История возникновения сельского туризма в разных странах
Прообраз сельского туризма появился в Америке во время Великой депрессии – тогда, чтобы вывести страну из кризиса, президент США Ф.Д. Рузвельт воплотил проекты государственного строительства автомобильных дорог, электростанций и других объектов инфраструктуры с активным привлечением безработных на эти работы.
Таким образом, в связи с реализацией проектов Ф.-Д. Рузвельта возникла внутренняя миграция населения, увеличилось количество поездок, во время которых люди нуждались в кратковременном отдыхе и питании. Для удовлетворения указанных потребностей были необходимы малые средства размещения, которыми располагали именно фермерские хозяйства. Поэтому семьи фермеров, живущие вдоль оживленных магистральных автотрасс, и были первыми, кто стал предоставлять услуги подобного характера.
Вторым этапом развития сельского туризма в Америке была реформа образования 50-х гг. XX в. Тогда высшее образование получило значительные государственные субсидии и стало более доступным для сельских жителей, что способствовало переселению молодежи в крупные города, а позднее стало ясно, что повышение уровня образования коррелирует с увеличением интереса к отдыху на природе, эко-туризму, специальным предложениям по сельским путешествиям. Урбанизация городов в 1960–1970-е гг. стала третьим этапом развития сельского туризма, когда распространились т. н. «U-pick farms» (Pick-Your-Own) - фермы, особенностью которых было то, что на них принимали туристов, которые могли проживать непосредственно на ферме, питаться продуктами, произведенными хозяевами, кататься на лошадях, принимать участие в дегустации вин, но главным их преимуществом было то, что туристы могли сами заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории фермы, отсюда и название «U-pick farms» (Pick-Your-Own) – «Ты сам работаешь на ферме».
В Европе развитие сельского туризма было связано с индустриализацией сельского хозяйства, которое в период после Второй мировой войны претерпело существенные модернизационные изменения. Возросшая технологичность привела к росту коммерциализации сельского хозяйства, снижению численности фермеров, снижению цен на сельскохозяйственные товары и общему сокращению фермерских доходов. Это повлекло за собой изменения в сельском хозяйстве как секторе экономики. Исходя из сложившихся условий, фермеры европейских стран (Франции, Великобритании, Италии и др.) стали искать возможность альтернативного использования своих активов путем диверсификации деятельности с целью поддержания достаточного уровня доходов. Так, во Франции к началу семидесятых годов ХХ в. стали предприниматься попытки восстановить баланс между городскими и сельскими территориями. Одним из способов решения проблемы стало использование альтернативных видов деятельности в сельской местности (в т. ч. сельского туризма).
В Великобритании в период 1970-1980-х гг. ХХ в. сельский туризм также стал занимать устойчивую часть туристского рынка – англичан, не хотевших отдыхать за границей, все больше интересовал сельский туризм, в котором они увидели возможность получить комфортный отдых за приемлемую цену.
В Италии существует несколько национальных организаций сельского туризма, самые известные из которых – Terra Nostra, Turismo Verde и Agriturist, и все они поддерживают отношения с парламентом, министерствами, государственными административными органами власти. Эти ассоциации занимаются сертификацией итальянских ферм, осуществляют информационную поддержку фермеров, содействуют разработке и публикации руководств по сельскому туризму, представляют и защищают интересы фермеров.
На Кипре СТО (Cyprus Tourism Organ- isation – Кипрская Туристская Организация) была разработана программа сельского туризма как самостоятельного сектора туристской индустрии, которая и стартовала в 1991 г. при поддержке правительства Кипра. Целью программы является социально-экономическая ревитализация сельских деревень, более выгодное социальное и географическое распределение экономической прибыли от туризма, диверсификация туристского продукта, развитие новых специфических видов деятельности в сельской местности, а также сохранение природы, культуры и окружающей среды.
В России предпосылки развития сельского туризма появились еще в начале XIX в. – сельские местности интенсивно застраивались летними дачами, строились просторные дачные (летние) дома с большими верандами для сдачи в наем на летний период – возник т. н. «дачный промысел».
Сдержали развитие туристской деятельности Великая Отечественная война (1941-1945) и последовавшая за ней послевоенная разруха, с очевидно снизившейся потребностью людей в путешествиях, сокращением свободного времени трудящихся, отсутствием специального или арендованного транспорта, других служб и пр. Таким образом, сельский туризм для России того времени не представлял никакого интереса, и развитие индивидуальных направлений туризма было не востребовано.
Сегодня сельский туризм для России – новое направление туристской деятельности, в связи с чем его всестороннее развитие началось лишь с конца 1990-х гг. ХХ в. В настоящее время сельский туризм только формируется как специфическая форма отдыха в сельской местности с широкой возможностью использования природного, материального и культурного потенциала, а также как бизнеса, приносящего прибыль как частным лицам, так и государству. Безусловно, в России это пока не высокоприбыльный бизнес, а способ уменьшить социальную напряженность и снизить уровень бедности в сельской местности.
Существенным оказалось и то, что построение сельского туризма проходило в России «снизу вверх», практически без участия центральных структур – на правительственном уровне долгое время отсутствовало четко артикулированное политическое решение о поддержке сельского туризма и не были разработаны на федеральном уровне нормативные документы, регламентирующие данный вид деятельности.
Однако, несмотря на существование большого количества проблем, в России существует положительная практика развития сельского туризма, являющаяся тем опытом, на основе которого должна строиться законотворческая деятельность и государственная политика. Так, в настоящее время накоплен определенный опыт сельского туризма и существует ряд регионов, в которых были приняты программы по развитию сельского туризма.[21]
Например, В Алтайском крае администрации 18 районов утвердили программы развития сельского туризма. Ведется работа по созданию новых объектов агротуризма в границах маршрутов "Малое Золотое кольцо Алтая", "Большое Золотое кольцо Алтая", "Казачья подкова Алтая" и других. Дальнейшая поддержка сельского туризма в Алтайском крае будет идти по программе "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы. С 2014 года перечень мероприятий по развитию этого вида туризма планируется включить в эту целевую программу. Предполагается, что сельским усадьбам, принимающим туристов, будут оказывать не только грантовую поддержку, но и помогать продвигать их услуги на российский и международный рынки.
Можно сделать вывод, что уровень развития сельского туризма в Российской Федерации значительно отстает от зарубежного. Внимание к данной сфере деятельности со стороны государства не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Использование потенциала данного вида туристской деятельности для экономического и социального развития наблюдается на примере отдельных региональных программ. Для современной России важное значение имеет разработка федеральной программы развития сельского туризма, проведение целенаправленной, многосторонней и активной государственной политики.[22]
Как показывает мировая практика, агротуризм в первую очередь предназначался для соотечественников и был призван стимулировать внутренние турпотоки, и только на определенном этапе развития агротуры становятся привлекательными для иностранцев. Во многих странах мира аграрный туризм превратился в сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и иную её специфику для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием развития аграрного туризма является то, что средства размещения туристов должны находиться в сельской местности. Однако развитие агротуризма в разных географических регионах имеет свои особенности. А. А. Баканова определила четыре основные модели, по которым возможно развитие агротуристической деятельности (табл. 5).
Таблица 5 - Агротуристические модели и страны, их практикующие
Агротуристическая модель | Страны |
Англо-американская | Великобритания, США, Канада |
Западноевропейская | Франция, Италия, Испания, Германия, Дания, Финляндия, Австрия и другие страны Западной Европы |
Азиатская | Шри-Ланка, Малайзия, Япония |
Восточноевропейская | Болгария, Польша, Чехия, Литва, Кипр, Греция |
Англо-американская модель возникла в англоязычных странах в послевоенный период, когда национальная экономика пребывала в тяжелом состоянии и требовала немедленных мер по выходу из кризиса. В этот период началось активное строительство автодорог, активизировался автотуризм. Именно автотуристы стали в англоязычных странах основными потребителями услуг агротуризма.
Этот факт обусловил следующие характерные черты данной модели:
• ориентированность на внутренний туризм;
• предоставление основного набора услуг, поскольку дополнительные услуги, как правило, не востребованы;
• пренебрежение национальной спецификой (за исключением Англии, где национальная специфика выражена достаточно ярко).
Азиатская модель сельского туризма является полной противоположностью англо- американской модели, поскольку предполагает национальный колорит, большое количество дополнительных услуг и размещение агротуристов в специально построенных «VIP-деревнях» или дорогих национальных гостиницах, расположенных в сельской местности. Азиатская модель развития агротуризма может практиковаться только в тех странах, где выработана высокая культура гостеприимства, туриндустрия находится на довольно высоком уровне и наблюдается стабильный приток иностранных туристов из года в год.
Западноевропейская модель возникла в 1970-е годы во Франции и Италии на фоне кризиса сельского хозяйства, связанного с потерей конкурентоспособности агропродукции на международном рынке. В данном случае агротуризм стал мерой, принятой Евросоюзом для предотвращения деградации и депопуляции аграрного сектора.
Факторами успешности развития и функционирования западноевропейской модели являются:
• системная государственная поддержка агротуристских хозяйств;
• нормативно-правовое и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов;
• создание ассоциаций субъектов агротуризма, поддерживающих порталы с базами данных по всему агротуристическому сектору;
• финансовая поддержка – система льготного кредитования или дотирования агротуристических хозяйств;
• достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние жилого фонда (как правило, это частные дома с автономной системой обеспечения).
Восточноевропейская модель сельского туризма распространена в странах Восточной Европы – Болгарии, Польше, Чехии, а также в Греции и на Кипре. Формирование этой модели происходило в условиях слабо развитого жилищно-коммунального фонда сельского сектора, поэтому требовала разработки программ по реконструкции деревень, соответственно, эта модель, в отличие от западноевропейской модели, является более затратной.
В последние годы интерес к агротуризму начал распространяться и на территории бывшего Советского Союза. Особого успеха в развитии агротуризма достигли Белоруссия, Молдова и бывшие прибалтийские республики.
Существует опыт развития агротуризма и в российских регионах: в Ленинградской, Калининградской, Ярославской и некоторых других областях и краях России. Однако в настоящее время в России имеются только агротуристические ресурсы, но практически нет реального турпродукта, как рыночного товара наделённого соответствующими признаками.
В качестве положительных социально-экономических сторон развития агротуризма можно отметить:
• создание новых рабочих мест для сельского населения;
• приток инвестиций в село;
• увеличение благосостояния сельского населения;
• создание современной социально-бытовой инфраструктуры на селе;
• повышение интеллектуального уровня сельских жителей на базе раз-вития специального образования, направленного на приобретения новых сервисных профессий;
• развитие ремесел;
• повышение роли и значимости местного самоуправления;
• формирование планов развития села с учетом интересов местных жителей.[23]
Далее более подробно проанализируем опыт развития сельского туризма в развитых странах.