Конспект подгруппового занятия по коррекции общего недоразвития речи “Насекомые” в старшей группе (развитие словаря).

Логопедическая тема: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Лексическая тема: “Насекомые”

Грамматическая тема: Закрепление употребления предлога НА со словами в речи.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей,

совершенствовать чёткость дикции;

2. Продолжать работу по развитию правильного физиологического дыхания;

3. Развивать неречевые психические функции: зрительную и слуховую память, внимание;

4. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза слов, закрепить представление о твёрдости и

мягкости согласных звуков;

5. Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме “Насекомые”;

6. Развивать элементарные математические представления;

7. Развивать общую моторику;

8. Развивать мелкую моторику детей;

9. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и

грамотно отвечать на них;

10. Закрепить в речи употребление простого предлога НА.

Коррекционно-образовательные цели:

1. Закрепить знания детей об изменениях в природе весной, о насекомых;

2. Закрепить навык употребления в речи предлога НА.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование:

1. Бабочки на ниточках;

2. Предметные картинки с изображениями насекомых;

3. “Светофоры”;

4. Буквы “Весёлые человечки”;

5. Буквы М, У, Х, А;

6. Игрушка – муха;

7. Индивидуальные задания на бумаге (“Соедини по точкам”);

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I Организационный момент

- Здравствуйте! К нам сегодня пришли гости посмотреть, как вы занимаетесь. А занимались мы с вами долго: и

осенью, и зимой, и весной. А сейчас какое время года? Что происходит в природе весной? Правильно, весной к

нам прилетают птицы. А чем питаются птицы? (насекомыми). Каких насекомых вы знаете? А как они передвигаются?

А какое самое красивое насекомое с яркими крыльями порхает в небе? (бабочка)

II Развитие неречевого дыхания

- А сейчас мы поиграем в игру “Бабочка лети”. Бабочки порхают в небе красиво. Давайте поможем бабочкам

взлететь (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети

дуют 5 раз).

III Развитие фонематического анализа и синтеза

- Ребята, а бабочки умеют петь? А кто умеет петь? (человек) А какие звуки может пропеть человек? (гласные).

Какие гласные звуки вы знаете? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Светофорчики” (детям раздаются цветовые

сигналы – “светофорчики”).

- Я буду называть вам звуки, а вы поднимайте нужный светофорчик.

Звуки: [а, п', з, ш, б, о, ж, т', ф, к', у, ы, м, л'].

- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки говорим, а буквы видим).

- Посмотрите сюда, буквы перепутались. Какое слово можно составить из этих букв? Когда мы составим слово,

тогда узнаем, кто будет у нас в гостях.

Х А М У

(муха)

- Сколько звуков в этом слове?

- Какой третий звук в этом слове?

- Сколько гласных звуков? Согласных?

- Сколько слогов?

- На какого “весёлого человечка” похожа буква М? У? Х? (показ)

IV Развитие грамматического строя речи (употребление предлога НА со словами), зрительной памяти

- Давайте поиграем в игру “Где посидела муха?”. Как раз к нам в гости прилетела муха. Муха летала, летала,

посидела на столе, посидела на стуле, посидела на голове и руке у Саши и улетела. Попробуйте вспомнить, где

посидела наша муха (дети отвечают полными предложениями).

V Физминутка (речь с движением)

- А какую самую знаменитую сказку про муху вы знаете? Кто её написал? Давайте отправимся на праздник к

Мухе-Цокотухе (дети встают в круг).

…Музыканты прибежали (бег на месте)

В барабаны застучали

Бом, бом, бом, бом! (имитация игры на барабане)

Пляшет муха с камаром (мальчики пляшут вприсядку, девочки кружатся).

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами Топ, Топ! (топают ногами)

Козявочки с червячками (кружатся под руки в одну сторону),

Букашечки с мотыльками (кружатся под руки в другую сторону),

А жуки рогатые, мужики богатые (имитация движений),

Шапочками машут (имитация движений),

С бабочками пляшут (“лодочки”),

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара (мальчики – танцуют вприсядку, девочки – кружатся).

VI Развитие элементарных математических представлений

- Давайте поиграем в игру “Сосчитай-ка”. Слушайте меня внимательно, считайте и запоминайте.

Над цветком жужжит жучок,

На дворе поёт сверчок,

В небе кружатся 3 бабочки

Весело играют в салочки.

Натянула паруса золотая стрекоза,

Сети вьют 2 паука.

Сколько всех их? – Сосчитай!

Да смотри, не прогадай!

(Дети называют, сколько названий насекомых прозвучало в задаче.)

VII Развитие мелкой моторики (Игра “Соедини по точкам”

- Как вы думаете, бабочки рождаются сразу же такими красивыми? (Нет, сначала появляется гусеница, а из

гусеницы появляется бабочка.)

- Давайте соединим по точкам и узнаем, какая бабочка у нас получилась?

VIII Подведение итогов

- В какие игры мы с вами сегодня играли? Что вам понравилось? Что не понравилось?

Наши рекомендации