Перевозка отдельных грузов по железной дороге (тыс. т)

Вид груза 1991 г. 1998 г.
Каменный уголь 27,6
Нефтепродукты 102,8
Металл 103,7
Лесоматериалы 30,5
Строительные материалы 231,5
Сельскохозяйственное сырье 27,1
Всего 894,9

Современный железнодорожный транспорт республики является составной частью Горьковской железной дороги. На территории республики имеется 59 станций, 58 из них обслуживают пассажиров. Пересечением всех железнодорожных путей республики является станция Канаш, от которой отходят дороги на север - в Чебоксарскую агломерацию, на запад - в г. Шумерля, на восток - ст. Тюрлема (у г. Козловка), на юго-запад - в г. Алатырь и далее.

По железной дороге перевозят каменный уголь, нефтепродукты, металл, строительные материалы, лес, тяжелое оборудование, товары народного потребления, продукты сельского хозяйства и др.

1. Подсчитайте по табл. 11 удельный вес каждого вида груза в 1991 и 1998 гг. и постройте секторные диаграммы. Какие изменения произошли в объеме и структуре перевозимых грузов?

2. По рис. 47 определите районы республики, имеющие высокую и низкую густоту транспортной сети. Объясните, чем обусловлено такое распределение показателей.

Для внешних и внутренних перевозок в Чувашии используется автомобильный транспорт. До революции в крае имелись лишь грунтовые дороги протяженностью 11934 км. В советское время в республике начали активно строить дороги с твердым покрытием, на строительство привлекалось население, выделялись значительные средства. Первой вошла в строй главная магистраль Чебоксары - Канаш, вслед за ней были построены дороги Канаш - Батырево, Ядрин - Шумерля, Чебоксары - Вурнары, Батырево - Шемурша, Чебоксары - Ядрин. Таким образом, к 1998 г. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием достигла 5356 км. Современная разветвленная сеть дорог с твердым покрытием связывает Чебоксары со всеми районными центрами и городами республики, а также с Москвой, с соседними регионами и их центрами - Казанью, Йошкар-Олой, Саранском, Нижним Новгородом, Ульяновском. Не случайно плотность автомобильных дорог Чувашской Республики (233 км дорог на 1000 км2 территории) выше общероссийского показателя (30 км на 1000 км2). На современном этапе автомобильный транспорт республики играет ведущую роль не только в пассажирообороте, но и грузообороте.

Самый древний транспорт республики - речной. По Волге и Суре с давних времен перевозились люди, различные товары, хлеб и лес. Через Волгу и волжские каналы Чувашия связана с морями европейской части страны и мировым океаном. В советский период из общего грузооборота республики около 13% приходилось на долю речного транспорта.

Судоходство осуществляется по Волге и Суре, протяженность водных путей составляет 233 км. Всего в республике имеется 9 грузопассажирских пристаней, крупнейшей является Чебоксарская. Появление водохранилища обеспечило работу сквозного глубоководного пути от Каспийского до Балтийского моря. Суда типа "река-море" соединяют Чебоксары с Астраханью и Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону и Архангельском.

Для перевозки людей и срочных грузов используется авиационный транспорт. Впервые в Чебоксарах самолет поднялся в небо в 1946 г. Это был двухместный ПО-2, а регулярные рейсы начались 10 лет спустя. Внутри республики летали в основном небольшие самолеты Як, а внешние перевозки обслуживали самолеты Ил и Ан. Современное воздушное сообщение в республике осуществляется через Чебоксарский аэропорт, с 1996 г. он получил статус международного.

Через Чувашию проходит и трубопроводный транспорт. Можно назвать такие линии как трансконтинентальный газопровод Западная Сибирь- Западая Европа (Уренгой - Помары - Ужгород), он состоит из 6 газопроводных ниток, а также 2 нитки Ямбург - Тула и 3 нитки Пермь - Казань - Нижний Новгород. Параллельные нитки газопровода Уренгой - Помары - Ужгород проходят с северо-востока республики через центр на юго-запад. Остальные газопроводные нитки проходят в основном через северные районы республики с востока на запад. Крупной газоконденсатной станцией республики является Ишлейская. В последние годы в республике идет активная газификация сел. Но, к сожалению, некоторые районы Чувашии имеют очень низкую обеспеченность населения природным газом. Например, в Яльчикском районе обеспечено газом лишь 1,5% населения.

Для экономических и социальных нужд республики используется связь. Основная ее задача - передача разнообразной информации, объем которой из года в год возрастает.

Основными видами связи нашей республики являются телефон, телеграф, факс, а также телевидение и радио. К сожалению, уровень телефонизации остается еще низким: в среднем по республике на 100 семей приходится 15,8 телефонных аппарата для сельского населения и 52,9 - для городского населения. Несколько лучше ситуация с радиофикацией: на 100 человек приходится 26,9 радиоточек. Радиовещанием охвачены практически все населенные пункты Чувашии. В республике действует несколько радиостанций. Относительно благоприятная ситуация сложилась и с телевизионным вещанием, которым охвачено практически все население республики. Телевидение в нашей республике начало вещание на чувашском и русском языках в 1961 г. с завершением строительства телецентра в Чебоксарах.

Наши рекомендации