Развитие речи и фонематического восприятия

«Яблоки и барабан»

Цель:развитие речевого внимания и речевого дыхания детей, фонематического слуха, артикуляционного аппа­рата, активизирование прилагательных (красивый, ру­мяный, сочный, вкусный, сладкий, душистый); побужде­ние детей вступать в диалог со взрослым, отвечать на его вопросы.

Материал:демонстрационный - игрушки ежик, бара­бан, яблоки (большие и маленькие); раздаточный - кар­тинки с изображениями большого и маленького яблок.

Ход. Педагог ставит на стол игрушечного ежа.

- Давайте с ним поздороваемся. Ваня (имя любого ребен­
ка), поздоровайся с ежиком, познакомься с ним, пригласи
его поиграть. (Высказывания ребенка)

Дети здороваются с ежом по очереди.

- А теперь все вместе давайте все вместе скажем: «Здравс­
твуй, ежик. Мы тебе рады. Присаживайся, пожалуйста». С
нашим ежиком случилась удивительная история. У него
есть барабан.

Педагог достает барабан и ставит на стол рядом с ежом, а затем читает первую часть стихотворения:

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Г. Виеру

Педагог читает эту часть стихотворение два раза. Дети имитируют игру на барабане, сопровождая ее звукоподра­жаниями.

- Давайте, послушает, что случилось с ёжиком дальше:

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Педагог достает два яблока, большое и маленькое и пока­зывает их детям:

- Посмотрите, какие яблоки барабанили ночью. Это яб­
локо какое? (Большое.) А это... (Маленькое). Как большие
яблоки барабанили яблоки по барабану? («Бум-бум-бум!»)
А как барабанили маленькие? («Бим-бим-бим!»)

Педагог побуждает детей произносить соответствующие звукоподражания. Затем раздает им карточки с изобра­жениями большого и маленького яблока, закрывает рот листом бумаги и озвучивает, попеременно, как стучали разные яблоки. Дети должны показать соответствующую карточку.

Далее педагог продолжает игру аналогичным образом, но меняет «голос» барабана и яблок:

- А еще барабан умеет барабанить вот так: «Трам-там-
там», «трим-тим-тим». Большие яблоки упали: «Трам-там-
там». (Демонстрирует большое яблоко.) А теперь малень­
кие: «Трим-тим-тим». (Показ.)

В заключение ёж предлагает детям поиграть с ним в игру «Что изменилось?». Педагог ставит на стол корзинку и кла­дет два яблока:

- Запомните, как лежат предметы на столе. Закрой­
те глаза (кладет большое яблоко в корзину). Что изме­
нилось? (Большое яблоко лежало на столе, а сейчас оно
в корзине.)

Аналогичным образом обыгрываются перестановки: яб­локи сбоку от корзины, сзади; большое яблоко между ма­леньким яблоком и корзиной и т. п.

Физкультминутка

Подвижная игра «Водилка»

Педагог дает детям различные задания: «Присядьте», «Попляшите», «Спойте», «Попрыгайте», «Побегайте», ко­торые дети начинают выполнять по хлопку. Затем среди де­тей выбирается самый активный, и он уже начинает отда­вать команды. Игра повторяется несколько раз.

Развитие речи

«Буратино загадывает загадки о животных»

Цель:побуждение детей вступать в диалог со взрослым и сверстниками; развитие умения составлять описания игру­шек; активизирование глаголов, слов, обозначающих при­знаки предметов; развитие речевого внимания, артикуля­ционного аппарата детей.

Материал:демонстрационный - различные игрушки (по выбору педагога), корзина с салфеткой; раздаточный - кар­тинки с изображениями игрушек.

Ход.Педагог вносит в группу корзину с игрушками, на­крытую салфеткой. Ставит ее на стол. Дети заинтересовыва­ются, подходят к столу и встают в круг.

- Ребята, хотите узнать, что я принесла? Отгадайте мои загадки, тогда я вам покажу, что в корзине. Садитесь на стулья.

Дети садятся, а педагог опускает руку в корзину, берет игрушку, но не показывает ее детям. Педагог описывает иг­рушку, а дети должны отгадать и назвать ее.

Например: «Он на длинной ножке, в шляпе. Растет в лесу. Прячется в траве под деревом. (Гриб.) Она маленькая, се­ренькая. У нее длинный, тонкий хвостик. (Мышь.) И т. д.

Дети отгадывают загадки, педагог ставит игрушки в ряд.

Если ребенок не владеет речью в достаточной степени, можно раздать малышам картинки с изображениями пред­метов, находящихся в корзинке. Ребенок, отгадав загадку, показывает соответствующую картинку.

Вариант: можно попросить кого-либо из детей с наиболь­шей степенью развития свободной речи, загадать загадку про какую-либо игрушку. Для этого педагог показывает игрушку только этому ребенку и просит его описать, что он видит, не используя название.

Физкультминутка

Массаж

Дети сидят (или лежат) на подушках, мамы под расслаб­ляющую музыку делают массаж с помощью массажных мя­чиков, валиков и т. п.

Наши рекомендации