Тема: Классификация методов исследования.
Типы исследований по назначению.
1. Этапы научного исследования.
1) Планирование, его задача – разработка программы и методики исследования;
2) Накопление фактов, для проверки предположений сформулированных в программе, т.е. накопление первичных данных об объектах исследования;
3) Математический анализ полученных результатов, а затем формирование выводов и рекомендаций производству.
Приведенный перечень этапов показывает, что на каждом из них решается четко обособленные задачи.
В связи с этим любое исследование требует применения определенных методов. Причем, на каждом этапе нужны свои специфические методы исследования.
2. Определение и классификация методов исследования но назначению.
Метод исследования – это совокупность действий, необходимых и достаточных для решения четко обособленных задач исследования.
По назначению все методы подразделяются на 3 категории:
I. Методы предназначенные для логического анализа и обобщения информации с профессиональных позиций.
К этой категории относятся:
1) Логический метод (логические приемы)
Пример: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, логическое моделирование, т.е. формирование гипотез.
2) Исторический, главная его задача заключается в том, чтобы при планировании исследования анализируя всю известную уже информацию получить четкие ответы на следующие вопросы:
а) Что по теме исследования уже известно и не вызывает сомнения?
б) Что вызывает сомнения и значит требует проверки в новом исследовании?
в) Какие новые идеи и предположения содержатся в публикациях и других источниках информации?
г) Какие ошибки методического и профессионального характера допущены в предшествующих исследованиях?
Эта информация используется в первую очередь для выдвижения собственных гипотез о том, как нужно изменить технологию или условия, чтобы получать лучшие результаты.
3) Диалектический, предназначен для того, чтобы ни программа исследований, ни выводы и рекомендации производству не противоречили общим законам развития природы, т.е. законам диалектики.
Эту категорию методов будем обозначать аббревиатурой ЛИД.
ЛИДиспользуется на первом этапе исследования для разработки программы и методики, а на третьем этапе для формулирования выводов и рекомендаций производству.
II. Методы, предназначенные для накопления первичных данных об объектах.
1) Наблюдение (но не обязательно созерцание);
2) Эксперимент (опыт);
Наблюдение – это совокупность действий необходимых для измерения метрических признаков у объектов или явлений или словесного описания неметрических признаков, причем без каких-либо воздействий на эти объекты или явления.
Наблюдения по назначению подразделяются на следующие виды и разновидности:
1. Контрольно-технологические – предназначены для контроля за технологическим процессом при его управлении;
2. Научные – предназначены для решения определенных научных задач.
Научные наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:
а) Монографические – они предназначены для характеристики одной ГСО по нужным для производства или науки метрическим и неметрическим признакам.
б) Сопутствующие – сопровождают монографические наблюдения или эксперимент для получения сведений, которые невозможно добыть с помощью только эксперимента или монографического наблюдения.
Сопутствующие наблюдения по назначению подразделяются на 2 вида:
1) Ситуационные – предназначены для накопления данных об условиях исследования для того, чтобы потом определить типичными ли они были для данной зоны. Ситуационные наблюдения сопровождают как эксперимент, так и гипотезные наблюдения.
2) Гипотезные – для проверки тех предположений гипотез, которые невозможно проверить самим экспериментом. Следовательно они сопровождают только эксперимент.
Любой эксперимент должен сопровождаться четкой программой гипотезных наблюдений. В ней должны быть только те наблюдения, которые помогут проверить все предположения гипотезы.
ГИПОТЕЗА – в агрономии должна включать три взаимосвязанных предположения:
1. Что на данном этапе в производстве мешает получать лучшие результаты?
2. Предположение о том, как избавиться от этой помехи, т.е. как изменить технологические условия или сами растения, чтобы получать лучшие результаты?
3. Предположение о том, почему надеются, что именно такие изменения способны обеспечить лучшие результаты.
Лекция 5
Тема: продолжение "Классификация методов исследования.
Типы исследований по назначению".
ЭКСПЕРИМЕНТ – это второй после наблюдения метод исследования, в котором для проверки гипотезы искусственно вызывают явления или изменяют условия так, чтобы понять его происхождение, причинность и взаимосвязь другими явлениями, объектами или процессами.
Эксперимент – это активный метод исследования, в отличие от наблюдения, т.к. в нем сам исследователь что-то изменяет, чтобы создать новый способ получать лучший результат.
Эксперименты по назначению подразделяются на следующие:
I. Основной эксперимент – тот, по результатам которого можно формулировать рекомендации к производству.
В зависимости от того, что является объектом исследования он подразделяется на:
1) Полевой эксперимент – когда исследование связано с возделыванием растений;
2) Технологический – если исследование связано с хранением и переработкой растительной продукции.
II. Вспомогательные
а) Лабораторные
б) вегетационные, их проводят в вегетационных сосудах, емкостью от 10 до 200 л.
- Сосуды эти наполняют питательным раствором – такой эксперимент называют водной культурой;
- Кварцевым песком, в котором добавляют то, что требуется для проверки гипотезы – это песчаная культура;
- Сосуды наполняют почвами – это почвенная культура.
в) Лизиметрический эксперимент (лизи – просачивание, метро - измерение) их проводят в специальных сосудах, бетонных или металлических сосудах, называемых лизиметрами, их емкость от 1 до 4 и даже 6 м3.
Они предназначены для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ.
Не пользуйся рекомендациями по результатам вегетационных и лабораторных экспериментов,так как они проводятся в искусственных условиях очень далеких от природной, полевой обстановки. Вспомогательные эксперименты могут сопровождать основной (к примеру – полевой эксперимент), для того, чтобы проверить какую-то часть гипотезы, но их нужно использовать только тогда, когда с помощью гипотезных наблюдений в эксперименте невозможно проверить эту ее часть.
Для всех экспериментов обязательным являются следующие их составные части, т.е. элементы:
1) Объект исследований – это определенная культура или растительная продукция по которой у общества появляется необходимость получать лучшие, чем до сих пор результаты (пример – более высокая урожайность, лучший букет вина и т.д.). Обязателен этот участник в любом эксперименте.
2) Исследуемые признаки у объекта и среды его обитания – это те признаки, по которым нужно обследовать объекты в процессе исследования, чтобы накопить первичные данные и по ним решить удалось ли создать способ, обеспечивающий ожидаемое улучшение результатов (пример – высота растений, содержание сахара в винограде, содержание подвижного фосфора в почве и др.).
3) Исследуемый фактор – это фактор жизни растений или элемент технологии, видоизменяя которые надеются получать лучшие результаты (пример – формировка кустов винограда, ширина междурядий в саду, подвойно-прививочные комбинации и др.).
4) Варианты эксперимента – это определенная разновидность исследуемого фактора от которого надеются получать лучшие результаты, а также его разновидности, необходимые для проверки 1-го и 3-го предположения гипотезы. В любом эксперименте должно быть минимум два варианта, так как чтобы проверить подтвердилась ли гипотеза нужно сравнивать варианты друг с другом.
По назначению варианты подразделяются на следующие виды и разновидности:
1) контроль – это вариант с которым сравнивают то, что вытекает из гипотезы. Различают:
а) абсолютный контроль – это вариант в котором исследуемый фактор исключен из технологии (пример – без удобрений, без гербицидов, без подвязки). Он может быть, а может и не быть в эксперименте.
б) производственный контроль – это такая разновидность исследуемого фактора, которая повсеместно используется в производстве и результатами от которой общество уже удовлетворено.
Производственный контроль обязателен в основном эксперименте, именно с ним нужно сравнивать новые варианты, чтобы решить подтвердилась ли гипотеза, создан ли новый способ получать лучшие результаты.
2) Гипотезные варианты – это те варианты, которые нужны для проверки всех трех предположений гипотезы. Они подразделяются на:
а) основные – те разновидности исследуемого фактора, от которого ожидают (надеются) получить лучшие результаты (пример – новый способ обрезки деревьев, новый элемент основной обработки почвы и др.).
б) дополнительные – те, без которых невозможно проверить 1-е и 3-е предположения гипотезы.
5) Схема эксперимента – это перечень гипотезных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы
Пример:
1. Без гербицидов (контроль)
2. Раундап (4 л/га)
3. Раундап (8 л/га)
4. Ураган Форте 500 SL (3 л/га)
5. Ураган Форте 500 SL (6 л/га)
Остальные элементы у каждого вида эксперимента свои и они будут рассмотрены позже.