Государственный учет количества и качества земель

В рамках государственного учета количества и качества земель основным земельно-отчетным документом является «Отчет о наличии и распределении земель по категориям, угодьям и пользователям».

Составление отчета возложено на структурные подразделения Росреестра, расположенные в муниципальных районах, и производится ежегодно по состоянию на 1 января.

Сроки предоставления отчета:

1. Районными земельными службами отчет предоставляется в земельную службу субъекта федерации до 1.02.

2. Земельными службами субъектов федерации до 20.02 предоставляется в земельную службу РФ предварительный отчет и до 01.03 – окончательный отчет. На этом уровне вместе с отчетом предоставляется Региональный доклад « О состоянии и использовании земельных ресурсов в субъекте федерации».

3. Земельная служба РФ предоставляет в правительство РФ Национальный доклад до 30.04.

Согласование отчета осуществляется со статистическими, природоохранными органами, а также со всеми службами, использующими земельные ресурсы.

Сброшюрованный и переплетенный отчет включает следующие документы.

1. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (Ф 22-1).

2. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (Ф 22-2).

3. Сведения о распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции по формам собственности (Ф 22-3).

4. Сведения о наличии земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (Ф 22-4).

5. Сведения о распределении общих площадей земель городов по формам собственности (Ф 22-5).

6. Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по формам собственности (Ф 22-6).

7. Сведения об использовании земель лесного фонда (Ф 22-7).

8. Сведения о землях запредельного пользования.

9. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

10. Сведения об изменении площадей орошаемых сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

11. Сведения об изменении площадей осушаемых сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

12. Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей.

13. Сведения об изменении общих площадей по категориям земель.

Приведенные выше формы сопровождаются пояснительной запиской, принимающей форму Регионального доклада на уровне субъекта федерации и форму Национального доклада на уровне Российской Федерации в целом. Структура текстовой части отчета включает следующие позиции.

1. Характеристика структуры земельного фонда (распределение его по категориям и угодьям).

2. Современное качественное состояние земель, динамика развития негативных процессов, связанных с использованием земель.

3. Уровень развития земельных отношений.

4. Управление земельными ресурсами.

5. Международное сотрудничество в области земельных отношений.

6. Основные итоги работы за отчетный год.

Информационной базой для создания пояснительной записки, Регионального и Национального докладов являются официальные данные государственной статистической отчетности по учету земель, а также материалы различных служб, министерств и ведомств.

В пояснительной записке (докладе) дается характеристика земель в разрезе категорий, отражаются изменения, происходящие в структуре использования земель и их правовом положении. Дается характеристика динамики качественного состояния земель в связи с усилением эрозионных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Указываются объемы проведения почвозащитных и противоэрозионных мероприятий.

7. Понятие и содержание земельно-кадастровой документации

Земельно-кадастровая документация имеет строго регламентированный характер, содержание и порядок заполнения которой утверждается государственными органами.

В составе документов государственного кадастра недвижимости выделяют земельно-учетную и земельно-отчетную документацию.

Земельно-учетная документация

Учетные документы государственного кадастра недвижимости подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

К основным документам относятся.

1. Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ).

Содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках:

- кадастровые номера по объектам недвижимости;

- местоположение (адрес) объекта;

- площадь объекта;

- категории земель и разрешенное использование земельных участков;

- описание границ участков и их частей;

- ограничения и обременения;

- экономические характеристики;

- наличие объектов недвижимости на земельных участках.

2. Кадастровое дело – совокупность документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения сведений в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Кадастровые дела предназначены для организации архивного хранения совокупности документов, на основании которых проводится государственный кадастровый учет, и включают: опись документов; заявление на кадастровый учет; правоустанавливающие документы, представленные заявителем; проекты межевания; межевые и технические планы; документы о принятии решения о постановке на государственный кадастровый учет; копии выданных кадастровых паспортов.

3. Кадастровые карты в текстовой и графической форме воспроизводят сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Кадастровые карты бывают следующих видов.

1. Публичные кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.

2. Дежурные кадастровые карты, предназначенные для использования органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

3. Кадастровые карты территорий муниципальных образований, предназначенные для использования органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

4. Кадастровые карты территорий субъектов Российской Федерации, представляющие совокупность кадастровых карт территорий муниципальных образований, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации, и предназначенные для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Производные кадастровые карты, которые содержат обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и иных, связанных с землей процессах. В производстве наиболее часто встречаются оценочные кадастровые карты, на которых отображены контуры оцененных сельскохозяйственных угодий, их номера, площади и баллогектары, которые получены путем перемножения площади участка на рассчитанный по нему балл экономической оценки по стоимости валовой продукции. Встречаются кадастровые карты, на которых отображена кадастровая стоимость земельных участков. Последние необходимо использовать при пересчете площади одних видов сельскохозяйственных угодий в другие в случае невозможности выдела конкретной составляющей земельного пая (например, пастбищ) ввиду ее отсутствия в исходном объекте.

К вспомогательным документам относятся.

1. Книги учета входящих документов, которые включают книгу регистрации заявок на кадастровый учет и книгу учета поступивших выписок из единого государственного реестра прав (ЕГРП) и других справок о правах. Данные книги являются основанием для проведения государственного кадастрового учета; внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости; подготовки выписок и другой информации.

2. Книги учета выданных сведений используются для регистрации исходящих документов, выдаваемых заявителям в соответствии с их заявками, а также другим организациям.

3. Каталоги координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) представляют собой документ, включающий описание местоположения пунктов опорной межевой сети, значения их координат и способы их определения.

Все перечисленные документы ведутся на бланках установленной формы.

Производные документы отражают сведения, предоставляемые органам исполнительной власти, в органы юстиции, налоговую службу, собственникам земельных участков. К производным документам относятся.

1. Перечни земель, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

2. Доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов.

3. Статистические отчеты.

4. Аналитические обзоры.

5. Справочные и аналитические документы.

Земельно-отчетная документация

Основным земельно-отчетным документом является «Отчет о наличии и распределении земель по категориям, угодьям и пользователям».

Составление отчета возложено на структурные подразделения Росреестра, расположенные в муниципальных районах, и производится ежегодно по состоянию на 1 января.

Согласование отчета осуществляется со статистическими, природоохранными органами, а также со всеми службами, использующими земельные ресурсы.

Сброшюрованный и переплетенный отчет включает следующие документы.

1. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (Ф 22-1).

2. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (Ф 22-2).

3. Сведения о распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции по формам собственности (Ф 22-3).

4. Сведения о наличии земель у предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (Ф 22-4).

5. Сведения о распределении общих площадей земель городов по формам собственности (Ф 22-5).

6. Сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по формам собственности (Ф 22-6).

7. Сведения об использовании земель лесного фонда (Ф 22-7).

8. Сведения о землях запредельного пользования.

9. Сведения об изменении площадей сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

10. Сведения об изменении площадей орошаемых сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

11. Сведения об изменении площадей осушаемых сельскохозяйственных угодий используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

12. Сведения об отводе земель для государственных и общественных надобностей.

13. Сведения об изменении общих площадей по категориям земель.

Приведенные выше формы сопровождаются пояснительной запиской, принимающей форму Регионального доклада на уровне субъекта федерации и форму Национального доклада на уровне Российской Федерации в целом. Структура текстовой части отчета включает следующие позиции.

1. Характеристика структуры земельного фонда (распределение его по категориям и угодьям).

2. Современное качественное состояние земель, динамика развития негативных процессов, связанных с использованием земель.

3. Уровень развития земельных отношений.

4. Управление земельными ресурсами.

5. Международное сотрудничество в области земельных отношений.

6. Основные итоги работы за отчетный год.

Информационной базой для создания пояснительной записки, Регионального и Национального докладов являются официальные данные государственной статистической отчетности по учету земель, а также материалы различных служб, министерств и ведомств.

В пояснительной записке (докладе) дается характеристика земель в разрезе категорий, отражаются изменения, происходящие в структуре использования земель и их правовом положении. Дается характеристика динамики качественного состояния земель в связи с усилением эрозионных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Указываются объемы проведения почвозащитных и противоэрозионных мероприятий.

Наши рекомендации