Педагогические кейсы – проблемы, ситуации.
· Кейс № 1 «Бунт отличницы»
Познакомьтесь с текстом:
Вспомним сцену бунта отличницы на выпускном вечере, описанную В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска». Предоставляя слово девочке, которая была гордостью школы, учителя ожидали от неё слов любви и благодарности. Но услышали совсем не то. «Как и положено, выпускной вечер открывали торжественными речами… Директор школы Иван Игнатьевич, величественный мужчина с борцовскими плечами, произнес прочувствованную речь: "Перед вами тысячи дорог..." Дорог тысячи, и все открыты, но, должно быть, не для всех одинаково. Иван Игнатьевич привычно выстроил выпускников в очередь соответственно их прежним успехам в школе… Юлечке Студёнцевой, возглавлявшей очередь к заветным дорогам, надлежало выступить с ответной речью. Кто, как не она, должна поблагодарить свою школу – за полученные знания (начиная с азбуки), за десятилетнюю опеку, за обретенную родственность, которую невольно унесет каждый. И она вышла к столу президиума – невысокая, в белом платье с кисейными плечиками, с белыми бантами в косичках крендельками, девочка-подросток, никак не выпускница, на точеном личике привычное выражение суровой озабоченности, слишком суровой даже для взрослого. И взведенно-прямая, решительная, и в посадке головы сдержанная горделивость. – Мне предложили выступить от лица всего класса, я хочу говорить от себя. Только от себя! Это заявление, произнесенное с безапелляционностью никогда и ни в чем не ошибающейся первой ученицы, не вызвало возражений, никого не насторожило. Директор заулыбался, закивал и поерзал на стуле, удобнее устраиваясь. Что могла сказать, кроме благодарности, она, слышавшая в школе только хвалу, только восторженные междометия в свой адрес. … – Люблю ли я школу? – Голос звенящий, взволнованный. – Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. И по актовому залу пробежал шорох. – По какой мне идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь всё – прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа заставляла меня знать все, кроме одного – что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому не нравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. И тысячи дорог – и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»
Тендряков В. Ночь после выпуска. М.,1976, С. 4 -5
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Каково ваше отношение к содержанию проблемы?
2) Каковы возможные решения со стороны девушки, которые не допустили бы возникновения проблемы?
3) Каковы возможные решения со стороны педагогического коллектива, чтобы такая проблема не возникла?
4) Каковы возможные дальнейшие решения для девушки, которые бы уменьшили или свели на нет возникшую проблему?
· Кейс № 2 «Прикованность к частному случаю»
Помните Витю Малеева в школе и дома? У Вити никак не получалась заданная на дом арифметическая задача. Папа сказал, что раз задачу задали на дом, значит, такую же должны были объяснить в школе. Витя уверял, что такой задачи в школе не объясняли. Папа заглянул в Витину тетрадь.
«Ну вот, а ты еще на учительницу наговариваешь, – воскликнул папа. – Это ведь такая же задача, как на дом задана! Значит, учительница объясняла, как решать такие задачи.
– Где же, – говорю, – такая, там про плотников, которые строили дом, а здесь про каких-то жестянщиков, которые делали ведра.
– Эх ты! – говорит папа. В той задаче нужно было узнать, во сколько дней двадцать пять плотников построят восемь домов, в этой нужно узнать, во сколько шесть жестянщиков сделают тридцать шесть ведер. Обе задачи решаются одинаково».
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Избранное. М.,1961 С.116-117.
Авторы книги «Мозг. Обучение. Здоровье» В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко дают следующий комментарий к этой цитате: «Прикованность к частному случаю, неумение оторваться от его конкретных свойств и выделить главные особенности велики у слабых учеников… Трудность обобщения материала – одна из основных трудностей, возникающих при усвоении математики. Вот как описывает их психолог В. А. Крутецкий: «Неспособные ученики с большим трудом обобщали предложенный математический материал… Они с большим трудом перебирались от одной ступени обобщения к другой, причем каждая такая ступень должна была закрепляться значительным количеством упражнений». Таких учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможности и комбинации несущественных признаков».
Цитируется по В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко «Мозг. Обучение. Здоровье». М.: Просвещение, 1989 ,С.184.
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Выявите педагогические проблемы, о которых говорят авторы. Сформулируйте их. Классифицируйте.
2. Каково ваше отношение к содержанию данных проблем?
3. Оцените актуальность этих проблем в современной школе?
4. Сформулируйте свою позицию, аргументируйте примерами из практики.
5. Зависит ли данная проблема от позиции учителя?
6. Может ли ребенок измениться благодаря действиям учителя?
· Кейс № 3 «Вадик и директор школы»
У Вадика был трудный характер, подросток отличался строптивостью, непомерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков – все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шефства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня была светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал почти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, справедлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками. Директор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале II четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку в знаменитый «Артек»: – Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе 2 дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту путевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характеристика на тебя. Читай. Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью. – Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет». – Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сейчас объясню. Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не поздно, а в новой обстановке это несколько проще. Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие способности. Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты сорвешься, совершишь дурной поступок – это будет предательство. И еще помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А с учителями я сам поговорю. Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и изумленный. Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал: – Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь. Через 10 дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора школы: «…прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил – держусь… Так что спите спокойно (пока!). Я потом в школе все компенсирую». Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые были скорее «данью прошлому». Были там и такие строки: «Василий Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: «Я предательства не совершу»». Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе стал совсем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и стал более сдержанным. Было видно, что у него появился опыт самовоспитания, ценный нравственный опыт хорошего поведения, опыт терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым и умным человеком.
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Дайте оценку педагогической находке директора.
2. Назовите методы, используемые в воспитательной работе с Вадиком.
3. Что помогло педагогу выбрать правильное решение в отношении Вадика?
4. Какова роль педагога в процессе самовоспитания подростка?
5. Как самовоспитание влияет на развитие личности?
· Кейс № 4 «О дежурстве».
Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал: – Не буду, и все!
Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:
– Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить? – Не хочу. – Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты – «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.
На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:
– Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Проанализируйте поведение Василия.
2. Что бы вы предприняли на месте педагога?
3. Какие методы и приемы воспитания использовал педагог?