Развитие речи и фонематического восприятия
«Яблоки и барабан»
Цель:развитие речевого внимания и речевого дыхания детей, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, активизирование прилагательных (красивый, румяный, сочный, вкусный, сладкий, душистый); побуждение детей вступать в диалог со взрослым, отвечать на его вопросы.
Материал:демонстрационный - игрушки ежик, барабан, яблоки (большие и маленькие); раздаточный - картинки с изображениями большого и маленького яблок.
Ход. Педагог ставит на стол игрушечного ежа.
- Давайте с ним поздороваемся. Ваня (имя любого ребен
ка), поздоровайся с ежиком, познакомься с ним, пригласи
его поиграть. (Высказывания ребенка)
Дети здороваются с ежом по очереди.
- А теперь все вместе давайте все вместе скажем: «Здравс
твуй, ежик. Мы тебе рады. Присаживайся, пожалуйста». С
нашим ежиком случилась удивительная история. У него
есть барабан.
Педагог достает барабан и ставит на стол рядом с ежом, а затем читает первую часть стихотворения:
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Г. Виеру
Педагог читает эту часть стихотворение два раза. Дети имитируют игру на барабане, сопровождая ее звукоподражаниями.
- Давайте, послушает, что случилось с ёжиком дальше:
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Педагог достает два яблока, большое и маленькое и показывает их детям:
- Посмотрите, какие яблоки барабанили ночью. Это яб
локо какое? (Большое.) А это... (Маленькое). Как большие
яблоки барабанили яблоки по барабану? («Бум-бум-бум!»)
А как барабанили маленькие? («Бим-бим-бим!»)
Педагог побуждает детей произносить соответствующие звукоподражания. Затем раздает им карточки с изображениями большого и маленького яблока, закрывает рот листом бумаги и озвучивает, попеременно, как стучали разные яблоки. Дети должны показать соответствующую карточку.
Далее педагог продолжает игру аналогичным образом, но меняет «голос» барабана и яблок:
- А еще барабан умеет барабанить вот так: «Трам-там-
там», «трим-тим-тим». Большие яблоки упали: «Трам-там-
там». (Демонстрирует большое яблоко.) А теперь малень
кие: «Трим-тим-тим». (Показ.)
В заключение ёж предлагает детям поиграть с ним в игру «Что изменилось?». Педагог ставит на стол корзинку и кладет два яблока:
- Запомните, как лежат предметы на столе. Закрой
те глаза (кладет большое яблоко в корзину). Что изме
нилось? (Большое яблоко лежало на столе, а сейчас оно
в корзине.)
Аналогичным образом обыгрываются перестановки: яблоки сбоку от корзины, сзади; большое яблоко между маленьким яблоком и корзиной и т. п.
Физкультминутка
Подвижная игра «Водилка»
Педагог дает детям различные задания: «Присядьте», «Попляшите», «Спойте», «Попрыгайте», «Побегайте», которые дети начинают выполнять по хлопку. Затем среди детей выбирается самый активный, и он уже начинает отдавать команды. Игра повторяется несколько раз.
Развитие речи
«Буратино загадывает загадки о животных»
Цель:побуждение детей вступать в диалог со взрослым и сверстниками; развитие умения составлять описания игрушек; активизирование глаголов, слов, обозначающих признаки предметов; развитие речевого внимания, артикуляционного аппарата детей.
Материал:демонстрационный - различные игрушки (по выбору педагога), корзина с салфеткой; раздаточный - картинки с изображениями игрушек.
Ход.Педагог вносит в группу корзину с игрушками, накрытую салфеткой. Ставит ее на стол. Дети заинтересовываются, подходят к столу и встают в круг.
- Ребята, хотите узнать, что я принесла? Отгадайте мои загадки, тогда я вам покажу, что в корзине. Садитесь на стулья.
Дети садятся, а педагог опускает руку в корзину, берет игрушку, но не показывает ее детям. Педагог описывает игрушку, а дети должны отгадать и назвать ее.
Например: «Он на длинной ножке, в шляпе. Растет в лесу. Прячется в траве под деревом. (Гриб.) Она маленькая, серенькая. У нее длинный, тонкий хвостик. (Мышь.) И т. д.
Дети отгадывают загадки, педагог ставит игрушки в ряд.
Если ребенок не владеет речью в достаточной степени, можно раздать малышам картинки с изображениями предметов, находящихся в корзинке. Ребенок, отгадав загадку, показывает соответствующую картинку.
Вариант: можно попросить кого-либо из детей с наибольшей степенью развития свободной речи, загадать загадку про какую-либо игрушку. Для этого педагог показывает игрушку только этому ребенку и просит его описать, что он видит, не используя название.
Физкультминутка
Массаж
Дети сидят (или лежат) на подушках, мамы под расслабляющую музыку делают массаж с помощью массажных мячиков, валиков и т. п.