Какие хозяйства вашего района являются передовыми в производстве продукции сельского хозяйства? Какие факторы способствовали этому?
3. По данным табл. 6 и 7 в приложении определите уровень производства сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства в вашем районе, сравните с республиканским значением. В настоящее время в Чувашии осуществляются преобразования в сельском хозяйстве, направленные на повышение эффективности производства.
Основные направления этих преобразований включают:
1) земельную реформу;
2) утверждение разнообразных форм собственности;
3) создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;
4) социальное преобразование села.
1. Какие агроклиматические районы выделяются в пределах Чувашской Республики?
2. Дайте характеристику территориальной организации растениеводства республики.
3. Охарактеризуйте животноводство республики.
4. Какие экологические проблемы возникли в связи с ведением сельского хозяйства в вашей местности?
5. * Успешно ли проводится аграрная реформа в вашем районе? Ответ аргументируйте.
Освоение земель на территории Чувашии шло долго и проходило следующим образом. Первоначально вырубались леса под пашни и севооборот был подсечно-огневой, попозже — двупольный. Трехпольный севооборот держался почти до тридцатых годов ХХ в. Впоследствии появились интенсивные формы хозяйствования. Были ликвидированы чистые пары и расширены посевные площади. Стали вносить химические удобрения, внедрять травопольный севооборот, посев гибридных районированных культур, применять сельскохозяйственную технику.
До революции поля чувашских крестьян почти полностью занимали зерновые культуры с преобладанием ржи, овса и ячменя. Незначительную долю посевов составляли яровая пшеница, гречиха, просо, горох и чечевица. На приусадебных участках и редко на полях сеяли коноплю и лен.
В Чувашии районировано шесть сортов ароматического и среднесмолистого хмеля.
§ 21. Транспорт и связь
Вспомните состав транспортного комплекса страны.
Каково значение транспорта в хозяйстве страны?
Назовите основные особенности разных видов транспорта, выделив их преимущества и недостатки.
Какие современные виды связи вы можете назвать?
В сферу материального производства, наряду с промышленностью и сельским хозяйством, входит транспорт как "кровеносная система" народного хозяйства. Его основными задачами являются: 1) обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и территориями; 2) своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках; 3) повышение экономической эффективности его работы. Естественно, что один вид транспорта не может решить все эти задачи, поэтому в республике все виды транспорта взаимодействуют, образуя транспортную систему.
Отличительной особенностью транспортной сферы от других сфер экономики является отсутствие собственного материального производства, но в то же время она участвует в создании материальных продуктов. Транспорт обеспечивает производство сырьем, оборудованием и материалами, доставляет готовую продукцию. Поэтому в некоторых производствах, например в лесной промышленности, транспортные издержки велики и составляют 50% от себестоимости продукции.
В экономике нашей республики транспортный фактор имеет большое значение. Сегодня в республике представлены все виды современного транспорта. С конца XIX века на территории Чувашии начал развиваться железнодорожный транспорт, а в XX веке он приобрел большое значение. Первая железная дорога (Москва - Рязань - Казань) пересекла Чувашию с юго-запада на северо-восток, ее длина в пределах республики была 180 км. Накануне первой мировой войны началось строительство железнодорожной линии Арзамас - Шихраны (Канаш), которое завершилось лишь в советское время. Эта дорога значительно сократила путь из Москвы в Казань. К 1940 г. длина железных дорог в нашей республике, благодаря вводу в действие железнодорожной ветки Канаш - Чебоксары, составила 395 км. В советский период железная дорога была модернизирована и переведена на электрическую тягу. В результате значительно увеличился пассажиро- и грузооборот железнодорожного транспорта (на него приходилось около 30% перевозимых грузов).
Таблица 11