Кинематограф первой половины 1930-х годов Рождение звукового кино
Негативное влияние эстетики РАППа (Российской Ассоциации Пролетарских Писателей) на киноискусство. Резолюция ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
Реконструкция технической базы кинематографии. Системы звукозаписи И.Тагера и А.Шорина. Переход от немого к звуковому кино - важнейший качественный скачок в развитии киноискусства. Изобразительно-монтажный и звукозрительный образ. Теоретические споры вокруг проблем звукового кино. «Будущее звуковой фильмы. Заявка» (1928) С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Г.Александрова.
Экспериментальные работы со звуком в документальном кино: «План великих работ» (1930) А.Роома, «Олимпиада искусств» (1930) В.Ерофеева, «Симфония Донбасса» (1930) Д.Вертова.
Первые опыты по озвучиванию игровых фильмов: «Земля жаждет» (1930, реж. Ю.Райзман, авт. сцен. С.Ермолинский). Схематизм драматургии. Выразительность монтажно-изобразительного решения и иллюстративность музыкального сопровождения «Одна» (1931, реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг). Обращение к современной теме. Поиски звукозрительных образных решений. Роль музыки Д.Шостаковича в образной системе фильма.
Первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (1931, реж. Н.Экк, авт. сцен. Н.Экк, Р.Янушкевич, А.Столпер). Образы беспризорников Мустафы (И.Кырля), Кольки (Н.Джагофаров) и руководителя коммуны Сергеева (Н.Баталов). Актерская работа М.Жарова (Жиган). Выразительная функция речи, шумов, музыки (комп. Я.Столляр). Элементы монтажно-изобразительной поэтики в пластическом решении (опер. В.Пронин) и проблемы звукозаписи.
«Производственная» психологическая драма «Встречный» (1932, реж. Ф.Эрмлер и С.Юткевич, авт. сцен. Л.Арнштам, Д.Дэль, Ф.Эрмлер, С.Юткевич). Питерский рабочий Бабченко в исполнении В.Гардина. Психологическая разработка характера. Роль музыки Д.Шостаковича. Элементы театральности в образном строе фильма. Влияние рапповских рецептов «живого человека».
«Иван» (1932, реж. А.Довженко). Эволюция поэтики монтажно-типажного кинематографа в звуковом фильме. Символическая обобщенность образов героев и среды. Эксперименты в области звуко-зрительной выразительности. Дискуссия об «Иване» и «Встречном».
Историко-революционная тема в первых звуковых фильмах. «Златые горы» (1931, реж. С.Юткевич, авт. сцен. А.Михайловский, В.Недоброво, Л.Арнштам) Приемы
монтажного кино и психологическая разработка образа Петра в исполнении Б.Пославского. Новаторство звукового решения фильма, роль музыки Д.Шостаковича.
«Окраина» (1933, реж. Б.Барнет, авт. сцен. К.Финн, Б.Барнет, опер. М.Кириллов, А.Спиридонов, худ. С.Козловский) - одно из самых значительных кинопроизведений начала 30-х годов. Трогательная, человечная киноповесть о судьбах рядовых людей на фоне большой истории. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, выразительность образа бытовой среды, атмосферы действия. Органичность сочетания драматизма, юмора и лиризма. Элементы метафорической поэтики. Актерский ансамбль: С.Комаров, А.Чистяков, Р.Эрдман, Н.Боголюбов, Е.Кузьмина, Н.Крючков и др.
Фильмы об антифашистской борьбе немецких рабочих - «Дезертир» (1933, реж. В.Пудозкин), «Конвейер смерти» (1933, реж. И.Пырьев). Схематизм драматургии Творческие обретения и просчеты на пути поисков звукозрительной выразительности.
Экранизация произведений литературной классики. «Петербургская ночь» (1934, по мотивам ранних произведений Ф.Достоевского, реж. Г.Рошаль, В.Строева). Издержки вульгарно-социологического подхода к творчеству писателя. Образ крепостного музыканта Ефимова (Б.Добронравов). Выразительность пластического решения фильма (опер. Д.Фельдман, худ. И.Шпинель). Роль музыки Д.Кабалевского.
«Гроза» (1934, по одноименной драме А.Островского, реж. и авт. сцен. В.Петров (1896-1966). Образ «темного царства» в фильме. Актерский ансамбль - А.Тарасова, В.Массалитинова, М.Жаров, И.Зарубина, М.Царев, М.Тарханов и др. Особенности изобразительного решения (опер. В.Горданов, худ. Н.Суворов). Влияние театральных традиций на стиль фильма.
«Великий утешитель» (1933, реж. Л.Кулешов). Своеобразие сюжетной композиции, основанной на фактах биографии и творчестве американского писателя О'Генри. Особенности режиссуры и изобразительного решения (опер. К.Кузнецов, худ. Л.Кулешов). Репетиционный метод. Актерский ансамбль - К.Хохлов, И.Новосельцев, А.Файт, А.Хохлова и др.
Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934). Его особая роль в становлении звукозрительного кинематографа и в воплощении темы гражданской войны. Повесть Д.Фурманова и сценарий братьев Васильевых. Фольклорное начало в образном строе фильма и психологическая разработка характеров. Чапаев - Б.Бабочкин. Актерский ансамбль. И.Певцов в роли полковника Бороздина, Творческий вклад операторов А.Сигаева и А.Ксенофонтова, художника И.Махлиса, композитора Г.Попова. Отсутствие в фильме идеологических стереотипов, характерных для последующих фильмов о гражданской войне. Выдающийся зрительский успех фильма.
Значительные немые фильмы, созданные в первой половине 30-х годов: «Двадцать шесть комиссаров» (1933, реж. Н.Шенгелая), «Пышка» (1934, реж. М.Ромм), «Счастье» (1935, реж. А.Медведкин).
Успех советских фильмов «Гроза», «Петербургская ночь», «Веселые ребята», «Пышка» и др. на II Международном кинофестивале в Венеции (1934).
Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Официальное провозглашение на съезде единого творческого метода советской литературы и искусства - социалистического реализма. Нормативность и политизированность принципов соцреализма, их влияние на последующее развитие советского киноискусства.
Кинематограф второй половины тридцатыхгодов
Первое Всесоюзное совещание творческих работников кино (1935). Доклад С.Эйзенштейна, выступления В.Пудовкина, С.Васильева, С.Юткевича, А.Довженко, Л.Трауберга и других. Дискуссия об отношении к истории советского кино, к опыту типажно-монтажного кинематографа. Новое понимание роли монтажа, ориентация на драматургию характеров и развитие повествовательно-драматических жанров.
I Международный кинофестиваль в Москве (1935).
Творческие споры о «монументальности» и «камерности».
Активизация контактов кинематографа с литературой, театром, музыкой, живописью Работа в кино писателей А.Толстого, В.Вишневского, П.Павленко, Е.Габриловича и др.
Утверждение кинодраматургии как идейно-художественной основы фильма.
Принципы системы Станиславского в кино. Участие в фильмах крупнейших театральных актеров - Б.Щукина, Н.Симонова, М.Тарханова, Н.Мордвинова, А.Тарасовой и др. Воздействие театральной эстетики на художественную форму многих фильмов.
Творческое использование опыта реалистической живописи в изобразительном и декорационном решении фильмов. Освоение цвета в кино. Первые советские цветные художественные и документальные фильмы («Груня Корнакова», «Сорочинская ярмарка», «Физкультурный парад»).
Работа в кино крупнейших композиторов - Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, И.Дунаевского, Г.Попова, Ю.Шапорина и др. Достижения в сфере звуко-зрительной выразительности экрана. Жанры песни в драматургии фильма.
Массовый зрительский успех многих фильмов и пропаганда идеологических мифов сталинского режима с помощью кино. Ужесточение идеологического контроля в области кино. Неприятие тоталитарной властью оригинальных, нестандартных по содержанию и форме произведений. Запрещение фильмов «Прометей» И.Кавалеридзе, «Бежин луг» С.Эйзенштейна, «Строгий юноша» А.Роома, «Закон жизни» А.Столпера и Б.Иванова и др.
История революции и современность в фильмах второй половины 1930-х годов
Освещение истории революции и гражданской войны с позиций официозной истории, культа личности Сталина. Развитие творческого опыта историко-революционных фильмов немого периода. Синтез эпических и драматических начал, индивидуализации характеров. Высокий уровень звуко-зрительной выразительности в ряде историко-революционных картин.
Ведущее положение в кинорепертуаре современной темы. Преувеличение успехов в строительстве социализма и запрет на изображение реальных противоречий, трагических сторон советской действительности. Принципы тематического планирования (темы стахановского труда, колхозного строительства, борьбы с вредителями и шпионами и т.п.). Иллюстрирование экраном политических и идеологических установок режима (тезис об обострении классовой борьбы, лозунг «жить стало лучше, жить стало веселей» и т.д.). Разработка реальных морально-этических проблем, психологическая убедительность характеров в ряде фильмов о современности.
Связь историко-революционной и современной темы в творчестве ведущих мастеров кино.
Г.Козинцев и Л.Трауберг. Трилогия о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939). Судьба героя и образ эпохи. Идеологические клише и художественная правда. Выдающийся успех Б.Чиркова в роли Максима. Актерский ансамбль. Героика, быт, эксцентрика в образном строе фильма. Особенности изобразительного решения (опер. А.Москвин, худ. Е.Еней).
Е.Дзиган. «Мы из Кронштадта» (1936, авт. сцен. Вс.Вишневский). Творческое содружество сценариста и режиссера. Эпический характер сюжета и индивидуальные образы героев. Образы матроса Артема (Г.Бушуев), комиссара Мартынова (В.Зайчиков), командира Драудина (О.Жаков). Особенности изобразительного решения (опер. Н.Наумов-Страж, худ. В.Егоров).
М.Ромм. «Тринадцать» (1937, авт. сцен. И.Прут). Жанровые особенности фильма. Четкость драматургической композиции, лаконизм и выразительность характеристик персонажей. Роль кинематографической детали.
Фильмы М.Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) - авт. сцен. А.Каплер и Т.Златогррова. Трактовка исторических событий и личности Ленина в духе официальных идеологических установок времени. Жанровые особенности фильмов. В.И.Ленин в исполнении Б.Щукина. Образы Матвеева (В.Ванин) и Василия (Н.Охлопков).
«Мечта» (1941, ВЭ- 1943, авт. сцен. Е.Габрилович и М.Ромм). Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт фильма. Драматизм судеб героев. Актерский ансамбль: Ф.Раневская, Е.Кузьмина, А.Войцек, Р.Плятт, М.Астангов и др. Гуманистическое звучание фильма.'
Изобразительная стилистика фильмов М.Ромма (опер. Б.Волчек, худ. Б.Дубровский-
Эшке). Своеобразие режиссерского стиля.
Тема гражданской войны в фильмах братьев Васильевых «Волочаевские дни» (1938) и «Оборона Царицына» (1942).
Фильмы С.Юткевича «Человек с ружьем» (1938, авт. сцен. Н.Погодин) и «Яков Свердлов» (1940, авт. сцен. Б.Левин и П.Павленко). Кинематографическая выразительность ряда образных решений и негативное влияние идеологических штампов, культа личности Сталина.
Ю.Райзман. Решение историко-революционной темы в фильме «Последняя ночь» (1937, авт. сцен. Е.Габрилович). Фильм как семейная драма. Социальный конфликт фильма и раскрытие индивидуальных характеров. Актерский ансамбль (Н.Дорохин, И.Пельтцер, М.Яроцкая, А.Консовский, Т.Окуневская и др.).
Современность в фильмах Ю.Райзмана. «Летчики» (1935, авт. сцен. А.Мачерет). Б.Щукин в роли Рогачева. Разработка «второго плана». Своеобразие изобразительного решения (опер. Л.Косматов). «Поднятая целина» (1940) - экранизация первой части одноименного романа М.Шолохова. Образы Давыдова (Б.Добронравов), Нагульнова (М.Болдуман), деда Щукаря (В.Дорофеев). Особенности экранного прочтения романа.
Ф.Эрмлер. «Крестьяне» (1935, авт. сцен. М.Большинцов, В.Портнов, Ф.Эрмлер). Сюжет фильма как иллюстрация официальных идеологических установок в области колхозного строительства. Образы начальника политотдела (Н.Боголюбов) и кулака-вредителя Герасима Платоновича (А.Петров). М.Горький о недостатке «социальной грамотности» авторов, об элементах натурализма в фильме.
«Великий гражданин» (1 и 2 серии, 1938-1939, авт. сцен. М.Блейман, М.Большинцов). Фильм как попытка оправдания массовых политических репрессий. Искажение исторической правды в изображении внутрипартийной борьбы. Драматургия. Роль диалога. Особенности психологического раскрытия характеров. Петр Шахов в исполнении Н.Боголюбова. Образы Карташова (Н.Берсенев) и Боровского (О.Жаков). Изобразительное решение фильма (опер. А.Кальцатый, худ. А.Векслер, С.Мейнкин, Н.Суворов). Искусство внутрикадрового монтажа и глубинной мизансцены.
А.Зархи и И.Хейфиц. Первые самостоятельные работы: «Ветер в лицо» (1930), «Моя Родина» (1933), «Горячие денечки» (1935).
«Депутат Балтики» (1937, авт. сцен. Л.Дэль, Л.Рахманов, А.Зархи, И.Хейфиц). Тема «интеллигенция и революция». Профессор Полежаев в исполнении Н.Черкасова. Особенности актерского мастерства Н.Черкасова. Внешняя камерность сюжета и образ времени в фильме.
«Член правительства» (1940, авт. сцен. К.Виноградская). Ограниченность авторской позиции рамками идеологических представлений эпохи и реальный драматизм, психологическая глубина характера главной героини Александры Соколовой (В.Марецкая). Выразительность воссоздания бытовой среды, искусство кинематографической детали.
С.Герасимов. «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) Материал - современность, проблемы - мораль нового общества. Жанрово-стилевые особенности драматургии и режиссуры. Образ времени в фильмах. Молодые современницы в исполнении Т.Макаровой. Работа Б.Чиркова в «Учителе».
Актерский ансамбль в фильмах С.Герасимова. Система воспитания киноактера.
Современная тема и ее трактовка в фильмах «Большая жизнь» (1 серия, 1940, реж. Л.Луков (1909-1963), авт. сцен. П.Нилин), «Валерий Чкалов» (1941, реж. М.Калатозов (1903-1973), авт. сцен. Г.Байдуков, Д.Тарасов, Б.Чирсков), «Заключенные» (1936, реж. Е.Червяков (1899-1942), авт. сцен. Н.Погодин).
Дезориентирующие общественное сознание попытки рассказать о будущей войне с фашизмом в фильмах А.Ромма «Эскадрилья № 5» (1938) и Е.Дзигана «Если завтра война» (1938).
Антифашистская тема в фильмах предвоенных лет: «Профессор Мамлок» (1938, реж. Г.Раппапорт и А.Минкин), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л.Фейхтвангеру, реж. Г.Рошаль). Антивоенная направленность.
История революции и современность в фильмах национальных кинематографий этого периода.
А.Довженко. Фильмы «Аэроград» (1935) и «Щорс» (1939). Лиро-эпическая композиция
фильма «Аэроград». Поэтическая обобщенность и романтическая патетика образного строя. Особенности типизации характеров - Глушак (С.Шагайда), Владимир (С.Столяров) Худяков (С.Шкурат), Шибанов (Б.Добронравов). Образ природы в драматургической и изобразительной композиции фильма (опер. Э.Тиссэ, М.Гиндин, Н.Смирнов).
«Щорс». Фольклорные и исторические истоки фильма. Жанрово-стилевые особенности. Образы Щорса (Е.Самойлов), батьки Боженко (И.Скуратов) и образ украинского народа. Поэтическая трактовка украинской природы, национальных характеров в драматургии, изобразительном и музыкальном решении фильма (опер. Ю.Екельчик, худ. М.Уманский, комп. Д.Кабалевский).
М.Чиаурели. «Последний маскарад» (1934). Схематизм в трактовке историко-революционной темы. Прямолинейность политических характеристик. Образы большевика Мито (С.Джалиашвили) и меньшевика Ростома (М.Геловани). Своеобразие изобразительного (опер. АЛоликевич, худ. В.Сидамон-Эристов) и музыкального решения (комп.Г.Киладзе). Историческая реальность и мифы эпохи, запечатленные в фильме М.Чиаурели «Великое зарево» (1938).
Идеологическая и политическая заданность, схематизм в отображении революции и процесса становления советской власти в национальных республиках.
Кинокомедия
Особенности развития кинокомедии 30-х годов. Тематическая и жанровая направленность. Дефицит сатиры.
Музыкальные кинокомедии Г.Александрова (1903-1983) - ревю «Веселые ребята» (1934, авт. сцен. В.Масс, Н.Эрдман, Г.Александров), мелодрама «Цирк» (1936, авт. сцен. Г.Александров), лирическая комедия с элементами сатиры «Волга-Волга» (1938, авт. сцен. М.Вольпин, Н.Эрдман, Г.Александров), лирическая комедия «Светлый путь» (1940, авт. сцен. В.Ардов). Экранные героини Л.Орловой. Сатирический образ бюрократа Бывалова (И.Ильинский) в фильме «Волга-Волга». Лирическое и эксцентрическое начала в кинокомедиях Г.Александрова. Творческое содружество режиссера с операторами В.Нильсеном и Б.Петровым, с композитором И.Дунаевским и поэтом В.Лебедевым-Кумачом.
Режиссер И.Пырьев (1901-1968). Комедии «Богатая невеста» (1938) и «Трактористы» (1939) по сценариям Е.Помещикова. Жанрово-тематические особенности фильмов. Роль музыки И.Дунаевского («Богатая невеста») и Дм. и Дан. Покрасс («Трактористы»). Развитие жанра кинооперетты в фильме И.Пырьева «Свинарка и пастух» (1941). Стихотворный сценарий В.Гусева. Музыкальные характеристики действующих лиц (комп. Т.Хренников). Фольклорные элементы в кинокомедиях И.Пырьева. Образы, созданные в его фильмах М.Ладыниной, Н.Крючковым, Б.Андреевым и др. актерами.
Музыкальные комедии А.Ивановского (1881-1968): «Музыкальная история» (1940, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит) и «Антон Иванович сердится» (1941, авт. сцен. Е.Петров и Г.Мунблит). Популяризация классической музыки средствами кино. С.Лемешев, Э.Гарин, С.Мартинсон, З.Федорова, Л.Целиковская, П.Кадочников в фильмах А.Ивановского.
Лирико-комедийные фильмы: «Подкидыш» (1940, реж. Т.Лукашевич, авт. сцен. А.Барто и Р.Зеленая), «Девушка с характером» (1939, авт. сцен. Г.Фиш, И.Склют) и «Сердца четырех» (1941, ВЭ - 1945, авт. сцен. А.Файко, А.Гранберг) режиссера К.Юдина. Образы, созданные в этих фильмах Ф.Раневской, Р.Пляттом, П.Репниным, Р.Зеленой, В.Серовой.
Исторический Фильм Экранизация литературной классики
Активизация общественного интереса к историческому прошлому, к героико-патриотическим страницам национальной истории во второй половине 1930-х годов. Модернизация образов исторических деятелей, искажение исторической правды в ряде фильмов в духе установок официальной историографии, политической злобы дня. Содружество кинематографистов и писателей (А.Толстой, А.Корнейчук, П.Павленко,
В.Шкловский) в работе над исторической темой в кино.
Возможности творческого претворения литературной и театральной классики в звуковом кино. Проблема соотношения истории и современности.
«Петр Первый» (1 и 2 серии, 1937-1939, авт. сцен. А.Толстой, В.Петров, реж. В.Петров). Трактовка личности и эпохи Петра в одноименном романе А.Толстого и в фильме. «Романность» сюжетной композиции фильма. Соотношение исторической правды и художественного вымысла. Петр в исполнении Н.Симонова - одна из крупнейших актерских работ того времени. Выразительность, психологическая объемность образов Меньшикова (М.Жаров), царевича Алексея (Н.Черкасов), Екатерины (А.Тарасова) и других персонажей фильма. Сочность в изображении среды, быта петровской эпохи (опер. В.Горданов, В.Яковлев, худ. Н.Суворов).
В.Пудовкин. Работа над фильмом «Минин и Пожарский» (1939, авт. сцен. В.Шкловский). Тема народа в фильме. Образ крепостного Романа (Б.Чирков). Иллюстративность образов Минина и Пожарского. Монтажно-пластическая выразительность фильма.
«Суворов» (1941, авт. сцен. Г.Гребнер и Н.Равич). Особенности драматургии. Образ Суворова в исполнении актера Н.Черкасова (Сергеева). Исторический портрет и интерьер в работе операторов А.Головни и Т.Лобовой, художника В.Егорова.
Теоретические исследования и критические работы Пудовкина 30-х годов о взаимоотношении литературы и экрана, о воспитании киноактера и системе Станиславского в кино.
С.Эйзенштейн. Работа С.Эйзенштейна, Г.Александрова и Э.Тиссэ в Западной Европе и Америке. Судьба фильма «Да здравствует Мексика!». История замысла и постановки фильма «Бежин луг» (1935-1937, авт. сцен. А.Ржешевский). Статья С.Эйзенштейна «Ошибки "Бежина луга"». Фотофильм «Бежин луг» (1967) С.Юткевича и Н.Клеймана.
«Александр Невский» (1938, авт. сцен. П.Павленко и С.Эйзенштейн). Патриотический пафос фильма. Образ Невского, созданный Н.Черкасовым. Народные герои в исполнении Н.Охлоокова, А.Абрикосова, Д.Орлова. Жанровое и стилевое своеобразие фильма. Обращение к художественным традициям былинного эпоса. Изобразительная форма (опер. Э.Тиссэ, худ. И.Шпинель). Значение музыки С.Прокофьева в раскрытии идеи и образов фильма.
Эйзенштейн о работе над исторической темой в кино (выступление на творческом совещании по вопррсам исторического и историко-революционного фильма в 1940 г.). Исследования Эйзенштейна 30-х годов, посвященные проблемам внутреннего монолога в кино, драматургической функции цвета в фильме, выразительным возможностям звукозрительного монтажа. Значение этих исследований в развитии кинотеории.
И.Савченко (1906-1950). Фильм «Богдан Хмельницкий» (1941, авт. сцен. А.Корнейчук). Героико-романтическое раскрытие темы национально-освободительной борьбы украинского народа. Укорененность образного строя фильма в национальном фольклоре. Богдан Хмельницкий в исполнении Н.Мордвинова. Образы народных героев -дьяк Таврило (М.Жаров), Максим Кривонос (И.Ильченко), Иван Богун (Б.Безгин), Тур (Р.Ивицкий) и др. Экспрессивность изобразительной стилистики (опер. Ю.Екельчик, худ Я.Ривош). Музыкальный строй фильма (комп. С.Потоцкий). Традиции А.Довженко.
Историческая тема в фильмах: «Пугачев» (1937, реж. П.Петров-Бытов), «Степан Разин» (1939, реж. О.Преображенская, И.Правов), «Салават Юлаев» (1941, реж. Я.Протазанов).
Я.Протазанов. Фильм «Бесприданница» (1936, по пьесе А.Островского, авт. сцен. Я.Протазанов и В.Швейцер). Жанровое переосмысление пьесы. Актерские работы Н.Алисовой, А.Кторова, Б.Тенина, В.Рыжовой и других. Использование музыки П.Чайковского и русских народных песен. Изобразительное решение среды, атмосферы действия (опер. М.Магидсон, худ. А.Арапов и С.Кузнецов).
М.Донской. Экранизация автобиографической трилогии М.Горького (авт. сцен. И.Груздев и М.Донской): «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). Изображение «свинцовых мерзостей жизни» и утверждение добрых, светлых начал человеческой натуры. Драматургическая и актерская выразительность образов бабушки (В.Массалитинова), деда (М.Трояновский), Цыганка (Д.Сагал) и ряда других персонажей. Алексей Пешков в исполнении А.Лярского и
Н.Вальберта. Эмоциональность режиссерского почерка, звуко-зрительного строя трилогии (опер. П.Ермолов, худ. И.Степанов, комп. Л.Шварц).
Фильмы для детей и юношества
Организация ежемесячного киножурнала «Пионерия». Первый звуковой детский фильм «Рваные башмаки» (1933, авт. сцен, и реж. М.Барская).
Основание киностудии «Союздетфильм» (1936). Участие известных писателей и драматургов в создании фильмов для детей (А.Гайдар, В.Катаев, Е.Шварц, Л.Кассиль).
Фильмы А.Разумного «Личное дело» (1939) и «Тимур и его команда» (1940)
Фильмы-сказки «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. Роу.
Историко-революционные фильмы для детей. «Дума про казака Голоту» (1937, по А.Гайдару, авт. сцен, и реж. И.Савченко), «Белеет парус одинокий» (1937, авт. сцен. В.Катаев, реж. В.Легошин).
Фильмы режиссера В.Вайнштока «Дети капитана Гранта» (1936) и «Остров сокровищ» (1938).
Героико-романтические черты детского кино 30-х годов. Проявление идеологического схематизма и назидательности.
Заключение
Укрепление материально-технической базы кинематографа, развитие киносети, строительство новых киностудий в центре и в национальных республиках. Организация производства отечественной киноаппаратуры и пленки.
Достижения киноискусства в области звуко-зрительной выразительности экрана. Эволюция повествовательно-драматургических форм. Негативное влияние на развитие киноискусства партийно-государственного идеологического контроля, нормативной эстетики и поэтики. Закрепление в массовом сознании мифов тоталитарного режима с помощью кино.