Отработано автомобиле-дней всеми автомобилями
Км = -------------------------------------------------------------------------------;
Количество автомобиле-дней нахождения их в хозяйстве
Основная причина снижения этого коэффициента — сверхплановые простои машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в ремонте, организационные причины.
Для характеристики технического состояния транспорта исчисляется коэффициент технической готовности машин (Кт.г.):
Количество автомобиле-дней нахождения машин в исправном состоянии
Кт.г. = --------------------------------------------------------------------------------------------------;
Автомобиле-дни нахождения в хозяйстве
Рассмотренные показатели не раскрывают результатов использования машин в процессе рабочего дня: не весь рабочий день они находятся в движении, т.е. выполняют непосредственно свою работу — часть машин простаивает под погрузкой, разгрузкой в силу других причин.
Иногда автомашины совершают порожние рейсы в одну или даже две стороны, не выполняя никакой полезной работы.
Коэффициент использования пробега (Кп) рассчитывается:
Пробег машин с грузом, км
Кп = ------------------------------------------
Общий пробег машин, км
Важное значение имеет полнота их загруженности, т.е. использования грузоподъемности, нередко машины большой грузоподъемности используются для перевозки маловесных грузов, в результате ухудшается использование автопарка.
Для характеристики этого явления рассчитывается коэффициент использования грузоподъемности машин (Кгр.):
Средняя фактическая загруженность одной машины, т
Кгр. = ---------------------------------------------------------------------------------
Средняя техническая грузоподъемность одной машины, т
Обобщающим показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость грузоперевозок, чем эффективнее используются машины, тем ниже себестоимость одного тонно-километра. Необходимо постоянно анализировать эти показатели, устанавливать причины изменения их, резервы увеличения грузооборота и снижения себестоимости т-км.
Чтобы определить резервы увеличения грузооборота, необходимо провести факторный анализ этого показателя (рис.9.3).
|
|
|
|
|
Рис.9.3. Структурно-логическая факторная модель объема грузооборота
Известно, что объем грузооборота (V) зависит от среднегодового количества машин (М), количества отработанных дней в среднем одной машиной за год (Д), средней продолжительности рабочего дня (П), среднечасовой выработки (ЧВ).
Детерминированная модель объема грузооборота имеет вид:
V = М·Д·П·ЧВ.
Выполним расчет влияния этих факторов на объем грузооборота способом абсолютных разниц:
V0 = М0·Д0·П0·ЧВ0.
DVм = (М1 – М0) · Д0 · П0 · ЧВ0
DVД = М1 · (Д1 - Д0) · П0 · ЧВ0
DVП = М1 · Д1 · (П1 - П0) · ЧВ0
DVчв = М1 · Д1 · П1 · (ЧВ1 - ЧВ0)
V1 = М1·Д1·П1·ЧВ1
DVобщ = V1 - V0; DVобщ = DVм + DVД + DVП + DVчв;
Причинами уменьшения грузооборота в хозяйстве в основном являются: рост целодневных и внутрисменных простоев автомашин, а также холостых (без груза) пробегов.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Какие обобщающие и частные показатели, характеризующие оснащенность с/х предприятий основными средствами производства вы знаете? Раскройте их.
2. Какие показатели характеризуют техническое состояние основных производственных фондов?
3. Изложите методику анализа эффективности использования основных фондов.
4. Перечислите основные факторы повышения фондоотдачи. Как определяют резервы повышения фондоотдачи?
5. Какие показатели характеризуют полноту и интенсивность использования тракторного парка? Как они рассчитываются и анализируются?
6. Какова методика факторного анализа и определения резервов увеличения объема тракторного работ?
7. Изложите методику анализа использования комбайнов и факторного анализа продолжительности уборки урожая.
8. Назовите технико-эксплуатационные показатели работы грузового автотранспорта и порядок их расчета и анализа.
9. Какие факторы определяют объем грузооборота и как рассчитать степень их влияния?
10.Излжите методику выявления и подсчета величины резервов увеличения объема грузооборота.
10. Анализ использования персонала предприятия и фонда оплаты труда
Вопросы: