Вопрос 5. Кинематограф США 30-50-х годов. Приход звука в кино.

В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе (оптический способ звукозаписи, когда звуковая дорожка наносится на киноплёнку фотографическим способом), но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Bros, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.

06.10.1927г. — день премьеры "Певца Джаза" (в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики) — считается днём рождения звукового кино. «Певец джаза» сопровождался оглушительным успехом у зрителей, однако профессионалы приняли этот фильм сдержанно. Второй полный звуковой фильм - «Огни Нью-Йорка» (1928). Первый звуковой фильм в СССР - «Путёвка в жизнь» (1931, режиссёр Н. В. Экк).

Звук как элемент новой эстетики повествовательной формы кино. Изменение в связи с этим многих позиций в области монтажно-пластической выразительности и других «наработок» немого кино. Временное торможение развития выразительных средств киноискусства. Несовершенство звуковой аппаратуры и в связи с этим отказ от движения камеры, от сложных мизансцен, натурных съемок (использовали рир-проекции в павильонах), снижение культуры монтажа. Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Из-за несовершенства звуковой аппаратуры, на изображения накладывались некоторые ограничения, и кино стало больше похоже на театр. Ограничения были преодолены благодаря методу раздельной записи изображения и звука.

Студийная система — организационное устройство Голливуда в период его «золотого века» (Классический Голливуд) - 1928 год (создание RKO Pictures) до конца 1949 года (продажа кинотеатров студии Paramount). В середине XX века 95 % американского кинорынка контролировали 8 кинотрестов. Доля студий-мейджоров (MGM, Paramount, Fox, Warner Bros., RKO) - от 22 % (MGM) до 9 % (RKO). Помимо собственно производства фильмов, студии занимались их дистрибуцией и владели крупными сетями кинотеатров.

Особое положение в американском кинематографе занимали авторы, обладавшие достаточными собственными финансовыми ресурсами, чтобы не зависеть от студийной системы. У.Дисней, чьи короткометражные мультфильмы конца 1920–1930-х были значительным шагом вперед в освоении возможностей ритмического сочетания изображения и звука в кинематографе (Пляска скелетов (1929); кроме того, в его фильмах также отчасти осмысливались возможности цвета), и Чаплин, который снял три самые значительные свои картины именно в тридцатые годы – Огни большого города (1931), Новые времена (1936) и Великий диктатор (1940).

Массовая безработица, обнищание большинства граждан во время экономического кризиса 1929-33. Влияние этого фактора на тематику фильмов на современную тему, критические ноты повествования. «Враг общества»(1931) У.Уэлман, «Лицо со шрамом» (1932) Х.Хоукс, «Я – беглый каторжник» (1932) Ле Рой. Освоение цвета как нового эстетического компанента кинематографа. «Унесенные ветром» (1939) В.Флеминга, с актерами Вивьен Ли и Кларком Гейблом. «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса. Новаторство драматургии и изобразительного решения (оператор Грэгг Толанд). Разработка глубинной композиции. Достоверность и подчеркнутый драматизм, связанный с использованием экспрессивных возможностей оптики и света, точное использование изобразительных акцентов, оттеняющих эмоциональное звучание кадра. Яркая индивидуальность портретных характеристик. Актерский ансамбль.

Наши рекомендации