Рекомендованное время на выполнение работы: 45 минут
Школьный этап
Класс
Рекомендованное время на выполнение работы: 45 минут
1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
А)Игра, труд, отдых, учёба.
Б) Суждение, потребность, вывод, умозаключение.
За каждое правильно указанное лишнее слово - 1 балл.
За каждое правильное пояснение – 1 балл.
Максимальный балл – 4.
2. Составьте предложение из рассыпавшихся слов:
Рождается, существо, как, личность, как, человек, биологическое, развивается.
За правильно составленное предложение – 2 балла.
3 . Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Охраняемая природная территория, на которой ограничивается хозяйственная деятельность человека. 2. загрязнённая атмосфера в городах. 6.Передача потомкам
опыта и качеств предыдущих поколений. 7. Крупное животное, обитатель Приокско-террасного заповедника. 9. Активная оболочка Земли, населённая живыми организмами. 10. Основной источник загрязнения воздуха в крупных городах.
По вертикали:
1.Попадание в природу вредных веществ. 3.Покрытая водой часть Земли. 4.Государственный служащий, проверяющий состояние чего-либо, соблюдение определённых норм. 5.Запас. 8.Естественная среда обитания человека.
За каждое правильно написанное слово – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
4. Установите соответствие между ресурсами семьи и примерами ресурсов.
Ресурсы семьи | Примеры |
А) материальные | 1) Пенсия бабушки |
2) Мелкий ремонт мебели | |
Б) трудовые | 3) письменный стол |
4) Стипендия брата | |
В) финансовые | 5) Холодильник |
За каждый правильный пример – 1 балл.
Максимум – 5 баллов.
Познакомьтесь со стихами современной писательницы Марины Семёновой.
Жила-поживала когда-то большая семья, Настала пора переезда в иные края. Когда же мешки с барахлом выносили во двор, У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор, И «против» и «за» раздавались у них голоса – Вести или нет им с собою дворового пса. И тот, чьих зубов опасался полуночный вор, Лежал и внимательно слушал людской разговор. «Я стал им не нужен…Зачем притворяться чужым?» И больше не поднял с натруженных лап головы. Спустя поколение снова настал переезд На поиски более щедрых и солнечных мест. И бывшие дети решали над грудой мешков – Вести или нет им с собою своих стариков. |
Ответьте на вопросы:
Что стало предметом семейного раздора? Чью сторону вы бы заняли в подобном споре? Как повлияло поведение взрослых на отношение к ним детей в будущем? Объясните смысл русской пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимум – 4 балла.
6. Выведи на основе приведённых суждений своё умозаключение:
А) Саша сильнее, чем Миша. Миша сильнее, чем Петя. Следовательно, слабее всех ________.
Б) Витя внимательнее, чем Коля. Коля внимательнее, чем Сергей. Значит, самый внимательный _____________.
В) Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Снежка. Мяукает громче всех __________.
Г) Берёза на 153 года старше дуба. Берёза на 3 года моложе сосны. Следовательно, самое старое дерево ____________.
Д) Тетрадь толще дневника и светлее учебника. Тетрадь тоньше учебника и темнее дневника. Следовательно, толще всего _______________, а светлее всего ____________.
За каждое правильное умозаключение - 1 балл.
Максимум – 5 баллов.
Установите, что является общим, а в чём различия между человеком и животными. Ответ запишите в таблицу.
Общее (2) | |
Различия (3) | |
Свойства, присущие только животным | Свойства, присущие только человеку |
За каждую правильно названную позицию – 1 балл.
Максимум – 5 баллов.
Максимальный балл за работу -35 баллов.
(Примерные задания)
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
Школьный этап
Класс
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимум – 5 баллов.
Определите обществоведческий термин.
1) Вид деятельности человека, в процессе которой он создаёт предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.
2) Запасы средств, используемые для ведения домашнего хозяйства.
За каждый правильно названный термин - 1 балл.
Максимум – 2 балла.
3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
А)Мастер, творец, торговец, ремесленник, работник.
Б) Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, государство.
За каждое правильно указанное лишнее слово - 1 балл.
За каждое правильное пояснение – 1 балл.
Максимальный балл – 4.
Максимум – 4 балла.
Максимум – 2 балл.
6. Прочитайте задания и ответьте на вопросы:
1) Какие особенности подростка отражаются в следующем высказывании М.Твена: «Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек поумнел»?
2) Русский мыслитель В.Г. Белинский говорил: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». Приведите примеры патриотических дел. Как может доказать свой патриотизм обычный гражданин?
Максимум – 3 балла.
7. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу.
1) Человек - существо общественное.
2) Любой конфликт рано или поздно заканчивается.
3) Гражданином РФ житель России становиться с рождения.
4) Поколение – это группа людей, родившихся в определённый период в определённом месте, сформировавшихся в определённых исторических условиях.
5) Любая деятельность человека носит продуктивный характер.
6) Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
7) Мораль опирается на идеи добра и зла.
Максимум – 7 баллов.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Деяние, нарушение норм права. 2. Всегда подразумевает то, что подлежит безусловному выполнению. 5. Осуществление действий на законных, честных основаниях. 8. Представляет интересы обвиняемого в суде. 9. Вооружённые силы государства. 10. Определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. 12. Регулирует наиболее важные общественные отношения, обладает высшей юридической силой.
По вертикали: 1. Осуществляет надзор за исполнением законов. 3. Охраняет общественный порядок, борется с преступностью. 4. Руководящее начало, правило, образец.5. Разрешает конкретные правовые споры на основе закона. 6. Возможность делать всё, что не нарушает закон. 7. Они характеризуют признаваемую законом определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству. 11. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом (одним словом). 13. Удостоверяет всевозможные сделки (договоры), оформляет право на наследство.
Максимум – 13 баллов.
Школьный этап
Класс
Максимум – 7 баллов.
2. Укажите лишнее в ряду. Дайте краткое пояснение.
1) Обычай, ритуал, традиция, политика, церемония.
2) Обмен, потребление, натуральное хозяйство, распределение, производство.
Максимальный балл – 4.
3. Оцените суждения как верные или неверные:
3.1.
А. Основные сферы жизни общества достаточно изолированы друг от друга, поскольку охватывают определённый вид отношений.
Б. Изменения в одной сфере общественной жизни влекут за собой изменения в других сферах.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верно А и Б 4) неверны оба суждения |
3.2.
А. Понятия «индивид» и «индивидуальность» являются синонимами.
Б. Без общества индивид не может стать личностью.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верно А и Б 4) неверны оба суждения |
3.3.
А. Природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов.
Б. Природа – это всё что окружает человека.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верно А и Б 4) неверны оба суждения |
3.4.
А. В товарном хозяйстве, в отличии от натурального хозяйства, используется разделение труда.
Б. Для товарного хозяйства характерно производство продукции для продажи.
1) верно только А 2) верно только Б | 3) верно А и Б 4) неверны оба суждения |
Максимум - 4 балла.
Прочитайте приведённый текст, предложения которого пронумерованы. Определите, какие предложения в тексте являются: А) фактами; Б) мнениями.
1) Общество – результат совокупной деятельности людей.
2) Аристотель утверждал, что только люди способны добровольно объединяться в общество, что делает человека «политическим животным».
3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определённых функций.
4) На наш взгляд, одна из самых актуальных для общества функций – поддержание баланса с природой.
Максимум – 4 балла.
Максимум – 6 баллов.
6. Закончите определение, напишите понятие:
1) Земная оболочка, охваченная жизнью.
2) Мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Максимум – 2 балла.
Максимум – 6 баллов.
8. Решите кроссворд:
По горизонтали: 1.Процесс создания материальных благ. 2.Территория, находящаяся во владении или пользовании. 3.Определённое количество товаров и услуг, выброшенных на рынок по цене производителя. 4.Большая сумма денег.
По вертикали:
5.Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 6.Использование товаров для удовлетворения потребностей. 7.Сообщения, осведомляющие о положении и состоянии дел. 8.Знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. 9.Сфера, обеспечивающая производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг в обществе. 10.Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей.
Максимум – 10 баллов.
Школьный этап
Класс
Рекомендованное время на выполнение работы: 45 минут
1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.
А)Игра, труд, отдых, учёба.
Б) Суждение, потребность, вывод, умозаключение.