Правовое положение Национального банка Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь (далее – Национальный банк) является центральным банком Республики Беларусь, регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь и действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 320. Правовой статус Национального банка закреплен в Конституции Республики Беларусь, и основным нормативным правовым актом (кроме Устава), регулирующим его деятельность, является Банковский Кодекс Республики Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, а к организациям Национального банка - учреждение образования "Пинский высший банковский колледж Национального банка Республики Беларусь", республиканское унитарное предприятие "Белорусский межбанковский расчетный центр", республиканское унитарное предприятие "Центр банковских технологий".

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на увеличение (создание) уставного, резервного и иных фондов Национального банка.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка (председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет) и Совет директоров Национального банка (члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка).

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

2 Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации как субъекты кредитно-финансовой системы Республики Беларусь

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются единственными коммерческими организациями, наделенными правом осуществлять банковскую деятельность. Различие в названных субъектах состоит как в организационно-правовой форме, в которой они могут создаваться (банк может создаваться в форме акционерного общества и унитарного предприятия, а небанковская кредитно-финансовые организация – в форме хозяйственного общества), так и перечне допустимых к осуществлению ими банковских операций. Так, в частности, первоначальное отличие в перечне осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций заключается в том, что только банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

При этом совокупность банковских операций, допустимых к осуществлению небанковскими кредитно-финансовыми организациями, в соответствии с Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций построена таким образом, что данные субъекты банковской деятельности, главным образом, предназначены для обслуживания юридических лиц. Так, небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять только следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;

- валютно-обменные операции;

- выдача банковских гарантий;

- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);

- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).

Причем, как было отмечено ранее, небанковская кредитно-финансовая организация не вправе в совокупности осуществлять первую, вторую и третью из перечисленных операций.

В соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь могут создаваться универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Необходимо отметить, что в настоящее время в кредитно-финансовой системе Республики Беларусь фактически отсутствуют как небанковские кредитно-финансовые организации, так и специализированные банки.

При этом с определенной условностью к специализированным банкам можно было бы отнести банки, создаваемые на территории СЭЗ. Это утверждение может быть обосновано тем, что в соответствии с Правилами создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь банки, созданные на территории СЭЗ, осуществляют банковскую деятельность с определенной группой субъектов. Так, в частности, такие банки вправе на основании соответствующих лицензий Национального банка осуществлять:

- банковскую операцию по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности с резидентами СЭЗ, нерезидентами Республики Беларусь, Национальным банком и банками, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;

- валютно-обменные операции с участием физических лиц (резидентов и нерезидентов Республики Беларусь) в обменных пунктах;

- иные валютно-обменные операции (включая операции, совершаемые на валютных биржах) с резидентами СЭЗ, нерезидентами Республики Беларусь, Национальным банком и банками, зарегистрированными на территории Республики Беларусь;

- другие банковские операции с резидентами СЭЗ и нерезидентами Республики Беларусь.

Однако указанная специализация носит не предметный, а субъектный характер, в связи с чем банки, создаваемые на территории СЭЗ, не являются в полной мере специализированными банками.

Рассматривая место банков в сфере экономических отношений, необходимо отметить, что банки, осуществляя операции, выполняют своего рода связующую функцию, обеспечивающую перераспределение денежных средств между различными отраслями экономики, контроль и устойчивость механизмов денежного обращения.

Наши рекомендации