Журналистика США в годы Второй мировой войны, послевоенные годы и в условиях «холодной войны»

Говоря об участии США в борьбе против фашизма, необходимо помнить, что Вторая мировая включала в себя, помимо боевых действий в Европе и СССР, также бои в Африке, на Тихоокеанском театре военных действий.

В конце 30-х годов прошлого века, когда угроза германского фашизма стала абсолютно реальной, Америка была не готова к участию в столь масштабных боевых действиях. Состояние армии США было достаточно плачевным - устаревшее вооружение времен Первой мировой (вроде винтовки Спрингфилд модели 1903 года), низкий уровень выплачиваемого военным жалования, низкий уровень грамотности среди призывников и, конечно, малая численность - к моменту начала войны в сентябре 1939 года американская армия насчитывала 174 тысячи человек.

Тем не менее, разработка новых видов оружия и увеличение военного бюджета позволяли надеяться на значительный рост военного потенциала страны - в 1940-м году правительством США была принята программа вооружений. Тогда же в обстановке строгой секретности в Штатах началась разработка ядерного оружия.

Учитывая большое количество проживающих в стране человек и значительные объемы столь необходимых для участия в войне природных ресурсов, потенциально США являлись одним из сильнейших участников грядущей войны.

Несмотря на резкую критику политики Германии, США сохраняли нейтралитет, и президент Рузвельт долгое время заявлял о недопустимости отправки американских солдат в Европу. Однако Уинстон Черчилль обращается к президенту Рузвельту с просьбой предоставить Британии военную помощь – 50 старых эсминцев, несколько сотен самолетов, амуницию, сталь. Американский президент выполняет просьбу своего британского коллеги, и вскоре через Атлантический океан в Британию направились транспорты.

Еще в августе 1935-го американским Конгрессом был принят закон о нейтралитете, согласно которому США не могли оказывать помощь воюющим государствам – ни оружием, ни кредитами. Но Рузвельт добивается пересмотра закона, и в результате у США появляется возможность продавать в Европу оружие.

Осенью 1940 года США в качестве ответа мировой нацистской опасности созывает национальную гвардию и проводит призыв в армию гражданского населения – впервые в мирное время. На прошедшей в августе 1941 года встрече Рузвельта с главой британского правительства Уинстоном Черчиллем состоялось принятие Атлантической хартии о борьбе против захватнических действий стран-агрессоров.

Для того чтобы исключить возможность военной агрессии со стороны Японии, Рузвельт перебрасывает часть американского флота на расположенную на Гавайских островах военную базу – Перл-Харбор, где теперь находится штаб американского тихоокеанского флота.

На рассвете 7 декабря 1941 года (1 час 20 минут по вашингтонскому времени) 183 японских самолета начали бомбардировку Перл-Харбора. Японский флот под командованием адмирала Ямамото нанес значительный урон войскам противника. 8 декабря 1941 года США объявили войну Японии, а 11-го фашистская Германия и Италия объявили войну Штатам.

Сразу после нападения германских войск на СССР президент США Франклин Рузвельт объявил о готовности США всячески содействовать Советскому Союзу в отражении немецкой агрессии. Осенью 1941 года в Москве состоялась встреча представителей СССР, Англии и США по вопросу военных поставок – тогда было принято решение о поставках американской стороной по принципу ленд-лиза.

Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны в США, радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дэли: «Белый Дом сообщает, что японцы напали на Пирл Харбор». Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.

В 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8 процентов населения страны.

Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско была построена гигантская радиостанция, которая транслировала передачи на японском, китайском и корейском языках. Так в условиях войны формировалась одна из крупнейших современных систем иновещания – американская, с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос Америки».

Страны, входящие в антигитлеровскую коалицию (США, Великобритания, СССР) в годы войны были объединены общей идеей разгрома гитлеровской Германии. После войны пути разошлись. СССР образовала в Европе т.н. социалистический лагерь, куда вошли Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, ГДР. Образовался военный союз стран Варшавского договора.

Запад образовал военный союз НАТО-Северо-Атлантический блок. Развалить СССР тогда не удалось. Украина, Белоруссия, Среднеазиатские республики оставались в составе Союза. Сталин замкнул железный занавес, решив, что СССР и страны народной демократии будут строить свою экономику, политику. Запад отреагировал началом «холодной войны», поддержкой вооруженных конфликтов в Корее, затем во Вьетнаме. Пресса и радио стали инструментом в этой войне. Пропаганда велась дифференцированно: для собственной и зарубежной аудитории. В США, например, радиоприемники выпускались без коротковолнового диапазона, поэтому большинство американцев не имели возможности слушать зарубежные радиостанции. По данным 1987 года слушали иновещание лишь 5%. Радио в США - это развлечение и реклама.

В 1947 г., было начато вещание «Голоса Америки» на Советский Союз.

Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. Они сочетались с передачами, призванными информировать радиослушателей о негативных явлениях и проблемах во внутренней жизни и внешней политике государств советского блока – и восполнить таким образом «фигуры умолчания», созданные в этих странах официальными СМИ, а также продемонстрировать тоталитарный характер социалистического строя, несоблюдение демократических прав и свобод граждан при социализме. Для привлечения внимания аудитории и формирования эмоциональных мотивов к постоянному прослушиванию передач использовались музыкальные программы и пласты информации, апеллирующие к «человеческому интересу» (новинки моды, жизнь знаменитостей, курьезные происшествия и пр.) Особое внимание уделялось расширению охвата молодежной аудитории.

Вещание на страны социалистического лагеря в годы «холодной войны» было направлено на раскол по национальному и территориальному признаку, на пропаганду демократических свобод и разоблачение коммунистических режимов.

Газеты, радио, телевидение в США формально не связаны с политическими партиями, считаются независимыми. Как правило, их направленность проявляется в период выборов. Республиканских кандидатов стабильно поддерживают «Нью-Йорк трибьюн», а демократов - «Нью-Йорк Тайме», «Вашингтон пост», «Бостон глоб».

Пресса идет курсом правящих кругов, обеспечивая пропагандистское обеспечение. В годы 2-ой мировой - это борьба с нацизмом. Во времена «холодной войны» - противопоставление западных демократий и социалистического лагеря.

Наши рекомендации