Рентабельность предприятия. Пути ее повышения.

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов,а также природных богатств.Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсамили потокам, её формирующим.

Рентабельность может быть:

· Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Rчп = (Пч / с/с) *100 %, где

Rчп – рентабельность продукции,%

с/с –себестоимость продукции, руб.

Пч –прибыль чистая, руб.

· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

Rос = Пч / Сос *100 %,

Где Сос - стоимость основных средств, руб.

· Рентабельность активов

Rа = Пч/ А*100%,

где А – сумма активов предприятия, руб.

· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — прибыли от продаж к выручке.

Rпродаж = Прибыль от продаж / Выручка *100 %

· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

Rперсонала = Чистая прибыль / Среднесписочная численность*100 %

· Рентабельность перевозок – отношение прибыли за перевозки к общей себестоимости перевозок.

Rпер = Прибыль от перевозок / Собщ * 100%

Пути повышения рентабельности.

Повышение уровня рентабельности организации может быть достигнуто в результате увеличения прибыльности и более эффективного использования ОПФ и оборотных средств. На размер прибыли организации большое влияние оказывает себестоимость продукции, в снижении которой предприятие заинтересовано.

Повышение эффективности использования фондов предприятия достигается в результате увеличения производительности подвижного состава. Организация должно использовать подвижной состав и другие ОС, которые в конкретных условиях эксплуатации могут обеспечить наиболее высокую производительность и меньшую себестоимость продукции.

Наряду с этим организация должно своевременно реализовать ненужное оборудование и приять меры к сокращению оборотных средств.

Точка безубыточности.

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Она определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затратах на ее изготовление. Обязательное условие расчетов – разделение затрат на переменные и постоянные.

Впервые такое разделение было предложено в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.

Рентабельность предприятия. Пути ее повышения. - student2.ru

К – точка безубыточности

ВИ – валовые издержки

ВР – выручка от реализации

ПОИ – постоянные затраты

П – прибыль

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

Точка безубыточности – чуть ли не единственный показатель, о котором можно сказать «чем ниже, тем лучше». Чем меньше нужно продавать, чтобы начать получать прибыль, тем меньше вероятность обанкротится.

Можно ли сказать, что критерий успешной работы организации – это низкая точка безубыточности, а ее рост говорит об ухудшении положении? Можно, только при условии, что масштабы организации не меняются.

Расширение, рост организации неизбежно приводит к росту постоянных затрат. С увеличением объемов производства вырастут затраты на ремонт и обслуживание оборудования, арендная плата за новые помещения, привлечение дополнительного персонала, рост затрат на рекламу и продвижение товара. Как только размер организации увеличиться, то следовательно появиться новая точка безубыточности. А следовательно все точки безубыточности меняются пропорционально оборотам компании.

Мастерская по ремонту автомобилей – организация-производитель автомобилей – автомобильный консорциум с сетью организаций и сбытовых центров по всему миру.

Но если наша организация работает стабильно, продает на одну и туже сумму, не сокращается и не расширяется, но при этом точка безубыточности растет? Следовательно прибыль становится зарабатывать все сложнее. В виноватых могут оказаться кА поставщики, так и сама организация. Виновность поставщиков – это повышение цен на поставляемые материалы, энергию, рост стоимости услуг по доставке или обслуживанию оборудования. Вполне может быть, что мы поспешили повысить заработную плату, невнимательно отнеслись к оборудованию, в следствие чего его ремонт нам дорого обошелся. Может быть мы стали продавать меньше прибыльной продукции.

Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:

1.Критический объем реализации (шт.) = постоянные расходы на объем реализации / (Цена – Затраты переменные на ед-цу продукции)

2.Порог рентабельности (руб.)= Критический объем реализации * цена

3.Запас финансовой прочности (руб.) = выручка от реализации – порог рентабельности

4.Маржа безопасности (шт.) = объем реализации – критический объем реализации

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не получает и прибыли.

Запас финансовой прочности – это сумма, на которую организация может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей.

Задача 1.

Дано:

Показатель Значение
Выручка от реализации, млн руб
Переменные затраты, млн руб
Постоянные затраты, млн руб
Прибыль, млн руб
Цена, тыс руб / шт
Объем реализации, шт
Средние переменные затраты, тыс руб / шт

Решение:

Критический объем реализации – 740 шт

Порог рентабельности – 285,7 млн руб

Запас финансовой прочности – 100,3 млн руб

Маржа безопасности – 260 шт

Таким образом, при объеме реализации 740 шт и выручке от реализации 285,7 млн руб организация возмещает все затраты и расходы полученными доходами, при этом прибыль организации равна нулю, а запас финансовой прочности составляет 100,3 млн руб.

Задача 2.

а\м ГАЗ-САЗ 535 перевозил груз 3 класса на среднее расстояние (l cр) 8 км груз объемом (Q) 40000т. Себестоимость (С\с )10ткм – 8,4 руб, убытки – 3100 руб, тариф за 1т (Т)-10 руб. Найти балансовую прибыль (Пбал.) и рентабельность (R).

Решение:

Грузооборот (Р)= lср*Q = 320000ткм

Собщ = с\с / 10 * Q = 268800 руб

Дпер = Т*Q = 400000 руб

Пбал = Дпер – Собщ – У = 128100 руб

R = Пбал / Собщ * 100 = 47,66%

Задача 3.

Дано: Решение:

Р – 1950000ткм Дох = d*Р = 292500000 руб

Доходная ставка (d)1ткм – 150 руб Расх = с\с*Р = 214500000 руб

с\с 1ткм – 110 руб Пбал = Дох – Рсах + Ппроч = 86000 руб

Ппроч - 8000000 руб R = Пбал/Собщ *100 = 40,09%

Пбал и R - ?

Задача 4.

Дано: Решение:

а\м Краз -256 Р = lср*Q = 588000ткм

перевозил груз 2 кл Собщ = с\с*Р = 1058400руб

lср = 14 км Дпер = Т*Q = 1470000 руб

Q – 42000т Пбал = Дпер – Собщ + Ппроч = 413600руб

с\с 10ткм – 18руб R = Пбал / Собщ * 100 = 39,08%

Ппроч – 2000 руб

Т 1т – 35 руб

Пбал и R - ?

Задача 5.

Дано: Решение:

Дох за перевозку – 950000 руб Ппер = Дпер – расх = 240000руб

Расх – 710000 руб Пбал = Ппер + взносы + Ппроч = 347000 руб

Взносы прибыли в бюджет – 80000 руб R = Пбал / Собщ * 100 = 48,87%

Ппроч – 27000 руб

Пбал и R - ?

Наши рекомендации