Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

- 1 -

Центральный банк — это привилегированная и эли­тарная финансовая организация, наделенная функциями адми­нистративного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству пере­распределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким об­разом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

1) историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

2) учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитова­ние правительства. Старейшими центральными банками мира признаны швед­ский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законо­дательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной органи­зацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функ­ционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с пра­вом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денеж­ном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

После первой мировой войны государства значительно уси­лили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях за­крепления за собой соответствующих функций, стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в част­ности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, цен­тральные банки других стран, правительство. По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, при­няв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

- 2 -

Деятельность ЦБ строится на следующих принципах:

Самостоятельность решений в области денежно-кре­дитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органа­ми государственной власти в области денежно-кредитной поли­тики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредит­ную политику, разрабатываемую правительством. Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятель­ности. Третья: согласно законам страны, цен­тральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наде­лены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит са­мостоятельно .

В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными поста­новлениями Правительства и Национального банка.

Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кад­ровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом.

Процедура назначения (выбора) руководства банка. Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.

В Республике Беларусь назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах их учредителями-акционе­рами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом са­мостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.

Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли ис­пользуется на создание резервного и иных фондов Националь­ного банка.

Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, в Российской Федерации имущество форма­льно принадлежит государству, но центральный банк наделен правом распоряжения им как собственник. Имущество Нацио­нального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Нацио­нальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжа­ться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.

Национальный банк Республики Беларусь согласно Конститу­ции относится к органам государственной власти.

- 3 -

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.

К числу основных задач центрального банка относятся:

ü разработка и проведение денежно-кредитной политики;

ü надзор за кредитной системой;

ü организация функционирования платежной системы и надзор за нею.

Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:

ü защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;

ü развитие и укрепление банковской системы страны;

ü обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития.

В экономической литературе и на практике обычно выде­ляют несколько основных функций центрального банка:

ü функция эмиссионного банка;

ü функция фирменного банка государства;

ü функция банка банков;

ü функция органа;

ü функция органа валютного регулирования.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает норматив­ные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанков­скими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, при­обретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.

- 4 -

Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Национального банка Республики Беларусь:

ü разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;

ü эмиссия денег и цен­ных бумаг Национального банка;

ü рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);

ü регулирование де­нежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль;

ü организация функционирования системы межбанковских расчетов;

ü выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Прави­тельства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

ü орга­низация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов;

ü надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

ü регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утвер­ждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;

ü выполнение функции цен­трального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;

ü установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;

ü организация инкассации и перевозки денеж­ной наличности, валютных и других ценностей;

ü составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработ­ке его прогнозов;

ü создание золотовалютных резервов и управление ими;

ü установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;

ü контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

ü заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств.

- 5 -

Основные операции Национального банка Республики Беларусь включают в себя:

1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального бан­ка включает в себя:

ü рефинансирование банков;

ü кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;

ü предоставление креди­тов своим работникам в порядке, установленном Советом ди­ректоров Национального банка.

2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организа­ций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

2. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и дру­гими международными организациями.

Пассивные депозитные операции представляют собой опе­рации по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные.

3. Управление золотовалютными резервами, операции с ино­странной валютой, драгоценными металлами и драгоценны­ми камнями на территории страны и за ее пределами. Резервы необходимы для валютных интер­венций, международных расчетов, прироста накоплений (бо­гатства) государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубеж­ных кредитных учреждениях.

К этим резервам относятся ино­странные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, ко­торые предназначены для проведения денежно-кредитной по­литики, поддержания обменных курсов и своевременных рас­четов страны по иностранным сделкам.

4. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осу­ществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Он приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьи­ми лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк высту­пает посредником министерства финансов при размещении го­сударственных ценных бумаг.

- 6 -

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк — это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров.

Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при усло­вии присутствия на его заседании не менее шести членов.

Подразделения центрального аппарата Национального бан­ка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и эконо­мического анализа; платежного баланса и банковской статисти­ки; внешнеэкономической деятельности; монетарных опера­ций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и депар­таменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассо­вых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридиче­ский, банковского надзора, валютного регулирования и валют­ного контроля. Административный блок состоит из департа­мента администрации и управления кадровой политики, безо­пасности и защиты информации.

Организационная структура и штатное расписание департа­ментов Национального банка утверждаются Председателем Пра­вления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом ди­ректоров.

Права и обязанности служащих Национального банка, усло­вия их найма и увольнения определяются Советом директоров.

Наши рекомендации