Глава 7. история гончарного искусства. история керамических промыслов россии

Одним из древнейших промыслов, известных человечест, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мас­терам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращает­ся в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт на­шел себе разностороннее применение — от различных храмоиых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

В Новгороде с XII в. существовал Гончарный конец — часть города, заселенная ремесленниками-гончарами. В Мо­скве с конца XVI — начала XVII в. сохранились прекрасные рельефные изразцы с декоративными растительными орна­ментами и изображениями фигур. Прославленные образцы русского керамического искусства XVII в. хранит церковная архитектура Костромы, Ярославля, украшенная пышными изразцовыми фризами. От XVIII в. сохранились декоратив­ные печные кафели с сюжетной росписью и орнаментами, которые вырабатывались в Москве и других городах.

Русское народное керамическое производство не ограни­чивается простым гончарством. В России начинают склады­ваться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская кера­мическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формиру­ются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игруш­ки. Российский керамический промысел пережил как врем на подъема, так и времена спада. Годы подъема — это Bpei возникновения различных школ, способов декорирован поверхности керамических изделий, а также модернизации совершенствования самого керамического черепка: от фаян к фарфору.

Скопинский гончарный промысел находится в город Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину и б пользовали здесь издавна для изготовления всевозможно бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее ути литарную предназначенность, мастера-гончары особое вни, мание уделяли форме изделий, а для украшения ее применя ли штампики, лепную оборку края. Еще они делали и груши Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очен лаконичную форму, без какой-либо деталировки и отделки Но посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необыч ный характер вещей, по которому изделие Скопина отлича лось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, кай своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб| полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин шщ разновидность сосуда, в котором сложно переплетались не сколько фигур налепами, процарапанными или наштампо­ванными орнаментами. Сосуды представляли собой фанта-, стическое сооружение, вызывавшее удивление. '

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиня­ной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымков­ская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше ис­пользовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнера­достную гамму росписи. Наряду с архаическими, сказочными

образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте иг­рушек появились изображения медведей, домашних живот- пых, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки — все это усиливает ощущение празд­ничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой. Из го­родского быта XIX столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы, кавалеры, няньки и кормилицы. Жанровые сцены представляют многофигурные композиции, изображают сего­дняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление, прогулку компании в лодке.

Самобытный традиционный промысел изготовления гли­няной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангель­ской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персо­нажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сце­ны народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оле­ней, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски креп­кие. Так же прочно поставлены олени, кони, полукони-пол­каны, всадники, юбки-колокола служат устойчивым основа­нием фигурам женщин-крестьянок.

Техника выполнения игрушек аналогична другим про­мыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписы­вают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грун­том преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричне­вой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями, что придает очень жи­вописный характер всей гамме.

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка дерев­ни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенш это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и до» вольно изящными, несмотря на общую утяжеленность кера­мической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы кабы корректируют пропорции фигур, расписывая их преиму­щественно полосками красного, желтого, зеленого цветов,. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма poc-i писи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает, ей необыкновенную звучность и праздничность. Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Здесь можно видеть танцующие пары (игрушка «Жених и невеста», которую мастерицы назы­вают «Любота»), музыканта, к шляпе которого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее раз­нообразие заключается в обработке основного исходного ма­териала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изо­бражение по поверхности изделия. Но самым изящным кера­мическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора — Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноев­ропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на ро­дине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые раз­мещались по поверхности изделий, — от самых малых, ино­гда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ран­ние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта — такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была из­готовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Кроме росписи, сосуды, чернильницы и другие изделия и если на себе богатый скульптурный декор. Одновременно гжельские мастера в большом количестве выделывали мелкую декоративную скульптуру и игрушки, жанровые фигурки и сцены.

На смену тяжелой и хрупкой майолике в начале XIX в. пришел полуфаянс — изделия с белым черепком, бесцветной прозрачной глазурью, украшенные скульптурой и синей под- глазурной росписью. Для этого вида керамики характерно продолжение декоративных традиций. Повторяются отдель­ные формы сосудов, плоскостное решение росписи. Особым видом полуфаянса были так называемые «бронзовые» изде­лия — посуда с росписью золотым люстром по светло-жел­тому фону. Изобретателем «бронзовой» керамики был A. JI. Киселев, один из талантливых гжельских крестьян- самоучек. Им впервые введен в промысле ножной гончарный круг, применена более рациональная конструкция горна.

Особое внимание гжельские мастера уделяли поиску фар­форовой массы. Ведущие мастера воссоздавали этот уникаль­ный материал на протяжении более чем 100 лет. И в начале XIX в. профессору Д. И. Виноградову это удалось. Фарфоро­вый черепок гжельского промысла стал не менее изящным, таким же тонким и звучным, как и его китайский собрат.

Подражая изделиям известных фарфоровых заводов Рос­сии, гжельские мастера отразили в своих работах ведущие ху­дожественные стили, ярко проявившиеся во всем русском прикладном искусстве XIX в. Влияние западноевропейских художественных стилей сказалось и здесь: гамма сдержанна и лаконична, напоминает гризайлевую технику, которую впо­следствии сменяет привычный нам кобальт. Произойдет это во второй половине XIX в. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели.

Но наряду с этим еще от времени преобладания гончар­ного производства сохранился и нашел свое выражение в фарфоре принцип целесообразного построения формы ути­литарных предметов со множеством вариантов.

Мастера гжельского промысла создали самобытное нацио­нальное своеобразное искусство народного русского фарфора, которое даже оказало определенное влияние на изделия зна­менитых частных русских заводов, таких как завод Попова,

Гарднера, привлекая своей красочностью, выразительной ха­рактеристикой образов, простотой и декоративностью.

Только со второй половины 40-х гг. XX в. наступает под­линное возрождение традиций Гжели под руководством уче-j ного А. Б. Салтыкова при участии художницы Н. И. Бессара-! бовой. Эта работа была связана с восстановлением народного'] приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей! создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих опреде­ленное бытовое назначение.

Возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что гончарное искусство является распространенным видом дея­тельности человека на территории России. Глина такой же распространенный материал на русской земле, как металл или камень. Грамотное, целесообразное ее использование привело к становлению и развитию такого вида прикладного искусства, как гончарное. Отсюда разнообразие приемов и школ и достаточно быстрое распространение различных ти­пов керамики. А проникновение разнообразных жанров при­кладного искусства друг в друга дало многообразие форм как керамики, так и металлических изделий, и орнаментальных мотивов, которые переходят с глиняной поверхности на дере­вянную и металлическую, и наоборот.

Наши рекомендации