Упражнение «необычное рисование»
Задачи: развитие мелкой моторики, творческой активности, обонятельного восприятия.
Оборудование: белые листы, свежие лепестки красной розы.
Содержание: ребенку предлагается рисовать, выдавливая сок из лепестков роз.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Нарисуй маме рисунок. Вместо красок рисовать будем лепестками. Вот так».
Занятие № 10. «Весна»
Игра «Весна пришла»
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения простых слов.
Оборудование: сенсорная коробка с сиреневым рисом, смешанным с лавандой, внутри: сапоги, лужа, сосулька, почки, птица, синица, гнездо, яйца разноцветные (как будто разных птиц).
Содержание: ребенку предлагается из сенсорной коробки доставать игрушки или картинки по теме и называть их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот пришла весна. За окном - сосульки. Вот такие. Вместо снега - лужи. Вот лужа. Еще лужа. Получились - лужи. На деревьях - почки. Где они? Вот почки...Что за окном? За окном весна!»
Речевой материал для активизации: сапоги, лужа, сосулька, почки, птица, синица, гнездо, яйца, вот, весна.
Игра «Легче - тяжелее»
Задачи: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения простых слов, познавательной активности.
Оборудование: весы с двумя платформами, природный материал: ветки, камни, шишки и пр. (лучше, если ребенок самостоятельно с родителями соберет материал во время прогулки).
Содержание: ребенок взвешивает разный природный материал на весах, сравнивая вес.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Это весы. Что это? (весы). Будем взвешивать твои находки. Это камень. Что это? (камень). Это ветка. Что это? (ветка). Клади на весы. Камень опустился, значит, он тяжелый. Тяжелее ветки. А ветка - легкая. Легче камня. Что легче? (ребенок показывает или говорит).
Речевой материал для активизации: весы, камни, ветки, семя и пр.; в пассивный словарь: легкий - тяжелый.
Игра «Ароматные находки»
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, мелкой моторики, активизация произнесения простых слов, познавательной активности.
Оборудование: коробка с морской солью, кожура апельсинов, сушеные лимоны, шишки, камни, анис, корица.
Содержание: ребенку предлагается в коробке с морской солью искать ароматные предметы, называть их, нюхать.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Весной много запахов. Муся принес коробку с запахами. Вот кожура. Понюхай. Ах, как пахнет! Вот корица. Что это? (корица). Понюхай! Ах, как пахнет! А это камни. Понюхай. Не пахнут! Нет, не пахнут!»
Речевой материал для активизации: соль, корица, анис, камни, шишки, лимоны; ах, пахнет; нет.
«Ароматный масаж»
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, проприорецептивных ощущений, атрибутивного словаря.
Оборудование: связанные метелочки из розмарина и еловых веток.
Содержание: ребенку делается игровой массаж с помощью розмарина и еловых веток.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся предлагает поиграть в метелки. Понюхай, как пахнут. Вот по Мусе поводили: Фых-фых! Вот по Ване (имя ребенка) поводили: фых-фых! Эта метелочка - колючая. А эта - нет. Мягкая».
Речевой материал для активизации: звуковой жест «фых- фых»; в пассивный словарь: мягкий-колючий.
Игра «Весенний лес»
Задачи: развитие тактильного и слухового восприятия, операции классификации, активизация простых слов, дифференциация предложно-падежных форм.
Оборудование: сенсорный поднос «весенний лес» с животными: птицы, заяц, лиса, белка, енот; аудиозапись пения птиц.
Содержание: ребенку предлагается расселить животных в сенсорной коробке «весенний лес»: птичек посадить в гнездо, зайку - в нору, лису -в нору, белку - в дупло, енота - в реку. Педагог, проговаривая фразы, голосом выделяет окончания и предлог «в».
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся приглашает погулять в весенний лес. Слышишь, птицы поют! Слушай. Вот и лес. Вот птички. Где они живут? В гнездЕ. Посади их В гнездо. Кто это? (птички). Где они живут? (в гнезде или тут). Это енот, живет ВрекЕ. Это белка, живет ВдуплЕ...».
Речевой материал для активизации: птицы, заяц, лиса, белка, енот; также, если ребенок не воспроизводит все слово, нужно добиваться окончания: «е».
Игра «Ароматные покупки»
Задачи: развитие обонятельного восприятия, познавательной активности.
Оборудование: небольшие крафт-пакеты с наполнителями: кофе, мята, лимон, ваниль; изображения этих ароматов.
Содержание: ребенку предлагается угадывать ароматное содержание бумажных пакетов: кофе, мята, лимон, ваниль, соотнося их с картинками.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся ходил в магазин. Вот его покупки. Угадай, что там. Понюхай! Покажи (скажи), что это?».
Речевой материал для активизации: кофе, мята, лимон, ваниль, пакет.
Игра «Моя буква»
Задачи: знакомство с буквами, развитие слухового и тактильного восприятия.
Оборудование: сенсорные коробки с зеленым бумажным наполнителем, с зеленым машем; буквы магнитной азбуки - первые буквы в имени ребенка.
Содержание: ребенку предлагается искать начальную букву своего имени в искусственной траве, в зеленом горохе.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Это Муся. Его имя - Муся начинается на М. Вот эта буква. Какая это буква? А как тебя зовут? Твое имя начинается на букву -.... Это твоя буква! Какая у тебя буква! Вот в этой коробке Муся спрятал твои буквы. Найди. Какая это буква?».
«Сокровища гномов»
Задачи: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, глагольного словаря.
Оборудование: коробка с мелкой гладкой галькой, шарики из фольги, фигурки гномов.
Содержание: ребенку предлагается искать шарики из фольги в камнях, в сопровождении вопроса «Где блестит?»
Примерное содержание беседы с ребенком: «Весной гномы свои сокровища находят в тайниках. Вот они - гномы. Кто это? (гномы). А вот их сокровища - смотри, как блестят. Помоги им отыскать сокровища. Вот, блестит - доставай. Смотри, как блестит».
Речевой материал для активизации: гномы, блестит, вот
«Гладкий - колючий»
Задачи: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, атрибутивного словаря.
Оборудование: коробка с шишками и гладкими камнями (морской галькой).
Содержание: ребенку нужно сортировать камни и шишки: гладкий - колючий.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот камни. Они гладкие. Вот шишки. Колючие. Колючие сюда. Гладкие сюда. Это что? (камни). Куда положить? (сюда).
Речевой материал для активизации: сюда, камни, шишки, туда.
Игра «Ледоход»
Задачи: развитие тактильного восприятия, представлений о словообразовании, познавательной активности.
Оборудование: формованный лёд с замороженными пуговицами, большой контейнер с водой.
Содержание: ребенок рассматривает пуговицы, замороженные во льду, пускает по воде - ледоход.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Весной бывает ледоход. Это когда лед на реке тает. У нас волшебный лёд. Посмотри, какой красивый. Что это? (лёд). Он скользкий. Вот река, в ней вода. Что это? (вода). Пускай по реке! Плывет. Вот и ледоход!».
Речевой материал для активизации: лёд, вода, ледоход, тает.
Игра «Червячки»
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, мелкой моторики, навыка порядкового счета, представлений о множестве.
Оборудование: контейнер с землей для комнатных цветов, силиконовые черви, крупный пинцет.
Содержание: ребенку предлагается доставать из земли силиконовых червей пинцетом, считать их, нюхать.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Весной в земле червячки землю рыхлят. Вот земля. Что это? (земля). Найди червяков. Вот один. Вот еще. Сколько? (два). Понюхай, как земля пахнет».
Речевой материал для активизации: земля, вот, еще, один, два.
Игра «Съедобные черви».
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, мелкой моторики, навыка порядкового счета, представлений о множестве.
Оборудование: контейнер (сенсорная ванна) с цветными вареными спагетти, конфеты в виде червей.
Содержание: ребенку предлагается доставать из цветных спагетти съедобных «червей», пробовать их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «А бывают черви, которых кушать можно. Они сладкие. Найди их тут. Вот один. Вот еще. Сколько? (два). Попробуй».
Речевой материал для активизации: вот, еще, один, два.
Игра «Весенняя трава»
Задачи: развитие тактильного восприятия, денотативного компонента закрепляемых слов.
Оборудование: поднос со свежей травой (например, выращенной травой для кошек); связанные, свалянные, резиновые животные: лиса, коза, пума, панда, белка, киса, собака.
Содержание: ребенку предлагается находить в траве животных, называть их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Кто тут спрятался в траве? Это лиса. Кто это? Смотри, какая яркая, ароматная трава весной. Она свежая».
Речевой материал для активизации: лиса, коза, пума, панда, белка, киса, собака.
Игра «Зелёная коробка»
Задачи: развитие тактильного восприятия, денотативного^ компонента закрепляемых слов, атрибутивного словаря грамматических представлений о категории рода.
Оборудование: коробка с мятой, зелёным пасхальным яйцом, зелёная резиновая змея, зелёный горох, зелёный салат, зелёный мох, разрезанное киви, ёлка.
Содержание: доставать из коробки предметы, называть их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Смотри, какая зелень! Это питон. Он зелёный. Это мох. Мягкий, зелёный. Что это?».
Речевой материал для активизации: мята, яйцо, питон, бобы, салат, мох, киви, ёлка.