Расскажите о классификации природных ресурсов.
Природные ресурсы - это компоненты природы, которые используются или могут быть использованы для производства или удовлетворения потребностей человека.
По степени исчерпаемости:
Природные ресурсы
Исчерпаемые | Неисчерпаемые | |||
Невозобновимые | Относительно возобновимые | Возобновимые | Относительно неисчерпаемые | Действительно неисчерпаемые |
минеральные, исчезнувшие виды растений и животных | земельные | биологические (лесные, кормовые, охотничьи, рыбные) | водные, атмосферный воздух | агроклиматические, энергия Солнца, ветра, волн, течений, приливов |
По хозяйственному использованию природные ресурсы делят на:
1) Минеральные
2) Водные
3) Земельные
4) Лесные
5) Ресурсы Мирового океана
6) Рекреационные
3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
Китай, Индия, США, Россия, Франция, Канада, Казахстан, Австралия, Аргентина.
Билет № 12
Охарактеризуйте формы административно-территориального устройства стран мира.
Унитарные государства (167) | Федеративные государства (26) |
Это государства, где органы управления ее территориальных единиц не имеют законодательных полномочий (Польша, Франция, Япония, Египет и др.). | Это государства, которые разделены на административно-территориальные единицы, наделенные определенной законодательной самостоятельностью (Германия, США, Россия, Канада, Индия, Бразилия и др.). Федерации формируются по национально-этническому или историко-географическому принципу. |
Швейцария де-юре является конфедерацией - союзом суверенных государств (26 кантонов), созданным для достижения внешнеполитических и военных целей. Каждый кантон имеет свою конституцию, парламент и правительство. Здесь нет единого гражданства, единой налоговой и правовой системы. Однако фактически это федеративное государство.
Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их использования?
1) Солнечная энергия используется на СЭС. Их выгодно строить в условиях жаркого и сухого климата. В США в Калифорнии работает мощная гелиостанция, которая не уступает ТЭС.
2) Энергия ветра в 10 раз превышает весь гидроэнергопотенциала планеты. ВЭС целесообразнее строить на морских побережьях или в предгорьях. ВЭС работают в Крыму, Причерноморье, Приазовье.
3) Геотермальную энергию дает внутреннее тепло Земли. ГеоЭС строят на сейсмически активных территориях. Они действуют в Японии, Исландии, Италии, России, Мексике, Новой Зеландии.
4) Энергия приливов. ПЭС можно строить только в районах, где приливная волна достигает большой высоты. Примерами ПЭС является «Ранс» во Франции, Кислогубская в России.
Хотя пока доля альтернативных источников энергии в энергетическом балансе незначительна (менее 1%), однако все они имеют два неоспоримых преимущества: используют неисчерпаемые источники энергии и являются экологически чистыми.
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Постройте столбчатую диаграмму валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2010-2012 гг. по следующим данным:
Страна | Валовой сбор, млн. т. | Высота столбика |
Китай | 10,4 см | |
США | 7,6 см | |
Индия | 280,7 | 5,6 см |
Индонезия | 85,5 | 1,7 см |
Бразилия | 80,9 | 1,6 см |
Россия | 73,4 | 1,5 см |
Франция | 68,8 | 1,4 см |
Выбран масштаб в 1 см – 50 млн. т
Билет № 13