Зацию сельского хозяйства и отказаться от экстенсивного пути развития.
В промышленности также предпринимались попытки модернизации. Развитие советской
экономики середины 50-х гг. проходило под знаком возрастания роли технического
прогресса. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции
(НТР) в СССР. Промышленность страны поднимается на качественно новую ступень. В
ней насчитывается около 300 отраслей и видов производства. Расширилась металлургиче-
ская база СССР, существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд
крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях
промышленности. Приоритет по-прежнему отдавался развитию отраслей тяжелой про-
мышленности (группа А). В 1960 г. на долю предприятий группы «А» приходилось уже
почти 73% общего объема производимой в стране продукции. По сравнению с пятой пя-
тилеткой (1951-1955 гг.) возросли темпы капитального строительства: если каждый год в
среднем в строй вступало по 600 новых предприятий, то в шестой пятилетке (1956-1958
гг.) - по 800. Темпы развития промышленности в 1956-1958 гг. составили 10-15% против
__________планового задания в 7,6%.
Характерной чертой экономической политики в эти годы стало увеличение средств на
реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих предприятий. Раз-
мещение промышленности становится более рациональным, приближенным к источникам
сырья. Особенно быстро шло развитие машиностроения. Велись работы по созданию еди-
ной энергетической системы в европейской части СССР. Были введены в строй такие ги-
гантские электростанции, как Куйбышевская, Сталинградская, Каховская. Рост энерго-
вооруженности позволил сократить долю ручного труда. Увеличилась протяженность
железных дорог, выросла их пропускная способность. С 1957 г. было прекращено произ-
водство паровозов, осуществлялся перевод на электрическую и тепловую тягу. В годы се-
милетки (1959-1965 гг.) эта тенденция сохранилась. Опережающими темпами увеличива-
лось производство электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, хи-
мической промышленности, добывались нефть и газ. Качественно изменился топливный
баланс страны: в 1965 г. доля нефти и газа в нем составила 52% вместо 32% в 1958 г. Шло
интенсивное строительство новых нитей нефте- и газопроводов.
Что касается легкой промышленности, то здесь развитие шло значительно медленнее. С
одной стороны, хронически ощущался недостаток финансовых средств, выделяемых из
бюджета, а с другой - будучи тесно связанной с сельскохозяйственным производством,
она напрямую зависела от переживаемых сельским хозяйством трудностей. Причиной от-
ставания легкой промышленности были также экономические воззрения руководства
страны.
Хрущев и его окружение считали, что производство средств производства должно значи-
тельно опережать производство предметов потребления, поэтому технический прогресс не
распространялся на группу Б, а в условиях «холодной войны» приобрел военно-
промышленную направленность. Советские ученые занимали лидирующее положение в
мире в области физики и других точных наук, что позволило осуществить прорыв в ряде
отраслей и добиться впечатляющих успехов. В «приоритетных» отраслях сосредоточива-
лись лучшие кадры и ресурсы. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ле-
докол «Ленин», в 1954 г.построена первая в мире атомная электростанция, 4 октября
1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник
Земли. Советский Союз стал пионером освоения космического пространства. 12 апреля
1961 г.первый в истории полет человека в космоссовершил советский летчик-
космонавт Ю.А. Гагаринна корабле-спутнике «Восток».
Качественные сдвиги в структуре промышленности потребовали изменения форм и мето-
дов руководства ею. Для руководства внедрением в народное хозяйство достижений нау-
ки, техники и новейших технологий в 1955 г. вновь был образован Государственный ко-
митет Совета Министров по новой технике (Гостехника СССР). В 1957 г. проводится ре-
форма управления промышленностью и строительством. Как уже отмечалось выше, пере-
ход от отраслевого принципа к территориальному не дал ожидаемых результатов, по-
скольку не позволил проводить единую техническую и технологическую политику внутри
отраслей. Система директивного планирования не могла оперативно реагировать на изме-
нения, порожденные научно-технической революцией. Для этого она была слишком гро-
моздкой и неповоротливой. Это становится тормозом индустриального развития страны.
Поиски эффективного механизма хозяйственного развития неизбежно приводили к эко-
номическим методам управления (прибыль, цена, рентабельность). Вопрос о материаль-
ном стимулировании труда также неоднократно ставился в эти годы, в том числе и самим
Хрущевым. В 1962 г. была даже создана специальная комиссия под руководством А.Н.
Косыгина для анализа тенденций экономического роста и поиска путей обновления хозяй-
ственного механизма. Однако принцип материальной заинтересованности вступал в явное
противоречие с идеологическими воззрениями партийного руководства страны и пропа-
гандистской риторикой. Считалось, что материальное стимулирование порождает «част-
нособственническую психологию» и «шкурные интересы».
В условиях «оттепели» возросла трудовая активность советских граждан. Инициативой
снизу была рождена новая форма соревнования - движение за коммунистический труд.
Начало ему было положено в октябре 1958 г.молодежным коллективом депо Москва -
Сортировочная на железной дороге. Девизом движения стало - «Учиться, работать и жить
по-коммунистически». Новаторы наряду с чисто производственными задачами ставили
перед собой задачи социального характера, в том числе повышение уровня образования,
квалификации, участие в художественной самодеятельности и т.п. «За коммунистическое
отношение к труду» боролись не в одиночку, а целыми бригадами, цехами и предпри-
ятиями. В стране развернулось соревнование за звание «бригад коммунистического тру-
да». Движение превратилось в мощную пропагандистскую кампанию. Число его участни-
ков быстро увеличивалось. Если в конце 1958 г. в соревновании за звание «бригады ком-
мунистического труда» участвовало 35 тыс. человек, то в 1961 г. - более 20 млн. Беспре-
цедентный рост числа участников движения привел к его профанации и выхолащиванию.
В условиях роста дефицита продуктов и товаров народного потребления моральное поощ-
рение победителей соревнования утрачивало свои стимулирующие функции и перестало
что-либо значить.
В мае 1957 г. Н.С. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР сможет догнать и пере-
гнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Поставленная зада-
ча преследовала не только экономические, но и социальные цели. Предполагалось на
практике доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим. По-
этому одной из основных задач социальной политики в годы «оттепели» становится «по-
вышение благосостояния народа». В январе 1957 г. была повышена заработная плата низ-
кооплачиваемым категориям рабочих и служащих. В среднем повышение произошло на
35%. Был также установлен необлагаемый минимум заработной платы и снижены налоги
на доходы рабочих и служащих. Прекратилась практика проведения принудительных
внутренних займов. В 1956 г. в два и более раза увеличились размеры пенсий подавляю-
щему большинству пенсионеров. Теперь пенсию по старости могли получать мужчины с
60 лет, а женщины с 55. Настоящей революцией в пенсионном деле было введение летом
1964 г. пенсий для колхозников. Реальные доходы населения за 1950-е годы увеличи-
лись в 1,6 раза. С 1956 г. продолжительность рабочего дня для рабочих в предвыходные и
предпраздничные дни была сокращена на 2 часа, установлен 6-часовой рабочий день для
подростков в возрасте 16 - 18 лет. В течение 1956 -1960 гг. завершился перевод всех рабо-
чих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах - на 6-часовой рабочий
день. Рост благосостояния имел однобокий характер. Уровень жизни советских граждан в
городах был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Но и здесь произошли поло-
жительные перемены. В 1956 г. было принято решение об авансировании оплаты труда
колхозников. Теперь они получали заработную плату ежемесячно, а не только в конце го-
да, как раньше. Возросли натуральные и денежные доходы крестьян. В 1958 г. были отме-
нены обязательные поставки продовольствия из личных подсобных хозяйств. О росте бла-
госостояния свидетельствует увеличение потребления промышленных и продовольствен-
ных товаров с конца 1950-х годов. Началась продажа населению товаров длительного
пользования (мебель, телевизоры, холодильники и т.п.) в кредит. Рост денежной массы у
населения при низких темпах производства товаров народного потребления усилил ин-
фляцию. Поэтому в 1960 г. прошла денежная реформа, установившая курс новых денег к
старым 1:10.
Годы «оттепели» ознаменовались настоящим прорывом в жилищной сфере. Нехватка жи-
лья при бурных темпах промышленного развития вела к социальной напряженности в го-
родах. Выход был найден в индустриальном методе строительства. В 1954-1957 гг. была
принята серия постановлений о переходе к типовому домостроению. При этом осужда-
лись «парадность и украшательство» в архитектуре. В проектах типовых домов до физио-
логического минимума сокращались «дополнительные площади» (коридоры, ванны, кух-
ни). Значительно опускались потолки и сужались лестничные клетки. Кладовки, мусоро-
проводы и лифты не предусматривались как «удорожающие» факторы. Это были неудоб-
ные квартиры с плохой звукоизоляцией. Они вошли в историю под названием «хрущоб».
Все же следует помнить, что с помощью этих типовых застроек удалось в короткий срок
снять жилищный кризис в стране. На более комфортное жилье в стране не было средств.
Люди, ютившиеся в общежитиях, коммуналках и бараках, мечтали даже об этих отдель-
ных квартирах. С 1955 по 1964 гг. новоселье справили около 54 млн советских граждан.
Однако иллюзии, вызванные у широких слоев населения продекларированной руково-
дством страны программой, нацеленной на создание высокого уровня жизни советского
народа и на демократизацию советского общества, довольно быстро развеялись. С 1962 г.
провал экономической политики Хрущева стал очевидным. Прилавки магазинов опусте-
ли, на часть продуктов были введены карточки. В июне 1962 г.правительство приняло
решение о повышении розничных цен на мясо, молоко, масло, мотивируя его необхо-
димостью быстро увеличить продукцию животноводства. Это постановление вызвало в
стране взрыв возмущения. Донесения КГБ, непрерывно поступавшие в ЦК КПСС, сооб-
щали о призывах к митингам и забастовкам в знак протеста против повышения цен в Мо-
скве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске, Челябинске, Иванове, Донецке, Фрунзе, Риге,
Тбилиси и других городах. Основное требование людей состояло в том, что государство
не должно решать экономические проблемы за счет народа.
Но самой внушительной демонстрацией протеста против внутренней политики прави-
тельства стали события в Новочеркасске. Здесь повышение цен совпало с очередным
снижением расценок, фактически означавшим уменьшение зарплаты на крупнейшем в го-
роде предприятии - электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Первого июня на НЭВЗе на-
чался стихийный митинг. С красными флагами и портретами Ленина под лозунгом «Мяса,
молока, повышения зарплаты!» рабочие двинулись к зданию горкома партии. Их поддер-
жали рабочие других предприятий города. Местные власти представили экономическую
забастовку как антисоветское выступление. В «бунтующий» город срочно вылетели чле-
ны Президиума ЦК и секретари ЦК Козлов, Микоян, Ильичев, Полянский, Кириленко,
Шелепин. По согласованию с Хрущевым на них были двинуты танки и войска. Число
жертв составило 24 человека и десятки людей ранены. В течение недели в Новочеркасске
шел «открытый судебный процесс», на котором поочередно присутствовали около 5 000
представителей различных заводов. Семеро «преступников» были приговорены к расстре-
лу, остальные получили по 10 - 15 лет лишения свободы. В июне 1962 г. была принята 70-
я статья УК РСФСР, восстановившая политические репрессии.
44.
В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохра-
нение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен
новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но
сохранить единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее распростра-
ненные объяснения, которые предлагают исследователи: — СССР создавался в 1922 г. как
федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в госу-
дарство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между
республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и
межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности за-
гонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты
приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть
до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным; — СССР созда-
вался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по
территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924,
1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР.
В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процес-
сов; — сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал эко-
номическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудно-
стей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к само-
изоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; — советская полити-
ческая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем ко-
торой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС,
утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны; — един-
ство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим
единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, кото-
рый был заполнен националистическими идеями; — политический, экономический, идео-
логический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования,
привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные
элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столь-
ко в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал
настроения и намерения национальных партийно-государственных элит. Значение распада
СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента рас- пада
СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на
месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным
выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независи-
мых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в
Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глу-
бокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возник-
ли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России,
национальных меньшинств в целом.
49.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления
там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война,
завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские
вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи
жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе. Кризис в экономике,
снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной небла-
гоприятных для президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одер-
жали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. <Наш дом - Россия> - партия власти, воз-
главляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей. Россия в 1996-1999 гг. Летом
1996 г. на пре-ьзидентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгано-
вым победил Б. Н. Ель-цга. Избиратели в очередной раз показали, что юзвращения в про-
шлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они
не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оп-
равдал. С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин -
С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. про-
изошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих
лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Рос-
ла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о кор-
рупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных пред-
принимателей, тесно связанных с властью). Отношения президента и правительства, с од-
ной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер. Вместе с
тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял
устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потре-
бителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым
стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране.
Большинство в Думе получили движение <Единство>, открыто заявлявшее о своей про-
правительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью
группа <Регионы России>, фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Ду-
ме заняло движение <Отечество - вся Россия>. Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась
в меньшинстве.
50.
31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000
г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г.
занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую пози-
цию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностран-
ных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жи-
лые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртер-
рористической операции в Чечне. Новый президент заявил о продолжении либеральных
экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом наме-
рении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона.
Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов-
и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федера-
ции, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000-2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли
серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения испол-
нительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволи-
ло приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, , банковской реформ, при-
нять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важней-
шим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в
России.__