Рациональное использование трансграничных водных ресурсов.
Вопрос о рациональном использовании трансграничных водных ресурсов является той самой болезненной темой, где руководство Казахстана и Китая все еще не достигли консенсуса. [4].
С конца 90-х начала 2000-х гг. правительство КНР начало реализацию масштабного проекта по развитию своих западных регионов. Стратегия «Большого освоения запада» включает планы по интенсификации использования водных ресурсов, прежде всего, на территории СУАР КНР. В частности, относительно реки Иртыш китайские власти разработали так называемый «проект 635». В соответствие с ним, с конца 90-х гг. на реке были развернуты широкомасштабные строительные работы. Одним из главных целей проекта было строительство водоотводного канала «Иртыш-Карамай». Канал был сдан в эксплуатацию в августе 2000 г., его ширина составила 22 м., а протяженность 300 км. [2].
Помимо строительства канала, «Проект 635» предполагает возведение на Иртыше дамб и нескольких гидротехнических сооружений (ГТС), включая ГЭС [1]. В частности, в 2009 г. в Карамае началось строительство крупнейшего в регионе нефтехранилища, а также сооружается водохранилище в районе г. Алтай для отвода одного из крупных притоков Иртыша – реки Кыран. [2].
Указанные проекты, очевидно, еще больше увеличат забор воды из Иртыша. На территории Китая формируется в среднем 9 куб км воды в год. В настоящее время КНР забирает воду в объеме до 1,5 куб км в год. Учитывая пропускную способность канала «Иртыш-Карамай», китайские власти намерены в перспективе забирать около 4,5-5 куб км воды ежегодно, что составляет примерно 50% от общего стока реки [2].
Казахстанские эксперты прогнозируют, что если Китай будет забирать не 50%, а хотя бы 30% от общего стока реки ежегодно, то это будет равно масштабной экологической катастрофе на территории Казахстана и России.
В то же время, по официальным данным, сегодня для обеспечения добычи на разрабатываемом ею нефтяном месторождении в районе города Карамай, китайская сторона осуществляет забор 0,8 куб км (около 15%) воды в год. [1].
Меры по рациональному использованию вод и предотвращению их загрязнения
Вопросы охраны и рационального использования водных ресурсов в Республике является актуальными. Имея обширную территорию, многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, Республика испытывает недостаточную и неравномерную обеспеченность водными ресурсами. Огромное значение в решении данной проблемы имеет регулирование водопользования. Правовая основа водопользования в Республике Казахстан определена Водным кодексом от 31 марта 1993 года. Основной его задачей является регулирование водных отношений в целях рационального водопользования, охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения, а также предупреждения вредного воздействия на почву.Законом об охране водных ресурсов установлена уголовная и административная ответственность за забор воды сверх плана, загрязнение, бесхозяйственное использование, нарушение режима водоохраны на водосбросах, самовольные гидротехнические работы, повреждение водохозяйственных объектов, нарушение правил эксплуатации. Применяются различные методы и способы: [4].
* Разработка нормативно-правовой базы рационального водопользования;
* Заключение двух- и многосторонних договоров и соглашений по рациональному водопользованию трансграничных водных ресурсов;
* Разработка и применение водосберегающих технологий и современных методов орошения и транспортировке воды;
* Производство берегоукрепительных работ и работ по ликвидации последствий наводнений, селевых потоков и деградации берегов рек;
* Проведение контрольно-инспекционных рейдов по выявлению нарушителей режима водопользования с применением соответствующих штрафных санкций. [4].
Заключение.
Следует отметить, что из-за экономических трудностей, переживаемых Казахстаном, ответные меры не всегда адекватны сложившимся ситуациям. Однако финансирование рационального водопользования и охраны водных ресурсов осуществляется. Проводится работа по межгосударственному сотрудничеству, привлечению инвестиций в водное хозяйство
Результаты казахстанских исследований показывают, что запланированный крупномасштабный забор вод с трансграничной реки Иртыш с большой вероятностью повлечет за собой следующие негативные последствия для Казахстана:
- нарушение естественного водного баланса и природного равновесия в зоне озер Балхаш и Зайсан;
- ухудшение эпидемиологической и экологической обстановки в этих регионах, деградация климата, увеличение естественной концентрации в воде вредных веществ, что сделает ее практически непригодной для хозяйственного и бытового потребления;
- снижение выработки электроэнергии Иртышским каскадом ГЭС: до 25% к 2030 г. и до 40% – к 2050 г.; [3].
- прекращение судоходства на Иртыше к 2020 г.; [3].
- деградация пойменных лугов на Иртыше, снижение уровня Бухтарминского водохранилища и его отделение от оз. Зайсан;
- обострение проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов и снижение урожайности сельскохозяйственных культур. [3].
Использованная литература
1. Заявление вице-председателя Шанхайского Центра международных исследований при ШАОН Пань Гуана в Институте Центральной Азии Д. Хопкинса в Вашингтоне
2. Казахстанская правда за 23 февраля 2011 г.
3. http://enrin.grida.no/htmls/kazahst/soe2/soe/nav/water/wateruse.htm
4. http://www.cawater-info.net/library/rus/almaty/ryabtsev.pdf