Пути повышения рентабельности хозяйственной деятельности организации в условиях рынка

В ходе анализа проведенного во второй части работы можно разработать пути роста прибыли и рентабельности за счет нескольких факторов:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- за счет снижения себестоимости товарной продукции;

- за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.

Из вышеперечисленного можно сделать следующие предложения:

А) Во-первых, для получения максимальной прибыли и рентабельности предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.

Б) Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции.

Другими факторами являются:

- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;

- слаженная работа всех составляющих производственного процесса

(основного, вспомогательного, обслуживающего производства);

- оптимизация потоковых процессов на предприятии.

В) Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта.

Таким образом, изучив третий раздел, можно сказать, что в организации аналитической работы на современном предприятии играет значительную роль применение персональных ЭВМ. Во-первых, использование компьютерных технологий снижает трудоемкость аналитической работы, освобождая аналитика от самостоятельного подсчета большого количества показателей и сосредоточивая его внимание на главной части анализа - интерпретации полученных результатов. Во-вторых, для пользователей аналитической информации все коэффициенты, соотношения, сравнительные характеристики могут быть представлены в удобной и наглядной форме. То есть, наряду с получением информации из типовых форм отчетности, утвержденных законодательно, можно разработать собственные формы исходя из удобств пользователя информации - и возможности создания таких форм зависят только от возможностей используемых программ.

Электронные таблицы - один из самых полезных программных продуктов, предназначены они для вычислений, доступных широкому пользователю и позволяют эффективно решать самые разнообразные задачи из множества отраслей знаний.

Наиболее распространенной среди пользователей является программа MS EXCEL.

Среди других прикладных программ - электронных таблиц, можно выделить программы фирмы Lotus - Пакет 1-2-3.

Также редактор электронных таблиц имеется в составе пакета Microsoft Works, он организован тоже по принципу EXCEL.

После успехов EXCEL в разработке VBA появились Basic-подобные языки макрокоманд в других программах: в Supercalc - язык CA-BLE, в пакете SmartSuite4.0 фирмы Lotus - LotusScript.

В ходе анализа проведенного во второй части работы можно разработать пути роста прибыли и рентабельности за счет нескольких факторов:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- за счет снижения себестоимости товарной продукции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив данную работу можно сделать следующие выводы, отдельно по каждому разделу.

1. В первом разделе изучили показатели прибыли и рентабельности промыщленной организации, их экономическую сущность, роль. Одним из основных требований функционирования любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночных отношений являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами.

Следовательно, основными показателями являются:

Ø Прибыль - экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

1) прибыль от реализации;

2) прибыль от операционных доходов и операционных расходов;

3) прибыль от внереализационных доходов и внереализационных расходов.

Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых организаций за определенный период.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных организаций являются:

· рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли организации (прибыль от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

· рентабельность изделия – определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

· рентабельность оборота – рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объём реализованной продукции.

2. Во втором разделе изучили анализ рентабельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат». В процессе анализа прибыли устанавливается степень фактических значений прогнозным; определяется их динамика; определяются факторы, влияющие на данные показатели; причины роста или снижения; разрабатываются мероприятия по увеличению.

Из данного раздела видно, что в настоящее время роль прибыли и рентабельности возрастает, так как промышленные организации осуществляют свою деятельность на условиях полной самоокупаемости и самофинансирования и не получают дополнительных финансовых средств из госбюджета.

Мы установили, какова краткая социально-экономическая района и объемов деятельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» осуществляет следующие виды деятельности:

Плодоовощная продукция. Данная группа включает в себя:

§ солянки, овощи с мясом;

§ консервы «Овощи тушеные»;

§ консервы «Овощи в заливке»;

§ овощи в томатном соусе;

§ маринады овощные;

§ консервы «Томаты белорусские»;

§ овощи консервированные пряные;

§ овощи маринованные белорусские;

§ первые обеденные блюда;

§ икра из свежих овощей;

§ консервы закусочные;

§ соусы белорусские пряные;

§ соусы томатные;

§ лук в томатном соусе;

§ фасоль или горох со шпиком или свиным жиром в томатном соусе;

§ соки и напитки овощные и плодоовощные;

§ соки фруктовые натуральные и с сахаром;

§ соки плодово-ягодные натуральные и с сахаром;

§ соки березовые;

§ напитки плодово-ягодные;

§ соки плодовые и ягодные с мякотью;

§ плоды и ягоды протертые или дробленые;

§ повидло, варенье.

Консервы мясные и мясорастительные:

§ каши с мясом;

§ говядина тушеная;

§ свинина тушеная и пряная;

§ мясо птицы в собственном соку;

§ бобовые с мясом;

§ изделия макаронные с мясом;

§ ассорти мясное рубленое тушеное

§ соки овощные.

Алкогольная продукция – вина плодовые.

Быстрозамороженная продукция:черника, красная смородина, брусника.

Плодоовощная продукция выпускается в стеклобанке СКО объемом 0,5 л, 1,0 л, 3,0 л, а также в стеклобанке «Твист-офф» объемом 0,2 л, 0,45 л, 0,95 л, 1,5 л, 2,0 л и стеклобутылке «Твист-офф» с обжимной укупоркой объемом 0,75 л и 1,0 л.

Мясные консервы выпускаются в жестебанке № 9 (338 г) и в стеклобанке СКО объемом 0,5 л.

Розлив вина производится в стеклотару 0,5 л и 0,7 л.

Источниками образования имущества ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» доходы от предпринимательской деятельности ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат», доходы, полученные от размещения собственных средств в банках, ценных бумаг, средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством.

Изучив динамику розничного товарооборота мы увидели, что по сравнению с 2008 годом в 2009 году объём реализованной продукции возрос на 17,9 %, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом – на 33,6 %, а в сопоставимых ценах в 2009 году возрос на 7,1 %, в 2010 году – на 29,8 %.Также по ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» положительным является и опережение темпов роста производительности труда по сравнению с фондовооруженностью работников, в 2009 году на 13,2 % (126,6-113,4), и на 12,8 % (129,1-116,3) в 2010 году. Одновременно наблюдается рост объёма реализованной продукции, данный показатель возрастает более быстрыми темпами, что привело к повышению фондоотдачи на 11,6 % в 2009 году, и на 11,6 % в 2010 году. Это является положительным моментом, так как наблюдается более эффективное использование основных средств.

Прибыль от реализации за 2008-2009 годы увеличилась на 30,2 %, а за 2009-2010 годы снизилась на 32,9 %. По прибыли от операционной деятельности за 2008-2009 годы наблюдается снижение на 6,9 %, а за 2009-2010 годы на 89,3 %. Но тем временем в организации по внереализационной деятельности в 2008-2009 годах сложился убыток, в 2008 году – 242 млн р., в 2009 году – 71 млн р., но в 2009-2010 годах происходит рост прибыли от внереализационной деятельности на 74 млн р.

3. В разделе три изучены пути увеличения рентабельности организации. Определили мероприятия, которые помогут ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» улучшить свое хозяйственное положение, укрепиться на целевом рынке, повысить рентабельность организации, что в свою очередь обеспечит конкурентоспособность организации.

Правильно организованное управление итогами хозяйственной деятельности играет большую роль в повышении финансового состояния торговой организации.

Необходимость экономической работы по управлению финансовыми результатами связана с тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительно закупок. Поэтому имеют место просчеты в этой деятельности, которые ведут к образованию запасов в объеме выше потребности или ниже. И то, и другое нежелательно и ведет к отрицательным последствиям.

Прибыль, полученная организацией от продажи товаров, направляется на закупку сырья для производства новых товаров. Вкладывая значительные средства в закупку сырья, организации подвергают себя экономическому риску.

Оправдать экономический риск может только прибыльная деятельность: размер полученного дохода должен покрывать все расходы и обеспечить чистую прибыль. Если этого не будет, деятельность организации будет убыточной.

Основным направлением увеличения прибыли от реализации является увеличение роста объёма реализации товаров. Увеличение объёма реализации товаров одновременно приводит к росту суммы доходов и снижению уровня расходов на реализацию товаров, а соответственно к росту прибыли.

В организации аналитической работы на современном предприятии играет значительную роль применение персональных ЭВМ. Во-первых, использование компьютерных технологий снижает трудоемкость аналитической работы, освобождая аналитика от самостоятельного подсчета большого количества показателей и сосредоточивая его внимание на главной части анализа - интерпретации полученных результатов. Во-вторых, для пользователей аналитической информации все коэффициенты, соотношения, сравнительные характеристики могут быть представлены в удобной и наглядной форме. То есть, наряду с получением информации из типовых форм отчетности, утвержденных законодательно, можно разработать собственные формы исходя из удобств пользователя информации - и возможности создания таких форм зависят только от возможностей используемых программ.

Электронные таблицы - один из самых полезных программных продуктов, предназначены они для вычислений, доступных широкому пользователю и позволяют эффективно решать самые разнообразные задачи из множества отраслей знаний.

Наиболее распространенной среди пользователей является программа MS EXCEL.

Среди других прикладных программ - электронных таблиц, можно выделить программы фирмы Lotus - Пакет 1-2-3.

Также редактор электронных таблиц имеется в составе пакета Microsoft Works, он организован тоже по принципу EXCEL.

После успехов EXCEL в разработке VBA появились Basic-подобные языки макрокоманд в других программах: в Supercalc - язык CA-BLE, в пакете SmartSuite4.0 фирмы Lotus - LotusScript.

Наши рекомендации