное солнце или же маленький осветитель. Подобного света обычно стараются избегать.

история развития актёрского искусства - student2.ru

High Key

история развития актёрского искусства - student2.ru

Яркий стиль без теней с большим количеством заполняющего света. Часто использовался в классическом Голливуде 30-х и 40-х годов, в особенности в комедиях и мюзиклах.

Сегодня чаще всего применяется в рекламе косметики, ситкомах и музыкальных клипах. Тем не менее, ему до сих пор находится место в современном кино (выше — кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть вторая»).

Low Key

история развития актёрского искусства - student2.ru

По большей части темное изображение с малым количеством света. Практически или полностью отсутствует заполняющий свет. Low Key больше сосредотачивается на тенях, нежели на самих объектах съемки. Часто используется в хоррорах и триллерах.

Мотивированное освещение

история развития актёрского искусства - student2.ru

Мотивированное освещение имитирует естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим освещением в том, что мотивированное усиливает или воспроизводит практическое.

Естественное освещение

история развития актёрского искусства - student2.ru

Естественное освещение — то, которое уже существует на локации. Это может быть само солнце в пустыне или же уличные фонари в городе.

12.Виды планов.

Различаются три основных вида кадров: общий, средний и крупный планы. Масштабом для отнесения конкретного кадра к тому или иному плану является человеческая фигура. Если она целиком попадает в кадр, то это общий план, если только ее часть - то средний, если только голова - крупный.

В свою очередь, каждая крупность делится на три градации:
история развития актёрского искусства - student2.ru

• макросъемка (аналогична использованию человеком лупы), когда надо показать нюансы, видимые человеческим глазом, но для экрана нуждающиеся в увеличении - например, поры на коже;
• микросъемка (аналогична использованию микроскопа), когда надо показать объекты невидимые человеческим глазом например, микробы.

Кроме того, иногда необходимо выделить часть какого-либо предмета или часть тела (циферблат часов или человеческий глаз) - такая крупность называется "деталью".

Использование этих кадров в комфортном монтаже должно быть оправдано предшествующим действием, например, герой смотрит на часы или наклоняется к микроскопу.

Наши рекомендации