Развитие теории и практики менеджмента. Исторические периоды в развитии науки управления. Современные подходы и концепции менеджмента.
Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики менеджмента.
I период - древний. Начало его датируется 9-7 тысячелетием до н.э. Продолжался он примерно до XVIII века. Здесь происходит переход от присваивающего хозяйствования (сбор плодов, охота и т.д.) к производству предметов и продуктов. В этот период формировались государства со своим аппаратом управления.
II период - индустриальный. Он занимает период зарождения капитализма (1776 - 1890 гг.). В работах А. Смита, Р. Оуэна был дан анализ различных форм разделения труда, характеристика обязанностей государства в области управления, высказана идея гуманизации управления производством и ряд других.
Ш период - период систематизации (1856 - 1960 гг.). В это время в меджменте формируются различные направления, школы, течения. Вклад в развитие менеджмента внесли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд ,Г. Мэйо, Д Макгрегор.
IV период - информационный. Он начался в 60-е годы XX века и продолжается до наших дней. В это время разрабатываются концепции управления, опирающиеся на использование математического аппарата и компьютеризации управления.
Сложилось четыре подхода к управлению: с позиции выделения различных школ, процессный, системный и ситуационный.
Первый подход включает школы: научного управления; административную (классическую); человеческих отношений и поведенческих наук; школу науки управления (или количественных методов).
Школа научного управления (1885 - 1920 гг.).Ее основателем является Ф. Тейлор, который сформулировал принципы и методы научного управления:
- научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
- отбор, тренировка и обучение рабочих на основе научных критериев;
- сотрудничество администрации с рабочими;
- равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими;
- использование дифференцированной системы оплаты труда.
Школа научного управления базируется на глубоком разделении труда и рационализации рабочих мест.
Административная (классическая) школа (1920 - 1950 гг.). Ее основателем является А. Файоль, который сформулировал основные управленческие концепции:
- основные принципы управления (разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух);
- теория управления, которая включает в себя комплекс знаний (предвидение, организация, распоряжение, координация и контроль).
Школа человеческих отношений (1930 - 1950 гг.). Ее основателем является Э. Мэйо, который занимался исследованиями межличностных отношений; в производственных коллективах. С точки зрения этой школы производительность труда рабочих зависит не только от действий администрации, но и от психологического и социального климата в коллективе.
Школа поведенческих наук (1930 - 1960 гг.). В ее основе лежит изучение поведения человека. Вклад в развитие этой школы внесли У. Барнард, А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор. Был разработан ряд концепций и положений о формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации.
Школа научного управления (количественных методов). Она получила развитие в 50-х годах XX века как результат использования достижений прикладной математики и инженерных наук в развитии управленческой мысли.
Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль).
Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи и технология), управление которыми должно быть направлено на достижение целей в условиях изменения внешней среды.
Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность и эффективность использования различных методов управления определяется ситуацией с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Среди современных концепций менеджмента выделяют:
- концепцию адаптации, суть которой состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды;
- концепцию глобальной стратегии, которая предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость выработки единой стратегии;
- концепцию целевой ориентации, которая ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания на всех стадиях процесса управления.
3. Функции управления. Понятие функций управления. Их классификация и содержание
Управление - это процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач.
Эти действия получили название управленческих функций или функций менеджмента. Термин «функция» латинского происхождения (functio) и в буквальном переводе означает исполнение, осуществление, деятельность.
Функции управления - это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления. Последовательное выполнение функций менеджмента и составляет процесс управления.
Функции менеджмента разделяют на общие (основные) и конкретные (специальные). Основные функции менеджмента являются общими для процесса управления любым предприятием. Специальные функции менеджмента определяются спецификой и особенностями производства.
Обычно выделяют пять общих функций управления: планирование (прогнозирование), организация, координация (регулирование), стимулирование (активизация, мотивация), контроль (анализ, учет).
Планирование - это выработка и постановка целей и задач по управлению производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.
В сельскохозяйственных организациях вопросами стратегического планирования занимаются руководители. Оперативное планирование осуществляют бригадиры, начальники цехов, управляющие отделениями, главные специалисты. При составлении планов руководствуются следующими принципами: полнота, точность, ясность, непрерывность, экономичность.
Организация - это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для реализации целей и задач предприятия.
Действия, выполняемые при реализации функции организации, следующие: детализация целей; определение видов деятельности для их достижения; поручение различных задач исполнителям и объединение их в подразделения; установление взаимоотношений и нормы управляемости.
Координация (регулирование)- это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения целей предприятия.
Координация включает в себя регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами. Функцию координации обычно выполняет руководитель предприятия.
Стимулирование (активизация, мотивация) - это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности.
Контроль (анализ, учет) - это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления отклонений от установленных планов, норм, правил и требований.
В практике менеджмента существует определенная технология контроля, которая включает концепцию, цели, нормы, методы, объем и область контроля. В основу создания системы контроля должны быть положены принципы эффективности, эффекта влияния на людей, выполнения задач и определения границ контроля. Процедура контроля включает установление стандартов, сопоставление с ними достигнутых результатов, принятие необходимых корректирующих действий.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления предприятием. Каждая функция менеджмента движима другой, в результате чего возникает своего рода круговое движение, точнее движение по спирали.
Конкретные функции менеджмента в сельскохозяйственном производстве следующие: общее руководство (организация и координация деятельности предприятия работниками аппарата управления, главными специалистами и руководителями подразделений); технико-экономическое планирование (выполняется специалистами планово-экономической службы, линейными и функциональными руководителями); технологическая подготовка, технологическое и ветеринарное обслуживание производства (осуществляется работниками агрономической, зоотехнической и ветеринарной служб); техническая подготовка и техническое обслуживание производства (выполняется персоналом инженерной службы); организация труда и заработной платы (выполняется руководителями подразделений, экономистами и нормировщиками); учет и контроль (выполняется работниками бухгалтерской службы с привлечением главных специалистов и руководителей подразделений); охрана труда; сбыт продукции; материально-техническое снабжение; подбор, расстановка, повышение квалификации персонала; делопроизводство и др.
Функции управления разделяются на более мелкие составные части -управленческие работы, которые представляет собой части функций, отдельные трудовые процессы их выполнения, имеющие начало и конец во времени и завершающиеся определенными результатами (например, составление плана, проведение наряда, анализ производственно-хозяйственной деятельности подразделения).
Сложные и трудоемкие работы, в свою очередь, также разделяются на составные части, которые называются операциями. Они раскрывают содержание работ и технологию их выполнения, имеют функциональную направленность, начало и конец.
Выполнение управленческих работ и отдельных операций осуществляют посредством конкретных видов деятельности (ведения расчетов, изучения документов, обдумывания и выдачи заданий, наблюдения, согласования), которые называют элементами. Они показывают, какими способами и приемами выполняются операции, работы и функции в целом. Элементы не имеют функциональной направленности и могут относиться к любой операции или работе и к любой функции. Элементы состоят из еще более мелких действий - движений или микроэлементов.