История возникновения и развития туризма и индустрии гостеприимства. Туристская деятельность как общественное явление

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Медицинский институт

Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»

Мишунина Г.Е., к.т.н., доцент

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Основы туризма и

гостеприимства»

Направление подготовки: 101100 Гостиничное дело

Профиль подготовки: Гостиничная деятельность

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: (очная, заочная)

Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ

протокол № 14 от «25» июня 2013 г.

Зав. кафедрой _____________ И.Ю. Пономарева

Тула, 2013

Оглавление

1 История возникновения и развития туризма и индустрии гостеприимств Туристская деятельность как общественное явление. ……………………  
  1.1 Путешествия до начала Промышленной революции………………
  1.2 Путешествия и становление массового туризма в период технической революции на транспорте ……………………………………...
  1.3 Развитие туризма в XX веке …………………………………………
  1.4 Основные тенденции в сфере туризма в XXI веке…………………..
  1.5 Туризм и гостеприимство в России: прошлое, настоящее, будущее………………………………………………………………….......  
  1.6 Обзор состояния туризма в мире и в России. Федеральная программа развития туризма в России…………………………………..
Основные понятия и функции туризма ……………………………………
  2.1 Основные понятия туризма: «туризм», «путешествие», «турист», «туристская отрасль», «туристская индустрия», «туристские ресурсы», «туристский продукт», «туристские услуги», «тур», «туристский центр» и т.п. ………………………………………………...    
  2.2 Функции туризма: восстановительная, развивающая, развлекательная ………………………………………………………………....
  2.3 Условия, необходимые для успешного функционирования и развития туристского центра: природные богатства, инфраструктура, материальная база, транспорт, культурный потенциал …………….
Значение туризма в решении экономических, социальных и гуманитарных проблем общества …………………………………………………
  3.1 Возможности экономического воздействия туризма. Пассивный и активный туризм. Туристский баланс. Влияние туризма на развитие потребительского спроса, развитие отраслей, выпускающих потребительскую, сувенирную и специальную туристскую продукцию, а также на увеличение доходов транспортных, раз­влекательных предприятий, средств связи. Туризм и валютные поступления. Проблемы местного туризма и пути их решения …    
  3.2 Туризм и социальные проблемы общества. Влияние туризма на оздоровление общества. Туризм и повышение уровня жизни трудящихся. Роль туризма в решении проблемы безработицы. Экологическое воздействие туризма. Факторы развития туризма, требующие координации ……………………………………………..    
  3.3 Гуманитарное развитие общества. Туризм - совмещение отдыха с познанием. Мирная направленность туризма. Интеллекту­альное содержание туризма и экскурсий. Туризм и воспитание подрастающего поколения …………………………………………...............    
Классификация туризма ……………………………………………………
  4.1 Критерии классификации туризма …………………………………..
  4.2 Виды классификаций …………………………………………………
Понятие туристского продукта, его составные части. Разработка и потребительские свойства турпродукта………………………………………
  5.1 Туристская услуга, состав туристских услуг: перевозка; размещение; питание; экскурсии и экскурсионное обслуживание; аттракции, игры, развлекательные занятия, игорный бизнес; концерты, зрелищные и спортивные мероприятия. Основные и дополнительные услуги……………………………………………………………...    
  5.2 Работы, как разновидность туристской услуги……………………...
  5.3 Туристские товары: товары для путешествия, беспошлинная торговля, шопинг, включение туристских товаров в стоимость тура, шопинг туры…………………………………………………………...    
  5.4 Тур, турпакет, туристский маршрут………………………………….
  5.5 Туристский продукт. Соответствие состава туристского продукта требованиям потребителей……………………………………………  
  5.6 Порядок разработки туристского продукта: изучение спроса потребителей, определение видов, форм и элементов туристского продукта, периодичности его предоставления; разработка вер­бальной модели тура; оценка экономической эффективности и целесообразности разработки туристского продукта. Оптимизация туров……………………………………………………………………
  5.7 Показатели потребительских свойств тура. Технология об­служивания как инструмент качества в туризме. Дифференциро­ванный подход к организации туристского обслуживания………...    
Туристская индустрия………………………………………………………
  6.1 Организаторы туризма: туроператор, турагент. Их цели и функции на туристском рынке…………………………………………………
  6.2 Транспортные перевозки туристов…………………………………...
  6.3 Средства размещения туристов………………………………………
  6.4 Система общественного питания……………………………………..
  6.5 Развлечения и система аттракций…………………………………….
  6.6 Экскурсии в программе туров………………………………………...
  6.7 Страхование……………………………………………………………
  6.8 Банковские и финансовые услуги……………………………………
  6.9 Информационные услуги……………………………………………..
  6.10 Факторы влияния на конкурентоспособность туристского обслуживания: качество, надежность, безопасность, оправданность цены, сегментация потребителей, сезонная дифференциация цен, скидки и льготы………………………………………………………  
Структура управления туризмом и индустрией гостеприимства в России. …………………………………………………………………………..
  7.1 Нормативная база, федеральные законы и другие нормативные документы……………………………………………………………  
  7.2 Влияние государства на развитие туризма и индустрии гостеприимства…………………………………………………………………  
  7.3 Структура управления………………………………………………
  7.4 Крупные туроператоры России……………………………………
Международные туристские организации и мероприятия………………
  8.1 Всемирная туристская организация (UNWTO)……………………...
  8.2 Другие туристские организации всемирного характера. Научные туристские организации……………………………………………….  
  8.3 Региональные международные туристские организации…………...
  8.4 Отраслевые организации…………………………………………......
  8.5 Календарь регулярных международных туристских меро­приятий.
Индустрия гостеприимства: мировой и национальный опыт…………
  9.1 Роль гостиничных услуг в туризме…………………………………..
  9.2 Основные типы туристских гостиниц, функциональные требования к ним……………………………………………………………….  
  9.3 Классификация гостиниц по уровню обслуживания. Виды классификаций. Основные параметры в системах классификаций гостиниц. Характеристика гостиниц разного уровня…………………...    
  9.4 Номерной фонд………………………………………………………...
  9.5 Принципы обслуживания в гостиницах……………………………...
  9.6 Здания гостиницы: качественные требования; водоснабжение, энергоснабжение, санитарные требования; безопасность и охрана; технические требования; номера; стандарты оборудования и мебели; общественные зоны; зоны вне здания гостиницы.    
  9.7 Организационная структура гостиничного хозяйства………………
  9.8 Службы гостиницы и их назначение…………………………………
  9.9 Ресторанный бизнес…………………………………………………
Гостиничный бизнес и динамика его развития……………………………
  10.1 Гостиничные цепи и корпорации. Корпоративные гостиничные компании. Основные мировые сети отелей и бренды………………  
  10.2 Независимые гостиничные компании………………………………..
  10.3 Рейтинг гостиничных компаний и корпораций……………………...
  10.4 Компании специализирующиеся на управлении гостиницами. Способы управления гостиницами: гостиничные цепи, франшизное соглашение, контракт на управление, арендное соглашение, независимые гостиницы. ……………………………………………..    
  10.5 Тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии……...
Список рекомендуемой литературы …………………………………………………

История возникновения и развития туризма и индустрии гостеприимства. Туристская деятельность как общественное явление

1.1 Путешествия до начала Промышленной революции

1.2 Путешествия и становление массового туризма в период технической революции на транспорте

1.3 Развитие туризма в XX веке

1.4 Туризм и гостеприимство в России: прошлое, настоящее, будущее

1.5 Основные тенденции в сфере туризма в 21 веке

1.6 Обзор состояния туризма в мире и в России. Федеральная программа развития туризма в России.

Наши рекомендации