Первый официальный трансгендер в Диснеевской продукции (-)
О том, что в данном мультфильме будет представитель ЛГБТ, а точнее трансгендер «женщина» с ребенком и сожительницей, было известно задолго до премьеры: сначала в выпущенном трейлере американские зрители поинтересовались эпизодическим персонажем, а после получили официальное подтверждение от актеров фильма.
В частности, от Эллен Дедженерес – комедиантки, озвучившей Дори. Эллен является открытой лесбиянкой и с большой гордостью сообщила о том, что впервые Дисней показывает трансгендерного персонажа.
Выводы:
Наркотики
Отсутствуют.
Секс
В одной из сцен Дори пытается рассказать детям про то, как они появляются на свет, за что очень грубо и громко прервана учителем. Также небольшим эпизодом Дисней начинает открывать в своих мультфильмах дорогу для ЛГБТ-персонажей. Пока еще эпизодических.
Насилие
Герои постоянно обо что-то ударяются, специально или случайно бьют друг друга, что служит бесконечными поводами для насмешек.
Мораль
Вера в возможность выхода из любой ситуации (+)
· Единственный позитивный смысл фильма, воспитывает волю и стремление искать выход из любого положения.
Образ родителей (+/-)
· В мультфильме два образа родителей: вечно виноватый, воспитываемый сыном Марвин, и идеализированные, правильные и хорошие родители Дори.
Насмешка над инвалидностью (-)
· Внешне мультфильм учит толерантности, но на самом деле больные животные вечно страдают, демонстрируя свои недуги и вынужденные недостатки в атмосфере «юмора и веселья», а издевательства над ними показаны также как нечто смешное.
Жизнь по плану – это глупо (-)
· Сюжет убеждает юных зрителей в том, что жить случайностями, постоянными рискованными и необдуманными решениями – это именно то, что ведёт к успеху.
Представители ЛГБТ в кадре (-)
· Любому нормальному человеку понятно, что вставлять в детские мультфильмы извращенцев – немыслимо. Однако, Дисней с гордостью представляет не только ЛГБТ-актеров, но и эпизодических (пока!) персонажей с особыми типами психических отклонений (так называемая «трансгендерность»).
Елизавета Кваснюк
«В поисках Немо» (2003)
«В поисках Немо» (2003): Когда дети исправляют родителей
Наркотики
Секс
Насилие
Мораль
В далеком 2003 году, когда компьютерная анимация только-только появилась на больших экранах, завораживая своей яркой и красочной картинкой, вышла мультипликационная картина «В поисках Немо», пятый мультфильм известной студии Pixar, дистрибьютором которого выступила компания The Walt Disney Company. «В поисках Немо» получил множество зрительских восторгов и стал одним из первых анимационных фильмов, получивших премию Оскар.
Мультфильм рассказывает о проблемах в маленькой семье рыб-клоунов, состоящей из отца Марлина и его сына Немо. Из-за своего непослушания Немо попадает в руки к аквалангистам и в результате оказывается в аквариуме. Основная часть мультфильма состоит из поисков Марлином своего сына Немо,в которых ему помогает забывчивая рыбка по имени Дори. В течение истории все участники переживают небывалые приключения. В конце концов, семья Марлина и Немо воссоединяется, а проблемы и недопонимание в их семье заменяются любовью и сотрудничеством.
Чему учит этот мультфильм?
Родитель – не эталон, а тот, кто может ошибаться (+/-);
ослабление авторитета родителей в глазах ребёнка (-).
В начале мультфильма мы знакомимся с семьёй рыбок-клоунов, какой она была до основных событий мультфильма. Марлин был женат на рыбке по имени Корал, и счастливая пара ожидала рождения целого потомства. Однако около их рифа оказалась хищная рыба барракуда и напала на их семейство. Марлин пытался дать отпор, но потерял сознание от удара недруга. Когда герой пришел в себя, его жены уже не было в живых. Как и всех их детей-икринок, кроме одной, из которой и появился главный герой истории, Немо. Ввиду ужасной трагедии, которая произошла с семьёй, Марлин поклялся себе всегда оберегать своего единственного сына.
В одном из эпизодов Немо со своими друзьями сбегает от учителя и подплывает к самому краю рифа. Там ребята видят лодку и устраивают спор, кто ближе к ней подплывет. Нырк, Блёстка и Шелфик делают свой ход, и остается только Немо. Он колеблется и говорит, что папа ему запретил плавать за границами рифа, так как это опасно (Марлин поклялся всегда оберегать Немо – поэтому он так гипер-осторожен и гипер-заботлив). Тут около компании случайно появляется Марлин и, конечно, бросается к сыну с упреками, что тот собирался его ослушаться. Немо объясняет, что это не так. Друзья сначала поддерживают его, но в конце добавляют: «Он просто струсил…» Это цепляет Немо, он ослушивается Марлина и прямо на его глазах демонстративно плывет к лодке. Немо подплывает так близко, что даже касается её. Марлин боится плыть за ним и в гневе кричит, чтобы тот возвращался, и обещает его хорошенько отругать.
Внезапно около лодки появляется аквалангист и ловит Немо. Марлин оказывается полностью беспомощным в этой ситуации, он попытался спасти сына, но появился второй аквалангист, который сфотографировал Марлина, и тот, ослепленный вспышкой, полностью потерял ориентацию в пространстве. Придя в себя, он лишь увидел след от моторной лодки, которая направилась в Сидней.
Тем самым, Марлин ставится перед задачей – отыскать своего сына. А чтобы его отыскать – ему нужно измениться. Оказывается так, что его трусость и осторожность мешает и ему самому, и его сыну.
Конечно, жизнь показывает, что не все родители идеальны, и многим действительно следует серьёзно поработать над собой, чтобы правильно воспитать своих детей. В то же время в сознании маленьких детей родители – это всегда базовый эталон и ориентир в формировании своих представлений об окружающем мире. Если с малых лет заложить в сознание ребёнка мысль, что его мама и папа «могут ошибаться», то по сути тем самым разрушается его система ценностей, так как из неё исчезает идеал. В более взрослом возрасте, когда сознание уже достаточно развито, человек способен сформировать праведные идеалы, не замкнутые исключительно на свою семью и своих предков, адекватно воспринять неидеальность родителей, извлечь из этого урок и постараться в свой жизни не повторять «родовых» ошибок. Но здесь речь идёт уже в лучшем случае о старшем подростковом возрасте. А официальное возрастное ограничение рассматриваемого в этом обзоре мультфильма — «0+».
Есть и ещё один важный нюанс, который становится понятен при оценке идеи «неидеальных родителей» во взаимосвязи с политическими реалиями сегодняшнего дня. Речь идёт о продвижении ювенальной юстиции, как на Западе, где этот процесс уже практически завершён, так и в России, где события «в самом разгаре» (http://r-v-s.su/chto-takoe-yuvenalnaya-yusticiya/opisanie-yavleniya).
Поскольку мультфильм очень сильно акцентирует внимание на недостатках отца и том, что родитель меняется не просто ради своего ребёнка, но и с его подачи, то сцену, где Немо попадает к аквалангистам на глазах Марлина, можно интерпретировать как образ конфискации ребёнка у нерадивого родителя. Марлин изображён «плохим» родителем, поэтому он и теряет ребёнка. Он мешал своими недостатками сыну – что и привело их маленькую семью к такому промежуточному итогу. Интересно также, что Немо забирают именно в тот момент, когда Марлин ругает его. Марлин в начале истории – это скрытый образ несовершенного родителя, «достойного» лишения ребёнка.
Такой мотив несовершенного отца, зависящего от воли сына и теряющего его до тех пор, пока он в итоге не меняется в сторону пожеланий сына – это полноценная отсылка к ювенальной юстиции, продвигающей ломку естественной иерархии «родитель-ребёнок». Ювенальной юстицией ребёнок, его права и воля ставятся выше родительских. Образ этого присутствует в данном мультфильме – поскольку действия Немо, сына, определяют участь отца.
Смотря подобные сюжеты, где родитель изображен слабым и никчёмным, а ребёнок имеет над ним власть и задаёт нужные ему изменения в родителе, маленький зритель усваивает аналогичный взгляд на собственных родителей. В результате родители воспринимаются неавторитетно, кем-то «не таким важным», кого надо менять или отрицать, если что-то не так, по мнению ребёнка. При отсутствии уважения и послушания родителям полностью ликвидируется фактор родительского воспитания (привитие ребенку нравственности, передача жизненного опыта, информации о культуре и традициях его рода), которое легко замещается воспитанием «извне», силами СМИ (под влиянием внешней информационной среды). Подобный элемент сюжета «В поисках Немо» – не случайность (здесь подробнее http://whatisgood.ru/tv/cartoons/diskreditaciya-i-obescenivanie-roditelstva/).
Правда, стоит упомянуть, что вредоносную семейную мораль мультфильма существенно смягчает то, что Немо тоже приходится серьёзно потрудиться и поработать над собой после того, как он инициирует раскол с отцом, а также то, что отношения в семье рыбок-клоунов очень убедительно меняются в положительную сторону в конце истории.
Другие семейные образы (-)
К середине мультфильма мы также знакомимся с другой семьёй – семьёй морских черепах, снова состоящей из отца и сына (ещё один образ неполной семьи). Отца зовут Краш, а сына – Отпрыск. Отношения между ними изображены ладно и гармонично, что является полной противоположностью отношениям Марлина и Немо. Встретив эту семью, рыбка-клоун воспринимает её как эталон и решает, что не стоило быть таким строгим с Немо. Знакомство с семьей черепах становится переломным моментом в сознании Марлина, после чего он решает раз и навсегда измениться.
Образ этой семьи портит не только её неполнота, но и «молодежный сленг», на котором они общаются. Практически через каждое второе слово что отец, что сын говорят слово «чувак». Также в их лексиконе присутствуют слова: улёт, отпад, клёво, прикольчик, mini-man. Вместо слова «голова» – слово «репа». Ну, и самое главное – с именем своего ребёнка Краш вообще решил не заморачиваться и назвал его «Отпрыск». Вот такой вот изображается «эталонная» семья.