Упражнение «Рисование по точкам»

Цель: развивать познавательные психические процессы (операции мышления, внимания, памяти).

Инструкция. Дети в парах обводят по точкам геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Задача детей выполнить задание как можно точнее, уложиться по времени и не поссориться.

Примечание. Отметьте самые дружные пары. Обсудите, каким образом каждой паре удалось договориться. Что мешало работать в паре, что помогало.

Вопрос для обсуждения:

· Всегда ли можно найти общий язык?

· Какие способы вы знаете, чтобы договориться о чем-нибудь?

Упражнение «Испуганный ежик»

Цель: развивать умения устанавливать контакт учащихся друг с другом, эмпатию, доверие к миру, коммуникативные умения.

Инструкция. Один из детей в паре изображает испуганного ежика. Ежик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки. Задача второго ребенка – установить контакт с «ежиком», сделать так, чтобы он ему поверил и перестал бояться, вызвать желание общаться (погладить «ежика», поговорить с ним, успокоить).

Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Цели: развивать социальные и коммуникативные умения, создать благоприятный психологический климат.

Инструкция. Дети по парам садятся напротив друг друга на небольшом расстоянии и закрывают глаза.

Педагог-психолог: Протяните друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите руки. Теперь они мирятся и вы расстаетесь друзьями.

Коллаж «Что такое дружба»

Цель: развивать социальные и коммуникативные умения, которые необходимы для того, чтобы установить межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

Инструкция. Каждая пара создает коллаж на тему «Дружба». После того, как дети выполнят задание, они демонстрируют коллажи друг другу.

Примечание. Заранее подготовьте картинки, цветную бумагу, ножницы, клей. Похвалите каждую пару, подведите итог и предложите объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное»

Педагог-психолог: (тихим, таинственным голосом) Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, но и бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Занятие 6. «Волшебные средства взаимопонимания»

Цели: познакомить с интонацией и мимикой, обратить внимание на тактильные, кинестетические ощущения (познавательные УУД), развивать сочувствие и внимание к людям, научить описывать свои ощущения, снять психологические барьеры (коммуникативные УУД).

Материалы: краски, цветные карандаши, игрушки, картинки-ситуации «Страна Эмоций», мешочек с небольшими предметами.

Ход занятия

Вступление. Ритуал приветствия

Упражнение «Хорошее настроение»

Смотрите описание в первом занятии третьего раздела.

Разминка. Игра «Дотронься…»

Цели: научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, помочь усвоить нормы общения со сверстниками и взрослыми, снять телесные зажимы.

Инструкция.Дети встают по кругу, в центр круга положите игрушки. Когда вы произнесете слова: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста)», дети находят нужный элемент на игрушке и дотрагиваются до него. Кто не нашел необходимого предмета – водит.

Примечание. Игрушек по количеству должно быть меньше, чем детей. Если у участников коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Систематически проводите беседы, обсуждайте с детьми проблемные ситуации с нравственным содержанием. Постепенно учащиеся научатся делиться, находить общий язык.

Основная часть

Упражнение «Друг к дружке»

Цели: развивать умение устанавливать контакты, взаимодействовать, снять напряжение.

Педагог-психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберите себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнеру руку. Вы можете приветствовать друг друга в парах разными частями тела: локтями, плечами, спинами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками.



Наши рекомендации