История немецкого кинематографа
История немецкого кинематографа
Кинематограф Германии сразу же заявил о себе ярко и индивидуально. Пока весь мир готовился восхититься «Синематографом» Люмьеров, в Берлине уже шли показы короткометражных лет. Их демонстрировали братья Складановские на своем «биоскопе». Изобретение оказалось менее перспективным, чем идея Люмьеров. Но можно сказать, что кинематограф Германии с первых шагов отличался самостоятельностью и неординарностью.
Киноискусство сразу же получило признание во всех кругах общественности Германии. Фильмы были доступны и для высшего общества, и для простого народа. Палатки, где проходили показы на ярмарках, получили народное название «кинтоппы».
Довоенное германское кино, снимавшееся в период с 1918 по 1933 год, имело довольно неординарные черты. В мире этот стиль получил название «немецкий экспрессионизм». Его отличительными чертами были мрачная эстетика, и сюрреалистичный подход.
В этом жанре образцами стали фильмы «Кабинет доктора Каллигари» Роберта Вине, и «Носферату: Симфония ужаса», снятый по роману Брэма Стокера режиссером Фридрихом Мурнау. В картинах впервые использовались спецэффекты, с помощью которых создавалась атмосфера ужаса и нереальности происходящего.
В 20-е годы киноиндустрия в Германии успешно развивалась – на территории страны функционировали сотни киностудий. На смену немому кино пришли звуковые фильмы. В киноискусстве появились громкие имена – актрисы Марлен Дитрих, Элизабет Бергнер, режиссер Фриц Ланг.
Марлен Дитрих
Приход фашистов к власти стал переломным моментом в истории немецкой школы кинематографа. Видные деятели кино предпочли иммиграцию. Актеры с еврейскими корнями вообще оказались вне закона. В стране имело право на существование только кино националистского плана, восхваляющее Гитлера и пропагандирующее избранность нации.
По окончании второй мировой войны, Германия разделилась на две части. То же самое случилось и с кинематографом. В этот период принято делить немецкую школу на восточногерманское ветвь, и западногерманское направление.
ФРГ было наполнено скорбью об ушедшем строе, здесь пользовались успехом документальные фильмы, посвященные восстановлению разрушенной Германии. Режиссеры художественных фильмов перенимали традиции итальянского и французского кино, которое было в почете на западе.
Восточная Германия жила в атмосфере социализма. Здесь были актуальны идеи антифашисткой пропаганды, восстановления страны, новой жизни. Кинематограф на Востоке чувствовал себя более комфортно – на самой крупной студи в ГДР - ДЕФА ежегодно снимались десятки художественных, документальных и детских фильмов.
Кинематограф Германии
Кинематограф Германии возник в конце XIX века и представляет собой значительный пласт мирового киноискусства, его отдельные периоды (экспрессионизм 1920-х, новое немецкое кино 1970-х) оказали значительное и длящееся влияние на массовый и авторский кинематограф. Вместе с тем история немецкого кино знала и периоды упадка, и периоды идеологического диктата в Третьем рейхе и ГДР. С 1960-х годов в Германии действует система государственной поддержки кинематографа. Сейчас в Германии сложилась киноиндустрия, выпускающая как коммерчески успешные жанровые фильмы, так и картины, получающие престижные кинонаграды. В Германии функционирует ряд кинофестивалей, наиболее известный и статусный из которых — Берлинский кинофестиваль, существующий с 1951 года.
По зову Голливуда
Мурнау был одним из известнейших немецких кинорежиссеров, работавших в Германии во времена Веймарской республики, и довольно рано, еще до прихода к власти нацистов, перебрался за океан. Но уже вскоре после его отъезда в Голливуд, где светило неизменно теплое калифорнийское солнце, где талантливых кинематографистов ожидали деньги и слава, причины для отъезда из Германии резко изменились.
Национал-социалисты не случайно выбрали именно такой популярный вид искусства, как кинематограф, одним из главных рупоров своей пропаганды. "Мы и не подумаем даже в самой малой мере терпеть возвращение, скрытое или явное, в кино тех идей, которые были выкорчеваны нами с корнями в новой Германии", - провозглашал министр пропаганды "третьего рейха" Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) в марте 1933 года. Его слова были услышаны. Около 2000 немцев, не имевших "чистокровного арийского происхождения", были вынуждены бежать из Германии, в их числе были режиссеры, сценаристы, операторы, актеры, композиторы, художники-постановщики, звукорежиссеры.
Кинематограф Третьего рейха
С приходом в Германии к власти национал-социалистов кино было взято под полный государственный контроль. В 1933 году Рейхстаг учредил Имперскую палату кинематографии как подразделение Имперской палаты культуры. В производстве фильмов было формально разрешено участвовать только членам Имперской палаты, исключение из неё означало запрет на профессию. Де-факто руководителем киноиндустрии нацистской Германии стал Йозеф Геббельс, занимавший посты министра народного просвещения и пропаганды и президента Имперской палаты культуры. 28 марта 1933 года в выступлении перед немецкими кинопромышленниками он описал, каким должно быть немецкое кино: развлекательным и не откровенно пропагандистским, но национал-социалистическим по духу. В 1934 году государство ввело предварительную цензуру фильмов (в реальности власти редко применяли право запретить фильм, так как появление нежелательных работ эффективно исключалось идеологическим контролем на всех стадиях производства). В 1936 году Геббельс своим решением по сути запретил кинокритику: к печати допускались только нейтральные обзоры кинокартин, но не глубокий анализ, тем более критический, а кинообозреватели должны были иметь специальную лицензию. В конце 1930-х государство, постепенно приобретая активы у их владельцев, стало собственником всех немецких киностудий, сохранивших свои имена, но управлявшихся в рамках одного концерна. В середине 1936 года в стране был введён в действие закон об отнесении к компетенции министерства пропаганды Германии полномочий по выдаче разрешений на прокат иностранных фильмов. Фактически на выпуск кинофильмов негерманского производства был наложен запрет.
Лени Рифеншталь (1936)
После начала Второй мировой войны характерным жанром немецкого кино стали «фильмы о преодолении» (Durchhaltefilme), задачей которых было поддержать высокий дуз населения, страдавшего от бомбардировок и разлуки с любимыми.
Две Германии
Послевоенное время
В мае 1946 года в занятом советскими войсками Потсдаме была учреждена киностудия DEFA. В это время уже находился в производстве первый послевоенный немецкий фильм «Убийцы среди нас» Вольфганга Штаудте о послевоенной встрече узницы концлагеря и нацистского преступника, первопроходец так называемого «руинного кино» (Trümmerfilm) — фильмов, главной темой которых становилось осмысление катастрофы, постигшей Германию, и преодоление нацистского прошлого.
В 1945 году в Германию вернулся Эрих Поммер, которого союзники назначили руководить восстановлением киноиндустрии на западе[103]. В первые послевоенные годы в союзнической зоне оккупации при деятельном участии США восстанавливалась система дистрибуции и кинотеатры. В них хлынули голливудские фильмы 1930-х и начала 40-х: студии уже окупили их благодаря американскому рынку и могли позволить себе прокат по демпинговым ценам. Оккупационные власти относились к этому с одобрением, считая, что это поспособствует политике денацификации. Вместе с тем вопреки желанию оккупационной администрации студии не выпускали в немецкий прокат фильмы последних лет; ситуация изменилась только после введения в 1948 году немецкой марки, когда студии получили возможность зарабатывать на прокате. К 1951 году в ФРГ выходило более 200 американских фильмов в год. Важным элементом американской антинацистской пропаганды была демонстрация документальных фильмов о концлагерях, нередко на показы таких фильмов завлекали обманом или принудительно. 21 августа 1949 года в силу вступил статут, согласно которому Германия впредь больше не могла вводить запрет или ограничения на прокат зарубежного кинематографа на своей территории.
Восточногерманское кино
История кинематографа ГДР характеризуется постоянным чередованием периодов жёсткого идеологического диктата и периодов относительной либерализации. С 1946 по 1990 год в ГДР вышло около семисот фильмов, примерно по 15 фильмов в год – небольшое количество, учитывая, что, например, за 12 лет нацистского режима на территории Германии вышло больше тысячи кинокартин. Для того, чтобы попасть в производство и затем выйти на экраны, фильму требовалось пройти согласования множества инстанций, как на киностудии, так и в партийных органах СЕПГ. Впрочем, часто кино использовалось как способ инициировать публичную дискуссию по какому-то вопросу, и тогда до экранов допускались достаточно неоднозначные, проблемные фильмы.
На DEFA были образованы подразделения, занимавшиеся выпуском игровых, документальных и анимационных фильмов. С 1954 года в ГДР существовало Главное управление кинематографии (нем.)русск. – государственный орган, регулировавший кинопроизводство и возглавляемый чиновником в ранге заместителя министра культуры. Одновременно с этим в аппарате СЕПГ был свой ответственный за кинопроизводство чиновник, который контролировал как DEFA, так и Главное управление кинематографии.
Усиление цензуры и эмиграция звёзд первой величины нанесли кино ГДР тяжёлый удар, повлиявший на все 1980-е. Зрители предпочитали телевизионную продукцию или попадавшие в прокат американские фильмы.
Новое немецкое кино
«Новое немецкое кино» – условный термин, которым характеризуют массив фильмов, снятых в ФРГ в 1960-х – начале 1980-х и, хотя сильно отличающихся друг от друга стилистически и тематически, но имеющих некоторые черты, позволяющие выделить их как общность. Джулия Найт называет три признака: эти фильмы сняты режиссёрами, принадлежащими к одному поколению, появившемуся на свет в годы Второй мировой войны или близко к ней и росшими в разделённой Германии: эти фильмы «ручной работы», часто созданные тесными коллективами единомышленников и с экспериментированием с возможностями кинематографа; в этих фильмах озабоченность проблемами современной Германии сочетается с поиском рынка и аудитории.
На немецкий кинематограф 1970-х значительно повлияло феминистское движение: в это время появилась группа женщин-кинематографистов, обращавших внимание на то, что женщины недостаточно представлены на ведущих ролях в кинопроизводстве, а проблемы, с которыми с талкиваются женщины, редко становятся главной темой фильма.
В течение 70-х годов немецкое кино получило международное признание, пиком которого стала получение «Жестяным барабаном» Шлёндорфа (1979) «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке. В то же время его коммерческий успех, особенно на родине, оставался ограниченным, на внутреннем рынке доминировало американское кино, а доля отечественных фильмов не превышала 10 %.
Е
В 1980-х годах лидеры «нового кино» уступили место следующему поколению: Фасбиндер умер в 1982 году от передозировки наркотиков, Клуге стал работать преимущественно на телевидении, Херцог переключился на документалистику, а Вендерс уехал в США (снятый там «Париж, Техас» в 1984 году получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах). В 1982 году на очередных выборах правящая Социал-демократическая партия Германии проиграла коалиции ХДС/ХСС, и Гельмута Шмидта на посту канцлера сменил Гельмут Коль, провозгласивший возврат к консервативным ценностям. В обществе снизился интерес к радикально-политической повестке.
Жанр фильма ужасов в Германии пребывал в забвении со времени Третьего рейха и до конца 1980-х: хотя фильмы ужасов начали снимать уже в 1950-х, они игнорировались критикой и киноведами, а законодательство, ограничивавшее изображение насилия на экране, приводило к ограничению и даже запретам на показ хорроров. Возрождение хоррора произошло в конце 1980-х и в первую очередь связывается с Йоргом Буттгерайтом, автором серии радикальных фильмов на стыке сплэттера и софткорной порнографии, приобретшей культовый статус.
Литература
· Айснер, Л. Демонический экран = Die Dämonische Leinwand. — Rosebud, 2010. — 240 с. — ISBN 97859041750407.
· Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Искусство, 1977. — 320 с.
· Краснова, Г. В. Новое немецкое кино: вчера и сегодня. — М.}: Канон+, 2016. — 272 с. — ISBN 9785883730312.
· Brockmann, S. A Critical History of German Film. — Camden House, 2010. — 522 p. — ISBN 9781571134684.
· A Companion to German Cinema / Ginsberg, T., Mensch, A.. — John Wiley & Sons, 2012. — 601 p. — (CNCZ — Wiley Blackwell Companions to National Cinemas). — ISBN 9781405194365.
· Directory of World Cinema: Germany / Langford, M.. — Intellect Books, 2012. — 320 p. — (Directory of world cinema). — ISBN 9781841504650.
· Generic Histories of German Cinema: Genre and Its Deviations / Fisher, J.. — Boydell & Brewer, 2013. — 326 p. — ISBN 9781571135704.
· Knight, J. New German Cinema. — Routledge, 2007. — 35 p. (из: Introduction to Film Studies / Nelmes, J., Mensch, A.. — Routledge, 2007. — 512 p. — ISBN 9780415409285.)
· Kreimeier, K. The Ufa Story: A History of Germany's Greatest Film Company, 1918-1945. — University of California Press, 1999. — 451 p. — (Weimar and Now: German Cultural Criticism Series). — ISBN 9780520220690.
· Watson, W. S. Understanding Rainer Werner Fassbinder: Film as Private and Public Art. — Univ of South Carolina Press, 1996. — 341 p. — (Understanding modern European and Latin American literature). — ISBN 9781570030796.
История немецкого кинематографа
Кинематограф Германии сразу же заявил о себе ярко и индивидуально. Пока весь мир готовился восхититься «Синематографом» Люмьеров, в Берлине уже шли показы короткометражных лет. Их демонстрировали братья Складановские на своем «биоскопе». Изобретение оказалось менее перспективным, чем идея Люмьеров. Но можно сказать, что кинематограф Германии с первых шагов отличался самостоятельностью и неординарностью.
Киноискусство сразу же получило признание во всех кругах общественности Германии. Фильмы были доступны и для высшего общества, и для простого народа. Палатки, где проходили показы на ярмарках, получили народное название «кинтоппы».
Довоенное германское кино, снимавшееся в период с 1918 по 1933 год, имело довольно неординарные черты. В мире этот стиль получил название «немецкий экспрессионизм». Его отличительными чертами были мрачная эстетика, и сюрреалистичный подход.
В этом жанре образцами стали фильмы «Кабинет доктора Каллигари» Роберта Вине, и «Носферату: Симфония ужаса», снятый по роману Брэма Стокера режиссером Фридрихом Мурнау. В картинах впервые использовались спецэффекты, с помощью которых создавалась атмосфера ужаса и нереальности происходящего.
В 20-е годы киноиндустрия в Германии успешно развивалась – на территории страны функционировали сотни киностудий. На смену немому кино пришли звуковые фильмы. В киноискусстве появились громкие имена – актрисы Марлен Дитрих, Элизабет Бергнер, режиссер Фриц Ланг.
Марлен Дитрих
Приход фашистов к власти стал переломным моментом в истории немецкой школы кинематографа. Видные деятели кино предпочли иммиграцию. Актеры с еврейскими корнями вообще оказались вне закона. В стране имело право на существование только кино националистского плана, восхваляющее Гитлера и пропагандирующее избранность нации.
По окончании второй мировой войны, Германия разделилась на две части. То же самое случилось и с кинематографом. В этот период принято делить немецкую школу на восточногерманское ветвь, и западногерманское направление.
ФРГ было наполнено скорбью об ушедшем строе, здесь пользовались успехом документальные фильмы, посвященные восстановлению разрушенной Германии. Режиссеры художественных фильмов перенимали традиции итальянского и французского кино, которое было в почете на западе.
Восточная Германия жила в атмосфере социализма. Здесь были актуальны идеи антифашисткой пропаганды, восстановления страны, новой жизни. Кинематограф на Востоке чувствовал себя более комфортно – на самой крупной студи в ГДР - ДЕФА ежегодно снимались десятки художественных, документальных и детских фильмов.
Кинематограф Германии
Кинематограф Германии возник в конце XIX века и представляет собой значительный пласт мирового киноискусства, его отдельные периоды (экспрессионизм 1920-х, новое немецкое кино 1970-х) оказали значительное и длящееся влияние на массовый и авторский кинематограф. Вместе с тем история немецкого кино знала и периоды упадка, и периоды идеологического диктата в Третьем рейхе и ГДР. С 1960-х годов в Германии действует система государственной поддержки кинематографа. Сейчас в Германии сложилась киноиндустрия, выпускающая как коммерчески успешные жанровые фильмы, так и картины, получающие престижные кинонаграды. В Германии функционирует ряд кинофестивалей, наиболее известный и статусный из которых — Берлинский кинофестиваль, существующий с 1951 года.