Тема 9 Белгородчина в годы войны.
Цели и задачи изучения темы
Углубление исторических знаний и формирование представлений о событиях Великой Отечественной войны, в частности – оккупации Белгородчины осенью 1941., установлении и жестокостях оккупационного режима. Изучение начала освобождения Белгородского края в ходе Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторнецкой операций. Изучение истории Курской битвы. Характеристика потерь Белгородчины в годы Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война. На второй день войны вся территория Центрального Черноземья была объявлена находящейся на военном положении. В первые месяцы войны немцам удалось глубоко вторгнуться в пределы европейской части СССР. В октябре 1941 г. фашисты вторглись в пределы Курской области, в течении октября немцы захватили территорию западной части Белгородчины: Грайворонский. Ивнянский, Краснояружский, Микояновский, Сажновский, Ракитянский, Томаровский, часть Беленихинского, Прохоровского и Шебекинского районов. Наступление было остановлено на рубеже Северского Донца, но к июлю 1942 г. в руках немцев оказалась вся территория Белгородчины.
Белгород был занят немцами 24 октября 1941 г. Начались массовые аресты коммунистов, комсомольцев, подозреваемых в связях с партизанами, хранении оружия, а также часть и ни в чем не повинных граждан, которых сделали заложниками. На базарной площади была устроена виселица, повешенных не разрешалось снимать по нескольку дней. По данным «Белгородской городской комиссии об установлении злодеяний немецко-фашистских оккупантов в г. Белгороде» в здании Дома крестьянина и д. № 17 по ул. Буденного (ныне пр. Славы) был устроен лагерь для военнопленных. Первые дни их содержали совсем без пищи, а потом стали выдавать в день по 250 гр. хлеба с похлебкой, сваренной из дохлой конины. Пленные подвергались бесчисленным избиениям и издевательствам, от которых многие погибали. В подвале аптеки №8 было размещено гестапо, из фашистских застенков живым не возвращался практически никто. Дальний парк (ныне парк им. Гагарина) был превращен в место массовых казней. Убитых сваливали в окопы друг на друга по 6-7 человек и слегка присыпали землей. По неполным данным на территории Дальнего парка было похоронено около 2000 человек.
Трагедия произошла в поселке Михайловка, где было зверски убито около 1700 человек. 5 февраля 1942 г. в район камышитового завода подъехали грузовики, переполненные людьми. По воспоминаниям очевидцев привезенных на машинах женщин с детьми и стариков в 35-градусный мороз заставили раздеться донага, затолкали в сарай, а затем открыли по сараю стрельбу из автоматов. После этого сарай был взорван и подожжен. Показания очевидцев подтверждают данные раскопок, проведенных в районе камышитового завода, где были обнаружены обугленные останки погибших.
Фашистские злодеяния коснулись всех районов Белгородчины. Отчеты специально созданных после освобождения комиссий, призванных установить злодеяния, совершенные во время немецкой оккупации наполнены душераздирающими фактами. Так, девятнадцатилетнюю жительницу Чернянского района М. Токмачеву подвесили к столбу, за то, что она не согласилась жить с немцем, а ее тринадцатилетнего брата, вступившегося за честь сестры, таскали по земле, привязав веревкой за ноги, а затем расстреляли. Председателю колхоза «Красный кооператор» (Ивнянский район) Ф.Г. Ховякову немцы перебили руки и ноги, трижды принимались вешать, подтягивая, подержав несколько секунд, опускали и спрашивали «как больно» и только на 4 раз несчастный был повешен. Всего в Ивнянском районе было замучено и убито около 138 человек. В Грайворонском районе было казнено 122 человека. В Томаровском районе фашисты расстреляли и повесили 2 000 человек. В с. Крутой Лог Шебекинского района все трудоспособное население было угнано в Германию. Оставшихся стариков, женщин и детей фашисты заперли в церкви и взорвали. Из Старооскольского района в Германию было угнано 3 000 человек. По неполным данным в Курской области немцы уничтожили свыше 28 000 человек, около 39 000 были угнаны в Германию.
Население пыталось оказать сопротивление оккупантам. На территории Курской области в прифронтовой зоне были организованы резервные партизанские отряды: Саженский, Белгородский, Шебекинский, Микояновский, Большетроицкий, Титовский, Валуйский. Численность таких отрядов была сравнительно небольшой – менее ста, а нередко и менее 50 человек в каждом. Партизаны развернули свои действия в немецком противника, уничтожая боеприпасы и живую силу противника, особенно эффективно партизанские отряды действовали в районе крупных железнодорожных узлов. Так, валуйские партизаны за время его существования отряда (июль 1942 – январь 1943) уничтожили 45 вагонов и 2 паровоза с живой силой и вооружением немцев. Партизаны действовали в сложных условиях: не хватало оружия и боеприпасов, поэтому нередко приходилось захватывать его у противника, не хватало даже самого элементарного – одежды и обуви. К примеру, руководитель валуйского партизанского отряда А.М. Липинский (погиб в неравном бою 19 апреля 1942 г., прикрывая группу партизан) так описывал день 27 февраля 1942 г.: «в эти дни бойцам удалось отремонтировать обувь. В боях и походах, в засаде и разведке обувь окончательно подносилась. Около половины бойцов уже ходили полураздетыми». Несмотря на что партизаны стойко переносили все трудности, правда порой нервы сдавали и у опытных бойцов. В дневнике того же А.М. Липинского сохранилось описание боя возле с. Титовка в январе 1942 г.: «Немцы продвигались к нам осторожно. Лавров не выдержал напряжения и открыл огонь. Завязалась горячая перестрелка. Какую глупость он допустил! Немцы успели укрыться… пропусти мы их ближе к селу – от фашистов осталось бы одно воспоминание. Без железной дисциплины воевать очень трудно!».
Мирные жители районов Белгородчины также оказывали посильное сопротивление фашистам. Уроженка хутора Кочки (ныне Губкинский район) – А. Булгакова, не ходившая с детства, однако нашла в себе силы на борьбу. Вместе с юными сестрами они тайком от немцев писали и распространяли антифашисткие листовки и карикатуры, призывая жителей не помогать оккупантам, не соглашаться на работу в Германии, помогали партизанам, снабжая их одеждой и едой. Секретарь Беломестенской комсомольской организации Александр Андросов ночами сжигал скирды необмолоченого хлеба, чтобы они не достались фашистам. Ночью 17 декабря 1941 г. он подобрался к складу, охраняемому фашистами. Дождавшись пока часовые уйдут погреться, он облил конюшню бензином и сжег. В конюшне находились принадлежавшие немцам лошади, машины, боеприпасы и продукты. А. Андросов был пойман и расстрелян фашистами. За совершенные подвиги он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Таких примеров подлинного геройства можно привести множество.
Зимой 1943 г. советским командованием был разработан план операции, вошедший в историю под названием Острогожско-Россошанской. С этой наступательной операции советских войск в январе 1943 года началось изгнание немцев с белгородской земли. Большую помощь частям Красной Армии здесь оказали партизанские отряды Ландомировского и Валуйского районов. В результате Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской операций была освобождена почти вся территория нынешней Белгородской области. Однако в марте 1943 г. немцы предприняли контрнаступление и вновь заняли территорию Борисовского, Грайворонского, Микояновского, Томаровского и частично Белгородского, Шебекинского районов. Фронт стабилизовался, приняв очертания дуги. Ее южным пунктом являлся Белгород, северным – Поныри. Окончательное освобождение нашего края от немцев произошло в ходе разыгравшейся здесь Курской битвы[1].
После поражения немцев под Сталинградом в 1942-1943 гг. и в ходе зимнего наступления Советской Армии германское командование, планируя летнюю кампанию 1943, решило провести крупное наступление на советско-германском фронте с целью вернуть утраченную стратегическую инициативу. Для наступления противник избрал выступ, образованный линией советско-германского фронта между Орлом и Харьковом, который вошел в историю под названием «Курская дуга». На этом участке советский фронт глубоко вклинивался в оборону немцев и мог стать плацдармом для дальнейшего наступления и нанесения ударов в тыл орловской и донбасской группировок противника. С другой стороны, Курский выступ при определенном стечении обстоятельств был уязвимым местом советской обороны. Операция, разработанная немцами, получила название «Цитадель». Планом операции намечалось внезапными сходящимися ударами в общем направлении на Курск окружить и уничтожить группировку советских войск и, в случае успеха, развивать наступление в тыл Юго-Западного фронта, пересечь Дон и выйти к Волге, либо с юга к Москве. Советское командование после долгих колебаний избрало оборонительную тактику, решив сначала измотать противника на заранее приготовленных рубежах, а затем развить контрнаступление, завершить разгром немецких сил и развернуть общее наступление на юго-западном и западном направлениях. В течении апреля-июня 1943 г. на Курском выступе была создана мощная глубоко эшелонированная оборона из 8 рубежей глубиной около 300 км. Немецкое командование несколько раз переносило дату начала операции «Цитадель», но уже 2 июля советская разведка донесла в Ставку о том, что немцы могут перейти в наступление в период 2-6 июля. Более точная дата – 5 июля была выяснена на допросах военнопленных. Немцы сосредоточили в районе Курской дуги мощную ударную группировку. Группой армий «Центр» командовал генерал-фельдмаршал Г. Клюге, группой армий «Юг» – генерал-фельдмаршал Э. Манштейн. Им противостояли войска Центрального фронта под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского (обороняли северный фас Курского выступа), войска Воронежского фронта под командованием Н.Ф. Ватутина (обороняли южный фас). В тылу был сосредоточен мощный стратегический резерв – Степной фронт под командованием генерал-полковника И.С. Конева. Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. Соотношение сил сторон представлено в следующей таблице:
Расстановка сил противоборствующих сторон в районе Курского выступа | |||
Силы и средства | Германия | СССР | Соотношение сил |
Солдаты и офицеры | 900 000 | 1 337 000 | 1:1,4 |
Орудия и минометы | 10 000 | 19 900 | 1:1,9 |
Танки и САУ | 1:1,3 | ||
Самолеты | 1:1,2 |
Утром 5 июля немцы перешли в наступление на северном направлении, нанося главный удар в направлении Ольховатки. Несмотря на ввод в сражение всей ударной группировки, противник не достиг успеха и перенёс удар в направлении Понырей, но и здесь не смог прорвать оборону советских войск. Немцам удалось вклиниться лишь на 10-12 км, после чего уже с 10 июля их наступательные возможности стали иссякать. Потеряв на северном фасе до 2/3 танков, фашисты вынуждены были перейти к обороне. На южном фасе удар противника пришелся в направлении Обояни и Корочи. Ценой огромных потерь немцам удалось продвинуться лишь на 35 км. Тогда враг перенёс главный удар в направлении Прохоровки. Но советские войска, усиленные стратегическими резервами, нанесли здесь мощный контрудар по вклинившейся вражеской группировке. 12 июля в районе Прохоровки произошло одно из крупнейших в истории войн танковых сражений, в котором с обеих сторон участвовали до 1500 танков и самоходных орудий, а также крупные силы авиации. За день боя противник потерял около 350 танков и 10 тыс. убитыми. 12 июля наступил перелом в Курской битве, немцы перешли к обороне, а 16 июля начали отводить свои силы. Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и отбросили немецко-фашистские силы на исходный рубеж. Операция «Цитадель» провалилась, врагу не удалось повернуть ход войны в свою пользу.
В разгар сражения 12 июля войска Западного (командующий – генерал-полковник В.Д. Соколовский) и Брянского (командующий – генерал- полковник. М.М. Попов) фронтов начали наступление в районе Орла. Противник имел здесь мощную оборону. Главный удар в полосе Западного фронта наносила 11-я гвардейская армия, которая к исходу 13 июля прорвала оборону противника на глубину 25 км. Вскоре наступление развернулось на широком фронте, что создало благоприятную обстановку для перехода в контрнаступление войск Центрального, фронта в направлении Кром. Для наращивания силы удара были введены в сражение из резерва ВГК. 26 июля немецко-фашистские войска были вынуждены оставить Орловский плацдарм и начать отход на позицию восточнее Брянска. 29 июля был освобождён Волхов, 5 августа – Орёл. К 18 августа советские войска подошли к оборонительному, рубежу противника восточнее Брянска. С разгромом врага рухнули планы немецкого командования по использованию Орловского плацдарма для удара в восточном направлении. Контрнаступление начало перерастать в общее наступление советских войск. Контрнаступление на белгородско-харьковском направлении осуществляли войска Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с Юго-Западным фронтом (командующий, генерал армии Р.Я. Малиновский). Контрнаступление началось утром 3 августа после мощной артиллерийской и авиационной подготовки. Обойдя узлы сопротивления, советские войска продвинулись до 20 км и 5 августа освободили Белгород. Вечером 5 августа в Москве впервые был дан артиллерийский салют в честь войск, освободивших Орёл и Белгород. 23 августа после упорных боев советские войска полностью очистили Харьков. В ходе контрнаступления на белгородско-харьковском направлении советские войска продвинулись на 140 км. и создали угрозу всему южному крылу германского, фронта, заняв выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и выхода на Днепр.
В 50-дневной Курской битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых. Общие потери немецко-фашистских войск убитыми, тяжелоранеными и пропавшими без вести составили свыше 500 тыс. человек. В ходе Курской битвы было сорвано последнее крупное наступление немецких войск, стратегическая инициатива окончательно закрепилась в руках советского командования. Из всех побед 1943 она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войн, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре в конце 1943 г.
Ущерб, нанесенный войной Белгородчине, был колоссален. В Белгороде были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, коммунальное хозяйство, общественные здания: школы, кинотеатры, библиотеки. Практически в городе не сохранилось ни одного целого дома. Из 34 тыс. жителей в Белгороде ко дню его освобождения осталось лишь 150 человек. Примерно так же выглядели и другие города и села, было уничтожено 85% жилого фонда городов и сел края. В Старооскольском районе также были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, школы, больницы, уничтожено 916 колхозных построек, разграблен и выведен из строя весь сельскохозяйственный инвентарь и транспорт. В области оккупанты истребили и угнали 6 тысяч голов крупного рогатого скота, 214 тыс. птицы. Общий ущерб народному хозяйству области составил около 8 млрд. рублей, в том числе более 5 млрд. р. – в сельском хозяйстве, которое являлось все же ведущей отраслью в экономике края.
Вместе с тем восстановление народного хозяйства нашего края началось почти сразу после освобождения его от оккупации. В первую очередь оно коснулось промышленности и транспорта. Трудящиеся Чернянского, Волоконовского, Валуйского, Новооскольского, Старооскольского районов внесли существенный вклад в возобновление движения по железной дороге. Валуйки были освобождены 19 января 1943 г., а уже через месяц началось движение поездов по линии Лиски – Валуйки – Купянск, и по линии Валуйки – Старый Оскол. В кратчайшие сроки были восстановлены 32 разрушенных моста, 468 стрелочных переводов, десятки километров железнодорожных линий. В считанные дни было сооружено железнодорожное полотно северного и южного обхода Валуйского железнодорожного узла протяженностью 5 км. 15 февраля 1943 г. валуйские железнодорожники построили и передали фронту 2 легких бронепоезда и несколько бронеплощадок. Неоценимую помощь оказало население в сооружении дороги Старый Оскол-Ржава (протяженность 95 км.), которая строилась по заданию Государственного комитета обороны для обеспечения советских войск во время Курской битвы. На эту стройку было направлено коло 11 000 человек. На долю гражданского населения выпала самая трудная часть – земляное полотно. Вспоминая о тех днях, бывший начальник управления военно-восстановительных работ Воронежского фронта П.А. Кабанов писал: «люди копали землю, таскали ее на себе – на носилках в тачках, в фартуках. Лошадей и автомашин не хватало… Все трудились на совесть, не зная устали. На сон и прием пищи оставалось… минимальное время… Одной лишь земли перевернули… 800 тыс. кубических метров».
Началось возрождение сельского хозяйства региона. Задачи восстановления были определены X пленумом Курского обкома партии 1-3 апреля 1943 г. Одной из главных задач была подготовка к весеннему севу имеющейся техники. Несмотря на то, что в Курскую область из восточных районов страны было возвращено 650 тракторов, 170 тракторных плугов, 250 сортировок, техники не хватало. Началось восстановление имеющихся запасов. Однако процесс шел медленно, и к весне 1943 г. в области тракторами было обработано лишь 28% посевных площадей, в основном пахали на быках и коровах. Колхозы испытывали огромные трудности с семенами. Руководство районов вынуждено было обратиться за помощью к населению. Только в одном Старооскольском районе весенний сев 1943 г. на 85% был произведен семенами, сданными в колхозы населением. В Чернянском районе колхозники сдали 22 тысячи центнеров семенного зерна.
За период с августа 1943 г. до конца 1945 г. была проделана большая работа по восстановлению промышленных предприятий и железнодорожного транспорта. Восстанавливать приходилось в крайне тяжелых условиях. Особенно остро стоял кадровый вопрос. Не хватало рабочих рук, техники. Большинство мужчин находилось в действующей армии, часть трудоспособного населения была угнана оккупантами, значительный процент жителей еще оставался в эвакуации. Государство оказывало всю возможную в тех условиях помощь, однако решение вопроса все же оставалось за местными органами власти и населением. В труднейшей ситуации наши земляки проявляли подлинный трудовой героизм. Самоотверженный труд жителей позволил уже в первый месяц после освобождения Белгорода добиться определенных результатов. 10 августа 1943 г. открылась почта, 11 августа вышел первый номер газеты «Белгородская правда». К 18 августа на железнодорожном узле была пущена водокачка и отремонтировано 5 приемно-отправочных путей. В августе начал давать продукцию горпищекомбинат, водопровод, хлебокомбинат, швейные цеха, промышленный комбинат, артель «Красный Октябрь».
Вопросы для повторения:
1. Расскажите об установлении оккупационного режима в Белгороде.
2. В результате каких операций началось освобождение Белгородчины?
3. Расскажите о Курской битве.
4. Каковы были потери Белгородчины за годы Великой Отечественной войны?