Поведение обследуемого высказывания
* Положительная оценка своих результатов – демонстративность ; гиперкомпенсация сниженной самооценки .
* Отрицательная оценка своих результатов – тревожность ; завышенный уровень притязаний .
* Автобиографические высказывания - экстравертность ; вербализм ; гиперактивность .
* «Люблю такие занятия ... » – демонстративность , направленность на сотрудничество .
* «Не люблю такие занятия ... » – негативизм ; тревожность .
* Уточнения инструкции – тревожность ; перфекционизм .
* Интерес к оценке проверяющего – тревожность ; демонстративность .
* Попытки отказа от выполнения задания ; мотивировка
* неспособность к данной деятельности – тревожность , тенденция к уходу от трудностей ; сниженная самооценка ;
* «не люблю» , «надоело» , «скучно» – низкая социализированность ; негативизм ;
* усталость – астения ; стремление уйти от обследования ;
* отказ без мотивировки – трудности в общении .
ТЕМП РАБОТЫ
* Высокий – высокий уровень активности .
* Сверхвысокий – импульсивность ; гиперактивность ; иногда негативизм .
* Сниженный – пассивность ; астения ; депрессия или субдепрессия ; ригидность ; тревожность .
* Сильно варьирует – эмоциональная лабильность .
ПРИЛОЖЕНИЕ II СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агрессия ( агрессивность ) – стремление причинить вред окружающим . Вербальная агрессия – склонность ругаться , грубить , делать замечания и т . п . Защитная агрессия – агрессия , вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих .
Невротическая агрессия – агрессия , вызванная общим неблагоприятным самоощущением .
Адаптация – приспособление к новым условиям .
Социальная адаптация – приспособление к жизни в обществе .
Адекватность поведения – соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам .
Адекватность представлений – соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам .
Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера , не доходящее до степени патологии .
Амбивалентность – двойственность , сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций ( переживаний , стремлений , представлений и т . п .).
Анамнез – сведения о предшествующем ходе развития ребенка .
Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам , стремление противодействовать им .
Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание .
Астения , астеническое состояние – нервное истощение , ослабленность , повышенная утомляемость . Астеничность – склонность к возникновению астении .
Аутизм – тяжелое психическое отклонение , характеризующееся грубыми нарушениями общения .
Аутизация – ослабление контактов с окружающими .
Вандализм – разрушение или повреждение материальных ценностей .
Вытеснение – один из механизмов психологической защиты : исключение из сознания травмирующих переживаний .
Вязкость – см . Ригидность .
Гиперактивность ( двигательная растор - моженность ) – пограничное нервно - психическое расстройство , проявляющееся в импульсивности , неусидчивости , отвлекаемости .
Гиперкомпенсация – компенсаторные механизмы , внешне противоположные личностным особенностям , для компенсации которых они предназначены .
Гиперконтроль – см . Тревожный гиперконтроль .
Гиперопека – система отношений в семье , при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют , не предоставляют ему достаточной свободы .
Гиперсоциальность – стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям .
Гипертимный тип – психотип , характеризующийся повышенной активностью , общительностью , низкой чувствительностью , слабым самоконтролем . Гипертимная акцентуация – особо ярко выраженный гипертимный тип .
Гипомания , гипоманиакальное состояние – патологическое возбуждение , сверхвысокая активность , эйфория ( приподнятое , возбужденное состояние ).
Двигательная расторможенность – см .
Гиперактивность . Девиантное ( отклоняющееся ) поведение - поведение , не соответствующее социальным нормам .
Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе , стремление всегда быть в центре внимания . Демонстративный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности .
Депрессия , депрессивное состояние – патологическое снижение настроения и падение активности .
Депрессивная тенденция – склонность к возникновению депрессии .
Дефект – необратимое нарушение или выпадение какой - либо функции . Интеллектуальный дефект – необра - тимое нарушение мышления { умственная отсталость ).
Диагностика ( психологическая ) – выявление психологических особенностей человека .
Дисфория – мрачная раздражительность .
Доминантность – тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми .
Жизненная сфера – определенная сторона жизни , относительно независимая от других сторон ( семейная , школьная , сфера межличностного общения , интимная ).
Задержка психического развития ( ЗПР ) - см . Нарушение обучаемости . Защитное фантазирование – см . Ком ■ пенсаторное фантазирование . Импульсивность – склонность к совершению необдуманных случайных действий . Интровертность – замкнутость , высокая избирательность в общении . Интровертный тип – психотип , характеризующийся оригинальностью , низкой конформностью , склонностью к умозрительным построениям . Инфантилизм – незрелость , «детскость» . Психофизический инфантилизм – отставание от фактического возраста как по психологическим , так и по физиологическим признакам . Ипохондрия – повышенное беспокойство о своем здоровье .
Истерия – психическое заболевание , часто приводящее к появлению соматических ( телесных ) болезненных симптомов без каких - либо физиологических причин . Истероидная акцентуация – сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний . Истероидный фасад – истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией .
Когнитивные ( познавательные ) процессы – психические процессы , направленные на познание окружающего мира ( восприятие , мышление , память , внимание ).
Компенсаторное ( защитное ) фантазирование – один из механизмов психологической защиты : погружение в фантазии и мечты , смягчающие отрицательные переживания .
Компенсация – выработка механизмов , помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности .
Конформность – стремление быть «таким как все» .
Личностные особенности – устойчивые психологические образования , мало меняющиеся со временем .
Нарушение обучаемости ( задержка психического развития , ЗПР ) – локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций .
Невроз , невротическое состояние – пограничное психическое расстройство ; характеризуется снижением продуктивности деятельности , эмоциональными нарушениями ; при неврозе часты тики , навязчивые движения , энурез , страхи , нарушения сна .
Негативизм – противодействие требованиям .
Негативное самопредъявление – привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований .
Олигофрения – см . Умственная отсталость .
Организация действий – навыки построения своей работы : ее планирование , проверка и др .
Органическое поражение мозга – следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде , родовых травм , асфиксии , сотрясений мозга и др .
Паранойяльность – подозрительное , настороженное отношение к окружающим .
Пассивность – признак утомления или неблагоприятного психологического состояния .
Патологическое состояние – серьезное психическое расстройство , требующее медицинского вмешательства .
Педагогическая запущенность – следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания .
Относительная педагогическая запущенность – отсутствие коррекцион - ного обучения , необходимого ребенку с отклонениями в развитии .
Перфекционизм – стремление выполнять любую работу на высшем уровне ; приводит к застреванию на несущественных мелочах , отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно .
Пограничные состояния – отклонения , нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека , но не приводящие к его инвалидизации .
Познавательные процессы – см . Когнитивные процессы .
Проекция – один из механизмов психологической защиты : приписывание своих переживаний и стремлений другим людям .
Психастеническая акцентуация { тревожно - мнительный характер ) – сильно повышенная тревожность , недостаток уверенности в себе , выраженная ас - теничность .
Психоз , психотическое состояние – психическое расстройство , для которого типичны неадекватность поведения , нарушения ориентации в пространстве и времени , продуктивная симптоматика ( бред , галлюцинации и т . п .).
Психологическая защита – механизмы , помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние , несмотря на наличие психотравмирующих факторов .
Психологическое состояние – особенности человека , существенно меняющиеся со временем .
Психомоторный тонус – напряжение мышц , связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением .
Психопатия – патологический характер , резко затрудняющий социальную адаптацию .
Психопатоподобное поведение – высокая импульсивность , нарушение социальных норм .
Психосоматические заболевания – телесные болезни , вызванные психологическими причинами .
Психотип – общий склад личности , определяющий ее деятельность , взаимоотношения с людьми и с миром . Рационализация – один из механизмов психологической защиты : подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми .
Резонерство – склонность к рассуждениям , не относящимся к выполняемой деятельности .
Ригидность ( вязкость ) – склонность по - , долгу застревать на каких - либо переживаниях .
Ригидный тип – психотип , характеризующийся высоким уровнем активности , стремлением все делать «так , как надо» и заставлять других действовать так же .
Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением . Сензитивность – высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам .
Сензитивный тип – психотип , характеризующийся высокой чувствительностью , астеничностью и тревожностью .
Соматические заболевания – телесные ( не нервные и не психические ) заболевания . Социализированность – владение социальными нормами .
Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам , нарушение их иерархизации . Стресс – реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации . Устойчивость к стрессу – способность выдерживать психологические нагрузки , не испытывая состояния стресса . Субдепрессия – снижение настроения , не
доходящее до уровня депрессии . Тик – непроизвольное подергивание мышц .
Тревога – беспокойство , волнение , ощущение угрозы , ожидание неопределенной опасности .
Тревожность – склонность к возникновению состояния тревоги , неуверенность в себе , опасения , страхи . Тревожный гиперконтроль – стремление все время контролировать себя , мешающее выполнению автоматизированных действий .
Тревожно - мнительный характер – см . Психастеническая акцентуация .
Умственная отсталость ( олигофрения ) – общее интеллектуальное снижение , делающее невозможной полноценную социальную адаптацию .
Уровень притязаний – степень успешности , на которую человек претендует ; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой .
Фобия – навязчивый страх , боязнь ситуаций , не представляющих непосредственной угрозы : закрытых помещений, открытых пространств , высоты , глубины и др .
Фрустрация – неудовлетворенность потребности .
Шизоидная акцентуация – интроверт - ность , трудности в общении , преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной .
Экстравертность – общительность , склонность к широким контактам .
Эмоциональная лабильность – склонность к легкой смене настроений , неустойчивость переживаний .
Эмоциональная напряженность – возбуждение , ощущение , что необходимо срочно что - то сделать , но неясно , что именно .
Эмоциональное возбуждение – особо высокая активность , повышенная готовность к действию .
Энурез – недержание мочи .
Эпилептоидная акцентуация – чрезмерное внимание к мелочам , эксплозивность ( взрывчатость ), высокая ригидность .
ЛИТЕРАТУРА
Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.
Болдырева С А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974.
БукДж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М., 2000.
Йирасек И. Диагностика школьной зрелости // Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.
Мухина B . C . Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000.
РайгородскийДЯ. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. Самара, 2001.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-роди-тельских взаимоотношений // Проективная психология. М ., 2000.
Appel K.E. Drawings by children as aids in personality studies // American Journal of Orthopsychiatry. 1931. Vol. 1.
Goodenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. N.Y., 1926.
Goodenough F.L., Harris D.B. Studies in the psychology of childrens drawings: II. 1928 – 1949. Psychological Bulletin. 1950. 47.
Hammer E. The Clinical Application of Projective Drawings. Springfield , 1958.
Harris D.B. Childrens Drawings as Measures of Intellectual Maturity: A Revision and Extension of the Goodenough Draw-a-Man Test. N.Y. , 1963.
Hulse W. The emotionally disturbed child draws his family // Quarterly Journal of Child Behavior. 1951. Vol. 3.