Рентабельность и пути повышения рентабельности коммерческой организации
Цель занятия: отработка практических умений и навыков расчета и оценки показателей рентабельности коммерческой организации.
Задание:
· рассчитать показатели рентабельности и определить их динамику;
· наметить пути повышения уровня показателей рентабельности;
· сделать выводы и дать предложения по повышению коэффициентов.
Литература:
1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 107 – 116.
2. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие для студентов вузов / Т.А. Молибог, Ю.И. Молибог. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 244 – 261.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 238 – 248, 438 - 448.
Конечной целью производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта является получение прибыли. На основе оценки конечных результатов судят об эффективности и целесообразности функционирования предприятия. С точки зрения обеспечения финансовой устойчивости доходность, прибыльность предприятия имеет важное значение, так как прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после всех полагающихся выплат является одним из основных источников финансирования собственных средств.
При оценке данной характеристики предприятия применяется абсолютные и относительные показатели. Это показатели прибыли (эффекта) и рентабельности (эффективности). Основным источником информации является форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Суть показателей рентабельности заключается в сопоставлении финансовых результатов со средствами, использованными для их достижения (затратами), то есть в определении величины прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Показатели рентабельности нужно рассматривать в динамике за ряд лет, их увеличение свидетельствует о финансовом благополучии предприятия, укреплении его финансовой устойчивости. Также необходимо сравнить показатели рентабельности предприятия со среднеотраслевыми их значениями, что позволит сделать соответствующие выводы.
Таблица 50
Анализ коэффициентов рентабельности предприятия
Показатели | условное обозначение, расчетная формула | базисный год | отчетный год | изменение |
А | Б | |||
Чистая прибыль, тыс.руб. | ЧП | |||
Прибыль от продаж, тыс.руб. | Ппр | |||
Средняя хронологическая величина активов, тыс.руб. | ||||
Средняя величина собственного капитала | ||||
Средняя величина долгосрочных обязательств | ||||
Средняя величина основных производственных фондов, тыс.руб. | ||||
Средняя величина материальных оборотных активов, тыс.руб. | ||||
Выручка от продаж, тыс.руб. | РП | |||
Полная себестоимость, тыс.руб. | З | |||
Рентабельность активов | ||||
Рентабельность собственного капитала | ||||
Эффект финансового рычага | Рск-Ра =(Ра-I) , | |||
Рентабельность инвестиций | ||||
Рентабельность авансированных фондов | ||||
Рентабельность основной деятельности | ||||
Рентабельность продаж |
Практическое занятие 6.3